Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению по теме
Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m._prishvin._rebyata_i_utyata.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК | Школа России |
Учебник, автор | Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. |
Класс | 2 класс |
Вид урока | Комбинированнный |
Тема | М.М. Пришвин «Ребята и утята» |
Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цель: воспитывать способность замечать красоту природы, бережное отношение к животным, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
Задачи урока:- расширять читательский кругозор детей;
- познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина и с художественными особенностями произведения;
- развивать навыки выразительного чтения;
- учить анализировать произведение.
Оборудование:
- Компьютер и проектор;
- Мультимедийные слайды;
- Портрет М.М. Пришвина;
- Выставка книг М. Пришвина.
Ход урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I.Организационный момент. | ||
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу – значит могу» | ||
Добрый день, добрый час! Речевая разминка. | Работа над чистоговоркой | |
Планируемый результат: учащиеся включатся в познавательную деятельность на уроке | ||
Формируемые УУД: – личностные (учащиеся смогли самоопределиться); – коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга). | ||
II. Актуализация знаний. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу. | ||
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение любого интересного стихотворения о животных.
– Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с миром животных. - Вы готовы отправиться в путешествие? Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит запись «Звуки леса»). -Куда это мы попали? – Зачем люди ходят в лес? - Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве. Перваягруппа информирует учеников о жизни и творчестве писателя (материал взят из разных источников). Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь, насыщенную событиями жизни. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе. (слайд 2). Вторая группа информирует учеников о книгах автора. Вот уже несколько десятков лет Михаила Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книгам). - Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? -Молодцы! -Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М.М. Пришвина. - Отгадайте, о ком будет произведение? Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница Впереди корабль идет За собою всех ведет. - Верно! А теперь посмотрите на изображение на доске (слайд 3), кого вы видите? - Итак, главными персонажами нашего рассказа будут утка с утятами, а произведение называется «Ребята и утята». - Как вы думаете о ком этот рассказ? | Название стихотворений и их авторы. Чтение стихотворений. Рассказ по рисункам. Готовы! В лес. За грибами, за ягодами. Да, мы знаем этого писателя. Сообщение учеников (слайд 2) Обращение к портрету писателя. Сообщение учеников. Обращение к выставке книг. Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя Утка с утятами Утята и утка О детях и братьях наших меньших | |
Планируемый результат: учащиеся повторят изученный ранее материал, необходимый для «открытия нового знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по пройденному материалу. | ||
Формируемые УУД: – личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу); – коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог); – познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию, использовали и воспроизводили ее). | ||
- В чем заключается трогательность этого произведения? (для учащихся создалась проблемная ситуация) – Почему у вас возникли затруднения при ответе? – Чего мы еще не знаем? – Что мы будем делать сегодня на уроке? | Мы не знаем. Мы не читали этот рассказ. Будем знакомиться с произведением «Ребята и утята». | |
Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали рассказ «Ребята и утята». | ||
Формируемые УУД: – коммуникативные (умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них); – регулятивные (учащиеся запланировали чтение произведения); – познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ выхода из него). | ||
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Задача: постановка устной задачи и обсуждение проекта ее решения | ||
- Ответ на вопрос «В чем заключается трогательность этого произведения?» мы найдем прочитав рассказ Михаила Пришвина. - А тема урока сегодня «М.М. Пришвин «Ребята и утята» 1.Подготовительная (словарная) работа - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. - Прочитайте слова: (слайд 4) верста, холмик, паровое поле, вода спала. - Эти слова встретятся нам при чтении рассказа. -Где найдем лексическое значение этих слов? -Что они обозначают? Физкультминутка - А сейчас мы немного отдохнем и поиграем. Учитель показывает движения разминки: Мы устали, засиделись То на стену посмотрели, И в последний раз присели, 2.Первичное чтение - Теперь мы прочитаем рассказ (учитель читает текст). 3.Беседа по прочитанному - Понравилось ли вам произведение? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? - Как вы думаете, ребята, какое время года описывается в рассказе? - Как вы определили? - Почему утятам пришлось перебираться к озеру? - В чем была трудность путешествия? - Найдите и прочитайте, как шла мата-уточка с утятами. – Какие враги были у уток? - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Зачем ребята это делали? - Думали ли ребята о том, что уточка-мать будет переживать в тот момент, когда начали ловить утят? - Какая она мать? - Как автор называет уточку с утятами ? - Как в рассказе чаще всего называют уточку? - А утят? - Вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы. Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей. 4.Самостоятельное чтение текста. - Сейчас вы сами будете читать рассказ по ролям. -Как автор разговаривал с мальчишками? - С какой интонацией будем читать его слова? - С какой интонацией прочитаем эти слова? «Счастливый путь, утята!» -При чтении отметьте тот фрагмент, который вас очень сильно взволновал. | Ученикам открывается доска с темой Учащиеся читают слова в толковом словаре Самостоятельная работа учеников со словарем: верста - русская мера длины, равна 1.06 км; холм- небольшой бугорок; паровое поле - отдохнувшее поле; вода спала - стало меньше воды. Ученики выполняют комплекс разминки (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) (Повороты корпусом.) (Приседания.) (Дети садятся за парты.) Учащиеся следят по учебнику Понравилось Поучительный. Он учитне совершать плохих поступков, защищать животных и оказывать им помощь. Конец весны Потому что разлилось озеро. У мамы-утки большие утята. Утята должны научиться плавать. Дорога шла через открытое место, много опасности. Мать шла позади … Чтобы не выпускать из виду утят Они стали ловить утят Просто так, для забавы Нет, не думали Мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. Заботливая Они сильно испугались Семья Мать Дочки и сыновья Сердито, строго Очень строго Радостно, весело Чтение по ролям. Выслушивание всех желающих прочитать выбранные отрывки произведения | |
Планируемый результат: учащиеся самостоятельно прочитают рассказ, и выяснят, какой именно фрагмент этого произведения их особо взволновал и что они почувствовали в это время. | ||
Формируемые УУД: – личностные (нравственно-этическое оценивание); – коммуникативные (умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; владение всеми формами речи; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов); – познавательные (анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации). | ||
V. Первичное закрепление. Самоанализ и самоконтроль. Задача: обобщение, работа с текстом, каждый для себя должен сделать вывод о том, какие чувства к героям ему близки. | ||
- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? - Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? -Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? Работа с пословицами (слайд 5) - Прочитайте пословицы и объясните их смысл: «Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай.» «Всякий человек в деле познается» - Подходят ли они к нашему рассказу? Итог урока - В гостях у какого писателя мы сегодня побывали и познакомились с его жизнью и творчеством? -Что вы можете сказать о М. Пришвине? -О чём заставил вас задуматься М. Пришвин? - Так в чем же заключается трогательность этого произведения? -Давайте подведем итог ваших высказываний. - Сколько любви, сколько тревоги за своих детей испытывала уточка-мама, когда угрожала опасность её детям. Нет ничего сильнее материнской любви. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Нам остается только догадываться и представлять ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Она ценой собственной жизни старалась спасти детей от гибели. Такие чувства и такие поступки может испытывать и совершать только настоящая Мама. | Вызывают, но не все Утята и мама-утка Мальчишки Они поступали неразумно и заставили переживать утку и её деток Взрослый Нет, не смогли Ученики читают ответ на вопрос в учебнике Ответы детей, принимаются все варианты Учащиеся читают пословицы, объясняют как они их понимают Подходят Михаилом Михайловичем Пришвиным Любящий природу, заботящийся о животных, добрый, но и строгий одновременно Не совершать необдуманных поступков. Любить природу, беречь её, защищать животных и оказывать им помощь. -Каждый высказывает своё мнение | |
Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, перечитав и проанализировав произведение. | ||
Формируемые УУД: – личностные (нравственно-этическое оценивание, самоопределение); – регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка); – коммуникативные (умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера); – познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство). | ||
VIII. Домашнее задание Выразительное чтение произведения, подготовить рисунок к рассказу - С каким рассказом вы познакомились на уроке? - Какой урок вы извлекли для себя? - Наш урок подходит к концу. Берегите эту землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя. | «Ребята и утята» М. Пришвина Что нужно помогать не только людям, но и животным, природе Ученики слушают стихотворение | |
IХ. Рефлексия деятельности Задача: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||
- У каждого из вас есть три круга. Поднимите тот, который оценивает ваши действия: Зеленый – работал активно, все получалось. Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью. Красный – было трудно, не все получилось. - Ответьте на вопросы (слайд 5): Что вы узнали на уроке? Что полезного взяли для себя с урока? За что вы похвалили бы себя? - Благодарю всех за хорошую работу на уроке! | Оценивание своих действий Ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дид...
Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...
Урок литературного чтения. М. ПРИШВИН «РЕБЯТА И УТЯТА»
разработка урока для 2 класса...
Конспект урока литературное чтение 2 класс М.М.Пришвин "Ребята и утята".
Знакомство с произведением М.М.Пришвина ....
Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...
Конспект урока литературного чтения "М.М.Пришвин «Ребята и утята»" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произведения «Ребята и утята»Ум...
Конспект по литературному чтению (М. Пришвин «Ребята и утята»), 2 класс
Конспект урока по теме: М. Пришвин «Ребята и утята», 2 класс. УМК «Школа России», Авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий....