Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему

Федотова Нина Николаевна

Литературное чтение 3 класс

Тема  «Образ дедушки Тараса»

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению)

 

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием

педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс

Тема  «Образ дедушки Тараса»

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению)

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием

педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология.

Цели:

  • образовательные: совершенствование навыка чтения (с учётом требований, предъявляемых к чтению: его осознанность, правильность, выразительность, беглость), основных видов речевой деятельности, умения работать с текстом;
  • развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выявление авторской позиции в эпическом тексте, активизация и развитие творческого воображения, образного мышления, развитие интеллектуального и эмоционального потенциала младшего школьника;
  • воспитательные: способствовать воспитанию  нравственных качеств,  воспитание  бережного и заботливого отношения к природе.

Оборудование:

  • портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка
  • иллюстрации к произведению
  • репродукции картины И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой. Портрет Мины Моисеева» (для работы в «тройках»)
  • индивидуальные карточки с изображением лебедей

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учись внимательно читать,

Учись читать серьёзно.

Хороший мой, учись читать,

Учись, пока не поздно!

                                                                   Р. Сеф

Стимулирование учащихся на активную учебную деятельность.

Учитель:

Я начинаю наш урок,

Надеюсь, он пойдёт вам впрок.

Вы на уроке многое поймёте,

И разум свой, конечно, разовьёте.

Назовите имя, отчество и фамилию писателя, с произведением которого мы будем сегодня работать. (ФИО писателя прикрепляется под портретом)

2. Актуализация знаний.

- Что интересного вы знаете о Д. Н. Мамине – Сибиряке?

(Рассказывают у доски ученики.)

1. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.

2. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. У Маминых была большая, хорошая семья. Отец писателя был человеком умным, честным, добрым. Он бесплатно учил в школе заводских детей, помогал людям, попавшим в беду. В доме было много детей, друзей, книг. По вечерам в семье любили читать вслух.

3. Мамин – Сибиряк написал много прекрасных рассказов. Он их писал всю свою взрослую жизнь, и все они об Урале, его природе, детях и взрослых. Чтобы всё написать, надо было много исходить дорог по Уралу, близко знать его людей. Дмитрий Наркисович любил ходить на охоту, хотя и не любил убивать животных. Он с удовольствием рыбачил, ночевал в лесу. Его любили старые охотники и рыбаки, многое ему рассказывали. Всё это нашло отражение в произведениях писателя.

4. Особая страница творчества Д. Н. Мамина - Сибиряка - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.

" Это счастье писать для детей",- говорил он.

3. Проверка домашнего задания: пересказ 1 части произведения.

- С этой особой страницей творчества Мамина – Сибиряка, а именно с рассказом «Приёмыш» мы и продолжим работать сегодня на уроке.

Вспомните, как начинается это произведение (на доске появляется иллюстрация) и расскажите первую часть..

- Кто же такой дедушка Тарас?

Дедушка Тарас – настоящий хозяин Светлого озера.

4. Объявление темы урока.

Сегодня мы раскроем образ дедушки Тараса – главного героя рассказа и докажем, что он действительно настоящий хозяин Светлого озера.

- Как лебедь оказался у старого рыбака?

Чтение первого монолога Тараса. На доске – иллюстрация.

- Каким человеком, прежде всего, мы представляем Тараса? Почему?

- В каких ещё словах и поступках Тараса проявляется доброта?

Учащиеся приводят примеры.

Доброта

- Как чувствовал себя старый рыбак, пока они жили втроём: Тарас, Приёмыш и Соболько?

- Что рассказал Тарас автору при их второй встрече поздней осенью?

Чтение монолога «Нет, сам ушёл…»

- Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем?

- Какой он человек, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедей?

Наблюдательность

- Что ещё, увиденное Тарасом, заставляло его переживать за Приёмыша?

- Что даёт человеку наблюдательность?

Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.

Ум и глубокие знания

- О чём старик имел глубокие знания?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Написать сначала глазами слово «Приёмыш», потом головой)

- Какое  решение помогли принять Тарасу его наблюдательность, знания о природе и, конечно же, доброта?

Чтение последнего монолога Тараса «А пришлось выпустить…». На доске – иллюстрация.

- С каким чувством говорит Тарас о потере Приёмыша?

Всё это вы поняли, перечитывая монологи Тараса. А подтверждает ли автор, что Тарас добрый, наблюдательный и умный старик? Как он относится к Тарасу?

Ученики приводят примеры, читая авторские слова о Тарасе.

«Старик говорил о лебеде…»

«Я очень любил старика…»

Старик ужасно был доволен…»

- Какими словами автора вы подписали бы эту иллюстрацию? На доске – иллюстрация к последнему абзацу 2 части.

«Старый Тарас…»

- Какой человек может от души смеяться как ребёнок?

- Чему нужно учиться у такого героя как дедушка Тарас?

- Каким получился главный герой рассказа – дедушка Тарас?

(Дедушка Тарас – настоящий хозяин Светлого озера. Он добрый, наблюдательный и умный старик. Надо беречь и охранять природу, как дедушка Тарас.)

5. Сопоставление образов героев в разных видах искусства.

- Образ доброго человека привлекает внимание не только писателей. Сейчас мы с вами прикоснёмся к другому виду искусства – к живописи. Перед вами репродукция картины И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой. Портрет Мины Моисеева». Объединитесь в тройки и рассмотрите её. (На партах репродукции картины).

- Какого, прежде всего, человека изображает художник?

- Как вы это поняли?

Ясен взгляд его глаз, выражающий острый и сметливый ум. Загорелое, морщинистое лицо светится и добротой, и лукавством.

Сравните образ старого крестьянина и образ старого рыбака.

- Чем они похожи?

- Да, это два очень похожих человека. И привлекли они внимание художников, прежде всего, своей добротой.

- Если бы крестьянин, которого изобразил Крамской, был на месте Тараса, как бы он поступил в ситуации с Приёмышем? Что вы об этом думаете?

6. Итог урока. Рефлексия.

- А как бы вы поступили на месте дедушки Тараса?

У каждого из вас свой лебедь. Если вы поступили бы как дедушка Тарас, то напишите (на обратной стороне рисунка) пожелание лебедю перед дальней дорогой и прикрепите лебедя под словами М. Пришвина:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

А если вы поступили бы, как советовал один охотник, то прикрепите лебедя к избушке Тараса.

Ученики пишут пожелания и прикрепляют лебедей.

- Надеюсь, ребята, что и вы будете настоящими хозяевами природы, а значит, будете любить и охранять свою родину.

7. Домашнее задание (по выбору). Рассказать о дедушке Тарасе. Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица» или диалог автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А. Некрасов

Данный конспект урока я рекомендую использовать при изучении произведения Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" в 3 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

Конспект урока по литературному чтению "Н.А.Некрасов. "Дедушка Мазай и заяцы" во 2 классе

Образовательные цели:         – формирование умение понимать содержание стихотворения;         – формировать...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"

разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы

Урок по литературному чтению 2 класс«Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы...