урок литературного чтения М.М.Пришвин "Ребятя и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

конспект урока - исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_m.m.prishvin_rebyata_i_utyata.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 2 класс. М.М.Пришвин. Ребята и утята.

Цель: познакомить с творчеством М.М.Пришвина; учить выдвигать и обосновывать гипотезы; развивать навык чтения; воспитывать любовь к природе, животным.

Планируемые результаты.

Дети учатся:

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение;

- выявлять авторское отношение к персонажам;

- характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

- выдвигать и обосновывать гипотезы;

- находить факты для доказательства гипотезы.

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

- выделять необходимую информацию:

-обосновывать гипотезы;

- находить факты для подтверждения гипотезы.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, изображения животных, слайды, оценочный лист.

Организационный момент.

Самое удивительное в мире чувство – человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте хорошее настроение. Подарите улыбки гостям. Спасибо.

Мотивация.

1.Речевая разминка. Работа в парах, индивидуальная.

У пруда утёнок – крошка

В страхе кличет утку – мать:

- Ой, боюсь!

Укусит мошка,

Помоги мне убежать!

Прочитайте вполголоса. Какие чувства вызвало? Какое событие описывается? Почему утёнок боится? Какие чувства надо передать при чтении?

Поработайте в парах. Прочитайте сначала медленно, затем весело, затем выразительно. Помните о знаках препинания.

Проверка. Оцените себя.

2.Биография М.М.Пришвина.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя М.Пришвина. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а перед этим путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, птиц и зверей.

3. Выдвижение гипотезы.

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Можем ли мы навести порядок среди этих картинок? По какому принципу? (животные и люди).

Что объединяет эти две группы? Какая идея их может связывать? (животные, как люди, заботятся о своём потомстве).

Мы с вами выдвинули предположение – гипотезу. Прочитаем её.

Животные, как люди, заботятся о своём потомстве.

Как вы думаете, можно ли найти подтверждение выдвинутой вами гипотезы в рассказах М. М.Пришвина? Почему?

Какова же будет цель нашего урока? Проверить предположение на основе изучения рассказа М.М.Пришвина.

Догадайтесь, о ком мы будем читать рассказ? Прочитайте название произведения.

Какие умения нам потребуются? (читать внимательно, слушать, думать, отвечать на вопросы).

Оцените свою работу.

4.Исследование.

1.Составим план работы:

-прочитать рассказ;

-найти эпизоды, в которых отражаются факты (примеры), подтверждающие наше предположение или опровергают её, говорят, что мы неправы.

2.Словарная работа (слова на доске)

Разливалось, путешествовать, перелётывала, зашвыряли, раскрытый, в величайшем волнении, паровое поле, возвратите, продолжала, чирок-свистунок, кузница.

3.Чтение текста. Отмечайте карандашиком нужные  факты, которые говорят о заботе о потомстве. Оцените за чтение себя.

4.Обмен информацией.

Кто такой чирок – свистунок?

Где уточка устроила своё гнездо?

Почему так далеко от озера?

Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? (весёлые, глупые, несмышлёные, беззаботные, жестокие) Почему?

Как к ребятам относится автор? Докажите.

Оцените себя за ответы на вопросы.

Физкультминутка.

Плавают утята: кря-кря-кря

Лапками работаю не зря, не зря,

А потом по озеру, кругом всех веселя,

Ну, а после плаванья – прощай, вода

Домой заторопились: да-да-да.

5.Работа в группах. Правила работы в группе.

Найдите факты, которые подтверждают или опровергают нашу гипотезу. Обсудите и подготовьтесь зачитать классу.

Проверка ( дети читают, учитель фиксирует на доске факты):

-уточка не выпускала утят ни на минуту из виду;

-мать бегала за утятами с раскрытым клювом;

-перелетала в разные стороны в величайшем волнении;

-бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

6.Оценивание информации и подведение итогов.

Зачитайте гипотезу и  факты, подтверждающие нашу гипотезу, и укажите те, которые её опровергают.

Какой же вывод сделаем?

Все найденные факты подтверждают нашу гипотезу. Гипотеза о том, что животные, как люди, заботятся о своём потомстве -  доказана. Оцените свою работу.

Подведение итогов. Рефлексия.

С каким произведением познакомились?

Кто автор?

Как рассказ М.Пришвина помог нам доказать выдвинутую гипотезу? (прочитали, нашли доказательства – факты)

Какую ошибку совершили ребята? Кто помог её исправить?

А как бы вы поступили на месте автора: стали бы ругать или объяснили им, как труден путь утят к озеру, а, может, как то по-другому?

Как вы думаете, смогли ли ребята понять свой поступок? Докажите. Какие эпизоды это подтверждают?

Как бы вы поступили на месте ребят?

О чём автор заставил нас задуматься? Природа и мы одно целое, животные нуждаются в нашей защите, в добром отношении к ним. Человек не должен относиться к миру природы беспечно, не задумываясь о последствиях.

Выполнили ли мы задачи урока? Какие умения нам помогли?

Оцените себя. Покажите оценку.

Д.З. перечитать текст, поработать с пословицами. Читать произведения Пришвина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дид...

Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята».

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята»....