Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме "Календарный фольклор: заклички -веснянки, детские колядки и др."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Панкратова Лариса Ивановна

Цель урока: познакомить детей с ролью и местом календарного обрядового фольклора в иистории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие "обряд" и роль песни при совершении обрядов; рассказать о календарно-обрядовых песнях, их сюжете и композиции, действующих лицах обрядового фольклора; развивать навыки работы с фольклорными текстами;  воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

по литературному чтению на родном (русском) языке

по теме «Календарный фольклор: заклички-веснянки, детские колядки и другое»

Выполнила:

Панкратова Лариса Ивановна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ Вильской средней школы

г.о.г.Выкса, р.п.Виля

2021 год

Тема урока:

Календарный фольклор:  заклички- веснянки, детские колядки и другое.

Цель урока: познакомить с ролью и местом календарного обрядового фольклора  в истории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие «обряд»

и роль песни при совершении обрядов; рассказать о календарно-обрядовых

песнях, их сюжете и композиции, действующих лицах обрядового фольклора;

развивать навыки работы с фольклорными текстами;

воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Задачи урока:

  • Развивающая – развитие умения самостоятельно мыслить, развитие навыков к восприятию и анализу фольклорных текстов
  • Обучающая – повторить и систематизировать знания обучающихся о фольклоре; развивать умения воспринимать фольклорный текст в единстве содержания и формы, слушать, читать и анализировать календарно-обрядовые песни.
  • Воспитательная – способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии через прослушивание и исполнение русских народных песен.

Вид урока: изучение нового материала

Оборудование урока – аудиозаписи русских народных обрядовых песен, тексты песен; песенка Шаинского «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»; презентация.

Методические приемы –  рассказ учителя, прослушивание, чтение и анализ песен, игра, работа в тетрадях.

Ход урока

  1. Оргмомент. Слайд 1-2
  2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит куплет песни «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»

  • На какие мысли вас настроила мелодия?
  • Когда мы слушаем эту музыку?

Это авторская песня, а есть песня которую сочинил народ, и когда её исполняют водят хоровод вокруг именинника.

Кто напомнит слова песни? (Дети исполняют хоровод)

Как на Катины именины испекли мы каравай…

Такие жизненные моменты, как Дни рождения, юбилеи, праздники люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. А сами действия называются обрядами; песни и танцы, исполняемые во время этих обрядовых действий – обрядовым фольклором.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Объясните понятие «фольклор».
  • Чем фольклорные тексты отличаются от литературных?

  • Работа в тетради. Слайд 3

ФОЛЬКЛОР - (англ. folk-lore) устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.

ОБРЯД – церемония, ряд строго определенных обычаем действий.

(Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка)

Существует 2 группы обрядов: семейно-бытовые  и календарные.

  1. Объявление темы и задач урока.

Запишем тему урока: Календарный фольклор: заклички, веснянки, детские колядки и другое.

  1. Изучение нового материала.
  • Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске(использование презентации)

Слайд 4

Мы выяснили, что фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Большая часть народных обрядов возникла еще во времена глубокого язычества и сохранилась после принятия христианства. Так, мы провожаем зиму и ждём теплую весну на праздновании Масленицы; боимся ходить в поле и купаться в речке перед Троицей, чтобы не попасть в руки русалки; прыгаем через костры на празднике Ивана Купала и т. д.

Через рождение и смерть человек проходит только один раз в своей жизни, а есть события, которые повторялись у людей каждый год. Это события, связанные с чередованием времен года и с различными работами, проводимыми в этот период. Так возник календарно-обрядовый фольклор.

  • Работа в тетради. Слайд 5

Календарно-обрядовые песни: колядки (зимние Святочные); масленичные (Масленица – проводы зимы); веснянки или заклички (весенние); троицкие (летние); осенние (песни жатвы).

  • Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске

Слайд 6

Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

На Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня, ходили процессии ряженых. Наряжались животными, стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения; пели под окнами …

  • Что пели? Как называются эти песни? Слайд 7
  • Прослушивание аудиозаписи

«Приходила коляда…»; «Коляда-коляда накануне Рождества»

1.Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,                                 

Открывай окно, запускай Рождество!                                   

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Слайд 8

2.Коляда, коляда!

А бывае-то коляда накануне Рождества.

Коляда пришла, Рождество принесла!

Коляда, маледа!

Ходила коляда по святым вечерам.

Зашла коляда к Николаю на двор.

У Николая борода до шелкова пояса.

Дай ему, господи, доброго здоровья,

Семь лошадей ровно белых лебедей,

Пятьдесят быков, сто коров!

     

  • Работа с классом. Беседа и анализ текста колядок. (Текст распечатан)

  • Прочитайте колядки.

Вопросы детям для анализа текста:

- Что прославляли люди в этих песнях? (рождение Христа)

- О чём просили? (чтобы хозяева их угостили)

- Что желали хозяевам после угощения? (здоровья, урожая и т.д.)

     Колядки – песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

ИГРА:

А сейчас мы поиграем, превращаемся в колядовщиков (дети получают маски, Фифлеемскую звезду и хором проговаривают колядку). Учитель выдаёт угощение на тарелке, а угощаться дети будут на перемене.

  • Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске. Слайды 9, 10, 11

      Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли.

Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы.

  

Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

 

  •   Прослушивание аудиозаписи масленичных песен

А мы масленицу дожидаем, дожидаем.

Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.

Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем.

Как от сыра гора все крутая, все крутая.

А от масла гора все ясная, все ясная.

Уж ты масленица годовая, годовая.

Наша гостица дорогая, дорогая.

Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.

Все на команях разъезжает, разъезжает.

Уж ты Масленица, кривошейка, кривошейка.

Уж мы встретим тебя хорошенько, хорошенько!

Государыня ты, Масленица,
Полизуха ты, Борисьевна,
Полизала да уехала,
А опять-то не приехала!
Мы дождемся до Великого дня.
В Великий день нам яичко дадут.
А яичко-то красненькое,
А куличечка-то сдобненькая,
Подавайте, не ломайте
По целому пирогу!

  • Работа с классом. Беседа и анализ текста колядок. (Текст распечатан)

- Прочитайте масленичные песни.

- Как называют Масленицу?

- Чем угощают на Масленицу? (блинами)

Масленичные песни должны были помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и круговые движения.

  • Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске. Слайд 12

  После Масленицы все чаще призывали весну и прогоняли холодную голодную зиму. Веснянки не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.

  • Прослушивание аудиозаписи веснянок

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

Жаворонушек на проталине распевает.
Он зовёт весну красную вызывает.
Не летать снегам в чистом поле, растопились
Буйной реченькой в сине море укатились.
Грачи-кулички, из-за моря летите,
Весну красную несите.
Лютая зима пристоялась,
По полям, лесам разгулялась.
Холод-стужу напустила,
Ручки, ножки познобила.
Белый снег натрясла,
Всё тепло унесла.

  • Работа с классом. Беседа и анализ текста колядок. (Текст распечатан)

Слайд 13

- Прочитайте веснянку.

- К кому обращаются люди в этих стихах–закличках? (к птицам)

- О чём просят птиц? (чтобы скорее ушла зима)

- Почему именно к птицам? (они прилетают и приносят на крыльях весну, а весной тепло и всё начинает расти)

ИГРА:

Все встают в круг, берут в руки бумажных птиц, выкрикивают веснянку, а на последних строчках поднимают их вверх.

  1.  Дополнительная информация, если позволит время. Слайды 14-17

  1. Подведение итогов. Слайды 18

  • Какой фольклор называется обрядовым?
  • Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
  • Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
  • Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

  1. Объяснение домашнего задания. Слайд 19

Д/з. Прочитать записи в тетради.Подготовить рассказ о календарных обрядах своей семьи.

  1. Рефлексия. Слайд 20
  • Оцените свою работу на уроке.

hello_html_22cf1bfd.jpg - Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

hello_html_2ab128b8.jpg - Все понял(а), но  активно работать на уроке стеснял(ась)ся

hello_html_m4d28abb0.jpg - Присутствовал(а) на уроке

Приклейте выбранные  смайлики на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"

Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...

Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме И.Трубин "Сластёна"

Учитель представляет открытый урок  по литературному чтению для 2 класса по рассказу Ивана Трубина "Сластена"...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...

Н.Г. Волкова «Дреби - Дон», презентация к уроку по литературному чтению на родном (русском языке) для 3 класса

Презентация разработана к конспекту урока: Н.Г. Волкова «Дреби - Дон» по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса. Цель: формировать умение давать нравстве...