Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Класс: 2 «Д»
УМК: «Школа России» Учебник: Л.Ф. Климанова
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: формирование читательской компетенции обучающихся в процессе знакомства с рассказом «Ребята и утята»
Задачи:
1)Познакомить обучающихся с биографией М.М.Пришвин и его рассказам «Ребята и утята»
2) Развивать у детей общеучебные регулятивные УУД (анализировать содержание произведения ); коммуникативные УУД в процессе работы в группах (в паре): умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения; познавательные УУД ( извлекать информацию из текстов произведения , анализировать лирические произведения ,выразительное чтение ,нахождения в нём главного содержания); личностные УУД (формировать нравственно-этическая ориентацию, эмпатию)
3) Воспитывать интерес к чтению произведений детской литературы , к личности М.М. Пришвина , бережное отношение к природе и животным
Планируемый результат:
1) Обучающиеся познакомятся с биографией и произведением М.М.Пришвин «Ребята и утята»
2) Обучающиеся проявят умение анализировать содержание произведения , оценивать свою работу на уроке, умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения, извлекать информацию из произведения , ориентироваться в ним , нахождения в нём главного содержания
3) Обучающиеся продемонстрируют интерес к теме урока, к личности М. Пришвина , бережное отношение к природе и животным
Оборудование: проектор, ноутбук
Средства обучения :
1. Учебник литературного чтения 2 класс «Школа России» Л.Ф. Климанова
2.Карточки для самостоятельной работы
3. Слайд- презентация
Ход урока
Этапы. УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий. Личностные УУД: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке. Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации. Снег пошел. - Спрашиваете, удивляясь — ?! - Восхищаетесь, радуясь — ! - Огорчаетесь смене погоды. - Уточняете — ? - Радостно сообщаете друзьям — ! Мы пойдем в зоопарк. - Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ? - Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ? - Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ? - Меняется ли смысл предложения в зависимости от интонации ? - Какой вывод можно сделать ? | В зависимости от интонации меняется смысл предложения |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Регулятивные УУД : коррекция, прогнозирование Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли | - Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. - Как называется раздел, который сейчас познаем? - Вашим домашним задание было нарисовать рисунок и придумать продолжение истории стих-я «Кошкин щенок». Кто хочет рассказать свое продолжение ? - Произведения, каких авторов мы уже узнали? - Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. - Какого человека можно назвать неравнодушным? - Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) - М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской области близ города Ельц. Жилось его семье трудно, так как отец умер очень рано и мать осталась одна с пятью детьми. Пришвин очень любил и стремился учиться. В Германии закончил университет и начал работать агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он начал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. - Кто запомнил , в каком городе родился писатель? -По какой специальности Пришвин закончил университет ? Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будут главные герои мы узнаем, отгадав загадку Под дождем она гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, Все это шутка, Ну конечно это — Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. - Как думаете , какая тема урока ? - Какие цели поставим перед собой ? |
О братьях наших меньших Б. Заходер, , И. Пивоварова Человек , которой поможет тебе советом или делом , может совершить не задумываясь подвиг , не может пройти мимо беды Утка |
Решение проблемы Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Откройте учебник на странице 132 . Прочитайте название рассказа – Кто видел маленьких утят? – Где? - О чем будет говорится в произведении ? - А как проверить ваши предположения? - В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. Холм – небольшой бугорок.
Физминутка Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь.(Сели) Аудиозапись Пришвин « Ребята и утята» - Какие чувства у вас возникли? - Какую ошибку совершили дети? - Исправили ли они свою ошибку? - Кто им помог её исправить? - Что вы можете сказать об этом человеке? - А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней? | Ребята и Утята
Прочитать рассказ Высказывают свои предположения Ловили и швыряли в утят шапки Автор ; мужчина подошедший к ребятам Неравнодушный , любящий и заботящийся о животных Любовалась ими |
Первичное закрепление Коммуникативные УУД: умение работать в парах, выражать свои мысли Регулятивные УУД: коррекция, оценивание качества и уровня усвоения материала, контроль Познавательные УУД: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. | - Ребята , поставьте пальчик на первое слово . Читать будем по цепочке по предложению , пока я не остановлю . Следите внимательно. Чтение текста по частям до слов 1 остановка. Вот тут их увидела ребята…. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. - Что значит для утят свобода? - Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? - Сколько надо было идти до озера? - Сколько это километров? - Это много или мало для человек? - А для маленькой уточки? - Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? - Какие враги были у уток? - Как вы думаете почему мать шла позади? Поработайте в парах и озаглавьте эту часть 2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята… - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения. - Зачем ребята это делали? - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? Докажите строчками из произведения. - Могла ли утка кричать? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь? - А ваша мама переживает за вас? - Как она ведет себя при этом? - Как в рассказе чаще всего называют уточку? - А какая она мама? - Вам ее жалко? - Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. 3 остановка…и побежали с утятами на холм. - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Назовите слова, которые показывают строгость автора. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? 4 остановка. Чтение до конца. - Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? Докажите словами из текста - Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Перед кем этот знак уважения? - Как мальчишки на это прореагировали? - Как назвал рассказчик ребят ? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Что пожелали люди уточке? - Нужно ли было пожелание людей уточке? План , который мы составили поможет нам лучше запомнить и понять это произведение . |
« Весной это озеро далеко разливалось , и прочное место для гнезда …» Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась 3 версты Чуть больше 3 километров. Это много, но человек может пройти это расстояние Это очень много, особенно для маленьких утят Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали Люди, лисица, ястреб Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» Просто так, для забавы. «Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении» Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях Спасите, помогите Мама Мать. Заботливая. Нет Отпустить утят и вернуть их к матери Живо , Вот то-то Так же , как автор « Мать отлетела немного…» «Радостно снял я шляпу…» - Знак уважения. Перед уткой Засмеялись Глупыши Нет Счастливого пути
Да |
Организация самостоятельной работы Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование Личностные УУД: знание морально-смысловых норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. | - Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.( работа в парах) Умел ошибиться, умей и…. исправиться. Добрый пример лучше ста… слов. Сначала думай – потом… делай. Дитя плачет, а у матери сердце…. болит. - К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему? - Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение Работа по карточкам тестам: 1.Главными героями были дети и семья уточки 2.При встречи с утятами ребята пропустили их вперед 3.Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами 4.Пришвин разговаривал с ребятами ласково 5.Ребята смогли объяснить свой поступок 6.Уточка бросила своих утят 9.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды
| |
Рефлексия учебной деятельности. Информация о домашнем заданий Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли Регулятивные УУД : волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование | - Как автор назвал свой рассказ? - Почему? - Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? Домашнее задание: стр. 135 , ? 6 В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека». - Напишите на зернышках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание. Другими словами человек испытывает такие же чувства, как и к своей семье. - Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Охранять природу – значит охранять родину. | Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока на тему "М.М. Пришвин. "Ребята и утята"
Данная технологическая карта урока составлена по требованиям АСОУ....
Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята
Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....
Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Конспект урока литературного чтения "М.М.Пришвин «Ребята и утята»" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произведения «Ребята и утята»Ум...
урок литературного чтения М.М.Пришвин "Ребятя и утята"
конспект урока - исследования...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...