Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант». Урок знакомит с творчеством Виталия Бианки и его рассказом "Музыкант". Урок позволяет расширить представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, способствует формированию бережного отношения ко всему живому и воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе, любви к родной природе, чувства сострадания, сопереживания животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vitaliy_bianki_muzykant.docx | 33.03 КБ |
vitaliy_bianki_muzykant.pptx | 2.27 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
УМК Школа России
Форма урока: урок изучения нового материала.
Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.
Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;
2. Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
3. Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )
универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)
I.Организационный момент:
II. Подготовка к восприятию нового материала
Психологическая установка. Создание настроя.
- Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-У вас на столах лежат маленькие посланцы нашего великого солнца
(обращаю внимание на доску, показываю солнышко на доске!!!!!) – Светила, покажите мне то солнышко, которое показывает ваше настроение на уроке?
Если оно хорошее- поднимите солнышко.
- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока. А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать: (на доске плакат):
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »
- Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)
-Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.
- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.
- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!
(включаю музыку: А.Рыбак , отрывок из произведения «Игра на скрипке»)
III. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?
- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?
Слайд 1- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитые скрипачи
- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?
(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка)
- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются (пауза).
– Музыканты!
СЛАЙД 2
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
- И в нашей школе есть дети, которые занимаются музыкой,
- Ребята, а как, по-вашему, может ли медведь быть великим музыкантом? (слушаю ответы детей)
IV. Актуализация знаний. Речевая разминка.
- А кто знает, какое любимое лакомство медведей? (слушаю ответы детей)
- Верно, мёд!(щелкаю постепенно , появ -ся на доске скороговорка!!!!!!)
(Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране )
СЛАЙД 3 (картинка как медведь ест мед)
Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.
( дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!)
Работа со скороговоркой.
- Прочитаем вместе:
А) медленно; А) тихо;
Б) громко; Б) быстрее;
В) еще громче. В) еще быстрее
- Замечательно, вы настоящие артисты! Аплодисменты!
V. Постановка детьми цели урока, темы.
Учитель:
Медведь… медведь…медведь…
Я вам скажу, что медведь будет одним из главных героев нашего рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
- А чтобы вы хотели о них узнать?
- А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях ,только самым интересным.
СЛАЙД 4 (про Бурого медведя!!!!!!)
- Бурый медведь встречается все меньше и меньше.
. Эти замечательные
животные занесены в Красную книгу и наша задача с вами, беречь все живое вокруг,
бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!
Вопросы ваши были интересные, глубокие, но ответ мы на них найдем на уроках окружающего мира, а сегодня мы с вами узнаем ,что же необыкновенного произошло с Медведем из рассказа детского писателя Виталия Бианки.
СЛАЙД 5 (портрет писателя.) 1.Знакомство с творчеством писателя.
Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.
- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.
2.Работа с выставкой книг.
- Я предлагаю оформить выставку книг В. Бианки
Итак, (беру книгу «Музыкант» со своего стола, показываю ее и ставлю на выставку), вот книга, которую мы будем сегодня читать, она гостья нашей выставки.
- Дети , кто догадался какая тема урока?
(дети называют тему)
СЛАЙД 6 Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока
- Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»
- Учиться правильно, выразительно читать и анализировать (
- Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя
-Хорошо, ребята!
VI . Словарная работа. Установка лексического названия слов
-В произведении нам встретятся несколько незнакомые для вас слова .
Давайте, ребята прочитаем эти слова как в 1-м классе.
Слайд 7 со словами О-ПУШ-КА - ОпУшка (поставить ударение!!!!)
КОЛ-ХОЗ-НИК - колхОзник
ЗА- ва - ЛИН –КА - ЗавАлинка
МЕД-ВЕ-ЖАТ-НИК – медвежАтник
СЛАЙД 8 с картинками
СЛАЙД 8 – 9 10 с картинками
Опушка?
А кто такой колхозник?
Завалинка?
VII. Физминутка. Слайд 11 полянка
- А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!
- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать, а когда я закончу чтение, ответьте мне на вопрос:
- «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
СЛАЙД- 12 с вопросом: Почему автор назвал рассказ «Музыкант?»
VIII. Изучение нового материала.
- Первичное чтение произведения учителем (читаю текст сама).
(С вопросами после каждой смысловой части)
2. Проверка первичного восприятия.
- Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?
Возвращаешься к слайду ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА Бианки рядом с вопросом
(медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе)
- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.
Итак, начинаем:
- Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
- Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
- Старик присел отдохнуть на пенек (+)
- Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
- Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
- Старик убил медведя (-).
IV. Закрепление изученного материала.
-А сейчас откроем учебники и начнем работу………
- Чтение произведения учащимися. (1 часть)
- Вопросы после прочтения 1 части:
Ребята, вы догадались кто такой медвежатник?
- Любил ли старик музыку?
- На чем играл старый медвежатник?
- Что сказал ему колхозник?
- Чтение цепочкой 2 часть.
Вопросы после прочтения 2 части:
- Зачем медвежатник пошел в лес?
- Что услышал охотник в лесу?
- И на что был похож этот звук?
- Найди в тексте описание, прочитайте (дети ищут и находят)
4) 3 часть чтение цепочкой
Вопросы после прочтения 3 части:
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)
- Кого вы видите? Что он делает?
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
- Сравните, как слушали музыку старик и медведь
- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.
5) 4 часть. Жужжащее чтение.
Учитель:
- А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса (дети читают, а я хожу по рядам и слушаю).
Вопросы после прочтения:
- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю)
Учитель:
- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник,старик-охотник, струна .)
5). Чтение 4 части по ролям. ( Автор, старик-охотник, колхозник, струна )
- Мы прочитали сегодня сказку или рассказ?
-Как вы думаете? (Это рассказ!)
- А могло ли такое произойти в реальной жизни?
-Ребята, кто по-вашему главное действующее лицо нашего рассказа?
- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.
- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(-надо беречь животных, природу!!!)
Микроитог. Слайд 13 с медведем
- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.
X. Подведение итогов урока.
Слайд 14 Красив тот, кто красиво поступает.
- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (слушаю ответы детей)
Учитель: Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.
- А что бы вы взяли для себя из этого рассказа?
1. животных будем беречь
2. относиться к природе бережно
3. приумножать запасы природы
XI.Домашнее задание
- Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку , возможно ваши рисунки нам помогут составить кинофильм к р
VII. Рефлексия.
-Ребята, вернемся к высказыванию на доске…..
Прочтем его еще раз…….
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?
-Да, решили, мы дорожили каждой минутой на уроке! Активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.
-Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
-Если вы радостны, и получили большое удовольствие от урока, покажите весёлое солнышко.
- И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома поспать – вот такое! Грустное!
XII. Слайд 15 Самооценка работы на уроке учащимися:
-Какую оценку поставим себе за урок? Сейчас узнаем.
Посмотрите внимательно на буквы, выстроенные в ряд!
-Букв какого цвета больше?
-Сложите из этих букв слово!Оно и будет яв-ся оценкой нашего урока!
-Какое же слово,ребята?
- Спасибо за дружную работу!
Слайд 16 «До свидания, до новых встреч!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек , занимающийся музыкой.
Мед в лесу медведь нашел, Мало мёда – много пчел
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире»
Тема урока: В. В Бианки « Музыкант»
О-ПУШ-КА - опушка КОЛ-ХОЗ-НИК - колхозник ЗА-ВА-ЛИН-КА - завалинка
Опушка- край леса
Колхозник – житель сельской местности
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы
Почему автор назвал рассказ «Музыкант?
Красив тот, кто красиво поступает.
О Ч П М Л Т Ф И О Н С К Р Г ОТЛИЧНО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"
Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...
Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"
Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....
конспект урока по литературному чтению 3 класс В. Бианки "Неслышимка"
Урок литературного чтения по программе 2100 авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 3 класс +презентация...
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Литературное чтение 3 классТема «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс В.Бианки "Сова"
конспект урока по литературному чтению предназначен для учащихся 2 класса УМК Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс по теме: В.Бианки "Сова"
Конспект урока с презентацией...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»
Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...