Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пасхина Любовь Анатольевна

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Класс: 2 «Д»

УМК: «Школа России»          Учебник: Л.Ф. Климанова

Тема:  М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цель: формирование читательской компетенции обучающихся в процессе знакомства с рассказом «Ребята и утята»

 Задачи:

1)Познакомить обучающихся с биографией  М.М.Пришвин и его рассказам «Ребята и утята»

2) Развивать у детей общеучебные регулятивные УУД (анализировать содержание произведения   ); коммуникативные УУД в процессе работы в группах (в паре): умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения; познавательные УУД ( извлекать информацию из текстов произведения  ,  анализировать лирические  произведения   ,выразительное  чтение ,нахождения в нём главного содержания); личностные УУД (формировать нравственно-этическая ориентацию, эмпатию)

3) Воспитывать  интерес к  чтению произведений детской литературы ,  к личности М.М. Пришвина , бережное отношение к природе и животным

Планируемый результат:

1) Обучающиеся познакомятся с биографией и  произведением  М.М.Пришвин «Ребята и утята»

2) Обучающиеся проявят умение анализировать содержание произведения ,  оценивать свою работу на уроке, умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения, извлекать информацию из произведения  , ориентироваться в ним  , нахождения в нём главного содержания

3) Обучающиеся продемонстрируют интерес к теме урока, к личности М. Пришвина , бережное отношение к природе и животным

Оборудование: проектор, ноутбук

Средства обучения :

1. Учебник литературного чтения 2 класс «Школа России» Л.Ф. Климанова

2.Карточки для самостоятельной работы

3. Слайд- презентация

Ход урока

Этапы. УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные УУД:

саморегуляция как

способность к

мобилизации сил и

энергии, к

преодолению

препятствий.

Личностные УУД:

смыслообразование,

т.е. установление

учащимися связи

между целью

учебной

деятельностью и ее

мотивом.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел.

- Спрашиваете, удивляясь — ?!

- Восхищаетесь, радуясь — !

- Огорчаетесь смене погоды.

- Уточняете — ?

- Радостно сообщаете друзьям — !

Мы пойдем в зоопарк.

- Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?

- Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?

- Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?

- Меняется ли смысл предложения в зависимости от интонации ?

- Какой вывод можно сделать ?

В зависимости от интонации меняется смысл предложения

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Регулятивные УУД : коррекция, прогнозирование

 Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

- Как называется раздел, который сейчас познаем?

- Вашим домашним задание было нарисовать рисунок и придумать продолжение  истории стих-я «Кошкин щенок». Кто хочет рассказать свое продолжение ?

- Произведения, каких авторов мы уже узнали?

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской области  близ города Ельц. Жилось его семье трудно, так как отец умер очень рано и мать осталась одна с пятью детьми. Пришвин очень любил  и стремился учиться. В Германии закончил университет и начал работать  агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он начал  писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

- Кто запомнил , в каком городе родился писатель?

-По какой специальности Пришвин закончил университет ?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будут главные герои мы узнаем, отгадав загадку

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Все это шутка,

Ну конечно это —

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

 - Как думаете , какая тема урока ?

- Какие цели поставим перед собой ?

 

О братьях наших меньших

Б. Заходер, , И. Пивоварова

Человек , которой поможет тебе советом или делом , может совершить не задумываясь  подвиг , не может пройти мимо беды

Утка

Решение проблемы

Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения.

 

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Откройте учебник на странице 132 . Прочитайте название рассказа

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

- О чем будет говорится в произведении ?

- А как проверить ваши предположения?

- В тексте вам встретятся  незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Холм – небольшой бугорок. 

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. 
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. 
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

Физминутка

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Аудиозапись Пришвин « Ребята и утята»

- Какие чувства у вас возникли?

- Какую ошибку совершили дети?

- Исправили ли они свою ошибку?

- Кто им помог её исправить?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

Ребята и Утята

  • В рассказе говорится о ребятах и утятах .Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти. Говорится о взаимоотношениях человека и животных.

Прочитать рассказ

Высказывают свои предположения

Ловили и швыряли в утят шапки

Автор ; мужчина подошедший к ребятам

Неравнодушный , любящий и заботящийся о животных

Любовалась ими

Первичное закрепление

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, выражать свои мысли

Регулятивные УУД: коррекция, оценивание качества и уровня усвоения материала, контроль

Познавательные УУД: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание.

- Ребята , поставьте пальчик на первое слово . Читать будем по цепочке по предложению  , пока я не остановлю . Следите внимательно.

Чтение текста по частям до слов

1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.

- Что значит для утят свобода?

- Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят?

- Сколько надо было идти до озера?

- Сколько это километров?

- Это много или мало для человек?

- А для маленькой уточки?

- Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни?

- Какие враги были у уток?

- Как вы думаете почему мать шла позади?

Поработайте в парах и озаглавьте эту часть

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения.

- Зачем ребята это делали?

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?  Докажите строчками из произведения.

- Могла ли утка кричать? 

- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- А ваша мама переживает за вас?

- Как она ведет себя при этом?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- А какая она мама?

- Вам ее жалко?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. 3 остановка…и побежали с утятами на холм.

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Назовите слова, которые показывают строгость автора.

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

4 остановка. Чтение до конца.

- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? Докажите словами из текста 

- Как Пришвин попрощался с утятами?  Что он сделал при этом?  Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

- Как мальчишки на это прореагировали?

- Как назвал рассказчик ребят ?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

- Что пожелали люди уточке?

- Нужно ли было пожелание людей уточке?

План , который мы составили поможет нам лучше запомнить и понять это произведение .

 

« Весной это озеро далеко разливалось , и прочное место для гнезда …»

Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе

Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась

3 версты

Чуть больше 3 километров.

Это  много, но  человек может пройти это расстояние

Это очень много, особенно для маленьких утят

Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали

Люди, лисица, ястреб

Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них 

«Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками»

Просто так, для забавы.

«Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении»

Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях

Спасите, помогите

Мама

Мать.

Заботливая.

Нет

Отпустить утят и  вернуть их к матери  

Живо , Вот то-то

Так же , как автор

« Мать отлетела немного…»

«Радостно снял я шляпу…»

Знак уважения.

Перед уткой

Засмеялись

Глупыши

Нет

Счастливого пути

 

Да

Организация самостоятельной работы

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование

Личностные УУД:

знание морально-смысловых норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

- Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.( работа в парах)

Умел ошибиться, умей и…. исправиться.

Добрый пример лучше ста… слов.

Сначала думай – потом… делай.

Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.

- К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

- Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

 Работа по карточкам тестам:

1.Главными героями были дети и семья уточки

2.При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

3.Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

4.Пришвин разговаривал с ребятами ласково

5.Ребята смогли объяснить свой поступок

6.Уточка бросила своих утят

9.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

  1. Взаимопроверка по слайду

Рефлексия учебной деятельности. Информация о домашнем заданий

Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

Регулятивные УУД :

волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование

- Как автор назвал свой рассказ?

- Почему?

- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Домашнее задание: стр. 135 , ? 6

В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

- Напишите на зернышках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание. Другими словами человек испытывает такие же чувства, как и к своей семье.

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Охранять природу – значит охранять родину.

Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему "М.М. Пришвин. "Ребята и утята"

Данная технологическая карта урока составлена по требованиям АСОУ....

Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята

Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....

Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"

Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Конспект урока литературного чтения "М.М.Пришвин «Ребята и утята»" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произведения «Ребята и утята»Ум...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...