Урок литературного чтения, 4 класс. Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пимкина Татьяна Михайловна

Разработка урока литературного чтения в 4 классе. УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

4 В класс

                                       

Учитель: Пимкина Т.М.

Тема:  Г.-Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».

Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

        Тип урока: открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • пользоваться приёмами анализа текста;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

  • формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
  • читать в соответствии с целью чтения.

 Познавательные УУД

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

 Коммуникативные УУД

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • осознавать цель своего высказывания;
  • строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

                                 

Личностные:

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
  • способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев.

Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники, сказки Андерсена

(выставка книг), выставка детских рисунков по сказкам Андерсена, презентация, иллюстрации к сказкам по частям.

Ход урока:

I    Организационный  момент.

- Проверьте, пожалуйста, как вы подготовились к уроку, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I   Организационный  момент.

II  Актуализация знаний

III. Целеполагание

IV  Проверка домашнего задания.

VI. Физкульминутка

VII. Работа по теме урока

1) Первичное восприятие сказки



2) Словарная работа

3) Работа над содержанием сказки

VIII. Рефлексия

         Слайд 1.  

 Клип «Вначале было слово»

Слайд2

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- У каждого из нас свое понимание о жизни. Чему   учат сказки?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Чем отличается народная сказка от литературной?

- Со сказками какого писателя мы знакомимся?

Слайд 3

-Сообщение о писателе

- Игра «Микрофон»  Я предлагаю выбрать корреспондента, который возьмет  у  вас интервью о том, что вы запомнили об этом авторе.  


Поставьте цель сегодняшнего урока


-
Какую сказку вы читали дома?

Предлагаю вам викторину по этой сказке. Выбранную букву ответа записываете у себя в тетради синей пастой, а правильный ответ пишете зеленой пастой снизу.

Слайд 4 - 18

Слайд 19

- Чтобы продолжить работу со сказками Андерсена, вам нужно отгадать загадку.  

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда – 
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто, куда
Круглые ребятки.

Я прошу вас взять по одной  горошине. И рассказать, какие представления у вас возникли?

Трудно?  А вот как  мастерски оживлял в своих сказках самые неожиданные предметы  Г. Андерсен


Слайд 20 . Просмотр видеорассказа. «Пятеро из одного стручка»
- Что вас удивило в этой сказке?
- Что запомнили из содержания сказки?
- Давайте подробнее разберём сказку.



Слайд 21- 23

В сказке встретятся непонятные слова. Где можно найти толкование таких слов?

Чтение про Ожегова С.И., показ толкового словаря

Предчувствие – чувство ожидания чего - нибудь неизвестного.

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами

Каморка – маленькая комната

Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.

Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Чердачное окошко – окошко на чердаке

Чтение сказки по смысловым частям, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1-я часть:- Как воспринимали мир горошины?

Почему они считали, что весь мир желтеет?

Игра: «Мир сквозь разноцветные стеклышки»

2-я часть:- Как воспринимали горошины мир вне стручка?

3-я – 4-я части:- Кто был обитателем каморки?
- Что вы узнали о жизни этих людей?
- Каково ваше мнение, как жилось этим людям?
- Какие ещё есть подтверждения того, что это бедные люди?

5-я часть:-  Как видела мир больная девочка?
- Что обнаружила мать за окном?
Почему мать пододвинула кроватку поближе к окну?

6-я часть: -  Как подействовал росток на больную девочку?
- Найдите подтверждение в тексте сказки.
- Верила ли мать в выздоровление девочки?
- Как поддерживала мать веру девочки в выздоровление?
- Когда вера в выздоровление дочери  появилась у женщины?
- Как  вы считаете, почему вера усилилась у матери?

- Прочитайте, куда попала эта горошина?

7-я часть: -  Какие изменения произошли с девочкой?

- Как девочка воспринимала цветок горошины?    
- А как воспринимала цветок мать девочки? Подтверди словами из текста.

Парная работа.

- Как вы думаете, что придало жизненные силы и горошине и девочке?

- Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?

Слайд 24

                

8-я часть: - Чтение концовки сказки, ответы на вопросы 1-2 методического аппарата учебника

- Какая же философская мысль этой сказки?

Закончи пословицу и ты узнаешь смысл сказки 

Слайд 25.

Вот какая замечательная сказка! Видите, даже маленькая горошина способна принести такую большую пользу, а что уж говорить про нас с вами.  Мы можем сделать гораздо больше, чем горошина. Надо только почаще оглядываться вокруг. Может быть кому- то нужна наша помощь, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Ведь каждое наше доброе дело не пропадет. Оно, как горошина, пустит  росточек и расцветет красивым цветком в сердце человека, которому мы помогли. Иногда от такой незначительной мелочи может измениться настроение, состояние души, а подчас и вся жизнь человека.  

Встаньте, ребята, кто старается делать добрые  дела, а теперь поднимите руки, кому это нравится. Да вы счастливые дети!. Садитесь, оцените свою работу на уроке.

Литературные сказки

На примерах сказок мы учимся добру.

Бытовые, о животных и волшебные

Народная сказка - это жанр фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Литературная сказка очень близка к народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. У каждого автора есть свой творческий почерк.

Г. –Х. Андерсена 

Выбранный ученик задает вопросы одноклассниками по биографии автора

Выступает ученик.


-Научиться работать с книгой

-Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Понимать позицию автора.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

-Учиться работать с учебником и словарями
- Уметь находить философскую мысль сказки


Г. Андерсен «Дикие лебеди»

Ответы: 1-а, 2-б, 3-а,4- в, 5-б, 6-а,7- в,8- в, 9-б, 10-б,11- в, 12-б, 13-б, 14-б, 15-в

Стручок с горошинами

 В толковом словаре

Дети отвечают на вопросы

Через призму своих представлений

(одну очень интересовало их будущее, а другая отдалась воле судьбы)

(работа женщины, жилище, …)

Для неё мир - это её коморка.
Проросшую горошину.
Чтобы скрасить одиночество девочки, разнообразить обзор, порадовать девочку.
Он её приободрил.

Она сомневалась.
Женщина подвязала росток, чтобы он смог расти вверх.
Когда она увидела, что росток скоро зацветет
Горошина росла в экстремальных условиях, но тем не менее, она смогла вырасти, даже пыталась зацвести.

Стр.44 3-й абзац: в щель под окошком чердачной каморки.

Как её спасительницу.
Как подарок Господа, как ангела небесного

Солнышко

Дети в тетрадях записывают заголовок как на слайде
«Солнышко пригрело» и в два столбика выписывают изменения, которые произошли с горошиной и девочкой

Дети высказываются

Жизнь дана на добрые дела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Тема урока: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"

УМК " Начальная школа XXI века"Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"Цель: познакомить со сказкой Х.К.Андерсена....

Урок литературного чтения во 2 классе Г.Х.Андерсен "Пятеро из одного стручка"

Мною представлен конспект урока, презентация и ряд приложений, Урок соответствует ФГОС....

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Цель урока - воспитывать вдумчивого читателя.2. Задачи урока:Обучающие:Расширить знания о творчестве Г.Х.Анд...

01. Урок литературного чтения Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка", 3 класс.

Урок литературного чтения Х.Г.Андерсена "Пятеро из одного стручка" направлен на отработку беглого выразительного чтения, на умение ориентироваться в тексте, выстраивать м...

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения сказки «Пятеро из одного стручка» Г. Х. Андерсена.Задачи урока   Дидактические:1. Актуализирова...