Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Борисова Ирина Валерьевна

Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_lit_chteniya_borisovoy_i.v._1_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Борисова Ирина Валерьевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Тема

 В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»

Цель

 Обучение восприятию литературного текста

Задачи

Образовательные: способствовать формированию читательских умений (отличать народную сказку от авторской, выделять особенности народной и авторской сказки, умение сравнивать сказки по темам, правильно называть произведение, лексическая работа), учить детей “искусству слушать” сказку, “вживаться” в художественные образы героев, учить запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки.
Развивающие: развивать восприятия, внимание, творческую деятельность, навык плавного послогового чтения, устную речи.
Воспитательные: содействовать формированию художественного вкуса и эстетического воспитания.

УУД

  1. ЛичностныеУУД:  воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
  2.  Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.
  3.  Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.
  4. Познавательные УУД: выявление и формулирование  познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  2. Уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки (жили-были, повторы); рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии; сравнивать сказки с похожим сюжетом.

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Метапредметные: формирование УУД

Основные понятия

 Сказка (авторская и народная), автор, заголовок, писатель.

Межпредметные связи

 Изобразительное искусство (иллюстрирование эпизодов произведения), технология (изготовление книги-самоделки), русский язык (запись фамилий и заголовков литературных произведений), окружающий мир (повадки животных).

Ресурсы:

 Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс, Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс. Интерактивная доска, ноутбук, маршрутные листы, детские книги.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая

Технология

 Игровая технология, здоровьесберегающая технология, работа в группах, парах.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

УУД

Организационный момент: целеполагание и мотивация

 На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады. Каким вы хотите видеть наш урок?

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

И с таким хорошим настроением и начинаем наш урок. Какой у нас урок?

Урок литературного чтения.

Что мы делаем на этом уроке?

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

Сегодня мы совершим путешествие в страну Знаний по маршрутным листам.

Давайте посмотрим на наш сегодняшний маршрут и станции остановки. В конце прохождения каждой станции мы будем себя оценивать (зеленый кружочек – «я хорошо поработал, справился с заданием), красный кружочек – не все у меня получилось, я затруднялся)

 На уроках литературного чтения мы с вами изучили некоторые сказки, многие сказки вы читали самостоятельно дома.

 Приветствуют гостей, улыбаются друг другу и учителю.



Отвечают на вопрос учителя.

Читают вместе с учителем стихотворение.





Знакомство с маршрутным листом.






Коммуникативные УУД

Личностные УУД (самоопределение)












Регулятивные УУД (целеполагание, планирование)






Актуализация знаний, подготовка к восприятию.

 Первая ступенька —  «Разминайка»: 
а) работа над скороговоркой: «Болтунья болтала, болтала, да не наболталась».
б) лексическая работа:
- Кого называют болтуньей?
- Какой звук чаще других повторяется в скороговорке?
Дайте ему характеристику (твердый согласный звонкий звук [ б ].
Докажите, что он звонкий (горлышко дрожит, слышен голос).
- Назови мягкую пару для твердого согласного звука [б].
Назовите глухую пару для этого звука.
2) работа над скороговоркой в паре;
3) прослушивание 2-3 учеников;

4) самооценка;

Чтение с доски крылатого выражения и объяснение его значения: «Повторенье- мать ученья».
- Вот поэтому следующая ступенька в нашем маршрутном листе
- «Вспоминайка». 

I. Вам необходимо будет узнать произведение и правильно его назвать.

Шел ежик домой. По дороге нагнал его Заяц и пошли они вместе. Вдвоем дорога короче. Сутеев «Палочка-выручалочка», сказка о животных.

Несет. Несет маменька
Жареной говядинки,
А бабушка- кренделек,
А тетушка- киселек
И леденчиков кулек.
 Е.Благинина «Тюлюлюй, стихотворение о детях
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли.
Нечего украсть
. А.Блок «Зайчик», стихотворение о животных.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба. Со мной постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес-голодно, а возьму-забуду съесть и назад понесу. Пришвин. « Лисичкин хлеб», рассказ о природе.

II. Сегодня я приготовила выставку книг. Кто хочет правильно назвать книгу.

Ш.Перро «Красная шапочка», Р.Н.С. «Колобок», Р.Н.С. «Привередница», В.Сутеев «Под грибом».

Как можно одним словом назвать книги? Сказки.

Какие бывают сказки?

Авторские и народные – на презентации.

Какие примеры народных сказок вы можете назвать?

Авторских сказок?

III. Групповая работа – выбери книгу к нужной модели (модели на доске, 3 книги у детей, выбрать книгу к нужной модели)

Оцените свою работу на маршрутном листе.

 

 Чтение скороговорки вслух.

Выделяют звук [б], дают ему характеристику.

 




Работа в паре над скороговоркой.

2-3 ученика проговаривают скороговорку


Самооценка

Чтение пословицы и объяснение ее значения



Литературная игра

















Работа с выставкой книг










Групповая работа по рядам (3 группы)


Самооценка

 



Познавательное

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.



Коммуникативные УУД




Регулятивные УУД  (оценка)

 




Познавательные УУД

















Познавательные УУД (моделирование)











Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества со сверстниками)


Регулятивные УУД (оценка)

Изучение нового материала

 Сегодня я буду читать новое произведение (учитель читает сказку В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».

Что мы слушали? Сказку. Докажите. Кто из героев вам понравился и почему? Было ли смешно?Что огрочило?

Давайте мы на своих моделях сейчас и покажем, что же мы слушали.

Покажите на своих моделях жанр произведения, тему произведения. Проверим. Покажите.

Что слушали? (Сказку о животных).

Сравните свою модель с моделью на доске. У кого так, то поставьте плюс.

Чему вы удивились? Это сказка о детях? Нет. Сказка о животных.

Как вы думаете, кто автор сказки? Нет, оказывается, ее написал В.Бианки (фото автора на презентации).

Приготовьте красный карандаш. Как пишем фамилию автора? С большой буквы. Как он озаглавил эту сказку? Как вы думаете? Оказывается, он ее озаглавил «Лесной колобок – колючий бок». Заголовок длинный, будет много больших букв - на доске.

Покажите мне модели.

Это что я показываю? (автор)

Покажите заголовок произведения.
Назовите мне это произведение правильно.

Возьмите свои модели и подпишите. Подойдите ко мне со своими моделями.

Подходит эта обложка для нашей новой книги?

Чего не хватает?

Фамилии автора и названия произведения – заголовка.

Готова книга? Да.

Я еще приготовила вам суперобложку. Красивая?

Что написано внутри?

Это будет наша новая книга в нашей библиотеке развития.

Какая эта сказка? О животных.

Еще какая? (авторская). Кто автор?

Ребята, вот какую книгу я нашла в нашей библиотеке.

В.Бианки. «Мышонок Пик».

Оказывается, В.Бианки написал другие произведения. Найдите их в библиотеке и рассмотрите с друзьями.

Оценим себя на нашем маршрутном листе – ступенька «Самоделкина»

Следующая станция «Прочитайка»

Теперь мы поработаем с нашим учебником-хрестоматией.

Найдите это произведение в хрестоматии.

Найдите фамилию автора и прочитайте.

Кто правильно назовет?

Давайте посмотрим на иллюстрацию и вспомним, кто встретился нашему ежику первым? Волк.

Каким голосом он разговаривал? Кто нашел слова волка?

Что ему отвечает «Колобок»?

Что ему отвечает «Колобок»?

Кто изображен на следующей иллюстрации? Как разговаривает медведь? Давайте прочитаем вслух.

Смотрим на следующую иллюстрацию. Как обращается лиса к ежику? Каким голосом? Что он отвечает?

Давайте посмотрим на последнюю иллюстрацию. Что там изображено?

Почему звери удивились? Что их удивило?

Что ежики умеют плавать. Я тоже этого не знала. Значит, эта сказка поучительная.

Физкультминутка.

Найдите зеленую «плашечку» и прочитайте самостоятельно текст, который состоит из 4-х предложений.

Кто хочет прочитать? (чтение по предложениям)

Что дальше написано? (песня). Найдите ее и прочитайте.

Кто может рассказать песню.

Хорошо. Сейчас мы попробуем инсценировать эту сказку.

Инсценировка сказки.

 Слушание





Моделирование обложки литературного произведения




Сравнение с образцом (проблемная ситуация)
















Проект «Книга-самоделка»


















Самооценка







Работа с текстом и иллюстрациями




















Обращение к житейскому опыту детей


Самостоятельное чтение текста


Фронтальная работа




Инсценировка сказки

 Личностные УУД (эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции, высказывают отношение к героям)



Познавательные УУД (моделирование)




Регулятивные УУД (контроль, сличение способа и результата действий с эталоном)

















Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками)













Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)


Регулятивные УУД (оценка)






Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней).























Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).



Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества со сверстниками)

Закрепление  нового материала

 Следующая станция «Соображалка»

Найдем новое произведение в рабочей тетради.

Прочитаем заголовок. Найдите фамилию автора.

Кто правильно назовет произведение?

Найдите первое задание и прочитайте его.

Выполним самостоятельно.

Кто готов? Проверяем.

Какую по счету модель выбрали? Сказка о животных.

Самостоятельно прочитаем и выполним второе и третье задание.

Оценим свою работу на маршрутном листе.

Физкультминутка (исполнение песни)

 

 





Самостоятельная работа


Сравнение с образцом




Самооценка

 

Исполняют песню

 

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в тетради, работать по ней).







Регулятивные УУД (контроль, сличение способа и результата действий с эталоном)

Регулятивные УУД (оценка)

Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

Давайте на наших маршрутных листах оценим нашу работу.

Сегодня на уроке я…

Условные обозначения для оценки работы
«отлично работал и усвоил материал» (веселый смайлик)
«хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы» (смайлик не улыбается);

«все задания на уроке для меня были сложными, урок мне не понравился (смайлик грустит)

 

 Регулятивные УУД (оценка)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс  УМК "21 век"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок» 2 класс

Тема урока: В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок». Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции младших школьников через знакомст...