Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение - осознанно читать литературные произведения. В этом очень помогают уроки внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_volshebnik_izumrudnogo_goroda.docx | 81.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения.
Учитель: Тарасюк Татьяна Николаевна, МБОУ СОШ №26 г. Хабаровска
Тема: А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
3 класс Образовательная система «Школа 2100»
Подготовка к уроку: дети читают сказку-повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Цель урока:
Создание условий для понимания нравственного смысла произведения А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» в ходе анализа произведения.
Задачи урока
Познавательный аспект:
▪ формировать общеучебное умение осознанно читать литературное произведения;
▪формировать представление об особенностях жанра сказка-повесть;
▪формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и главную мысль произведения, давать характеристики героям произведения;
Развивающий аспект:
▪развивать речь учащихся;
▪развивать умение анализировать произведение в жанре сказка-повесть
▪развивать читательскую самостоятельность
Воспитательный аспект:
▪воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера, радости сопереживания успехам
собеседников.
Оборудование:
▪ книга А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»( у каждого ученика)
▪ компьютер, проектор, экран
▪ презентация к уроку
▪фонограммы детских песен: «Песенка друзей» ( из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»), «Настоящий друг▪карточки для рефлексии.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок внеклассного чтения, урок, готовясь к которому вы читали интересную книгу, путешествовали с её героями, вместе с ними радовались и огорчались. В начале урока мне хотелось бы узнать , с каким настроением вы пришли сегодня на урок. ( Дети показывают карточки, соответствующие их настроению)
2. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
О чём-то скрипит половица,( читает учитель)(Слайд 2)
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка. Сказка «Волшебник Изумрудного города».
Сегодня на уроке мы перелистаем страницы этой сказки. «Волшебник Изумрудного города» - непросто сказка, а повесть-сказка. Почему?( ответы детей)
3.Постановка проблемного вопроса
- Назовите главных героев сказки. ( ответы детей)
- Главные герои очень разные, непохожие друг на друга, но у каждого из них есть своя мечта, своё самое заветное желание.
Благодаря какой силе мечты наших героев осуществились?(Варианты ответов детей записываются на доске)
4. Поиск решения проблемы ( открытие нового знания) (Слайд 3)
- Что вы знаете о А. М. Волкове? Что это был человек? Когда он жил? Почему он написал книгу «Волшебник изумрудного города?»
(ответы и предположения детей)
Прочитайте самостоятельно текст о А. М. Волкове.
Александр Мелентьевич Волков родился ещё в 19 веке, в 1891 году в Усть – Каменогорске.Всю жизнь стремился он к новым знаниям. А. М. Волков окончил два института и университет. Волков был не только писателем, но и учителем. Он преподавал словесность, физику, математику, историю, естествознание….А. М. Волков знал многие иностранные языки: латынь, французский, немецкий, старославянский, понимал итальянский, испанский, болгарский, польский. Захотел выучить английский. Взял книгу американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз», начал переводить её на русский язык… и сочинил по её мотивам сказку «Волшебник Изумрудного города». Главная мысль книги «Волшебник Изумрудного города» - самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимная выручка».
У этой сказки счастливая судьба: её прочитали миллионы детей во многих странах земного шара. Она была переведена на 13 языков.
Вопросы после чтения.
1. В каком веке родился А. М. Волков? (19в. )
2. В каком он родился году? (1891 году).
3. Только ли писателем был А. М. Волков. ( учёным, учителем. Это был высокообразованным человеком, закончил 2 института и университет)
4. Какие предметы он преподавал? ( Словесность, физику, математику, географию, историю, естествознание…)
5. Какие языки знал А. М. Волков.( Латынь, французский, немецкий, старославянский, итальянский, испанский, болгарский, польский, английский)
6. По мотивам какого произведения была написана сказка «Волшебник Изумрудного Города»? ( в основу легла книга американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз»
7. Почему у этого произведения счастливая судьба?
8. Какова главная мысль этой сказки?
Самое лучшее, самое дорогое на свете – дружба и взаимная выручка.(Слайд 4)
5.Практическая часть урока (характеристики главных героев произведения)
Элли. Гл. Ураган.(Слайд 5)
– Назовите имя главной героини?
- Где жила Элли? ( среди обширной канзасской степи, в небольшом фургоне, обстановка домика была бедна)
- Назовите имя отца Элли? (Джон)
-Чем он занимался? (целый день работал в поле)
- Что вы узнали о маме Элли? ( Анна, хлопотала по хозяйству)
- Почему Элли не ходила в школу? ( Школа находилась далеко, а девочка была слишком мала, чтобы ходить туда каждый день)
-Кто учил девочку читать и писать? (отец)
-Кто такой Тотошка?( четвероногий друг Элли, чёрная шерсть, остренькие ушки, гонялся за воронами, был бесконечно рад своей маленькой хозяйке).
- Как Элли с Тотошкой оказались в Волшебной стране?( Вызванный волшебством Гингемы ураган, донёсся до Канзаса, поднял домик в котором были Элли и Тотошка и унёс его)( Слайд 6)
- Какие изменения с Тотошкой произошли в Волшебной стране? ( заговорил человеческим голосом)
- Почему Элли не могла вернуться домой? ( Страна Гудвина была отделена от всего света пустыней и огромными горами, через которые не переходил ни один человек)
- Кто может вернуть девочку домой? ( Великий Волшебник Гудвин вернёт маленькую девочку, занесённую в его страну, если она поможет трём существам добиться исполнения их самых заветных желаний).
Давайте вспомним героев, которым Элли помогла в исполнении их самых заветных желаний.
Игра «Доскажи словечки»
Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. ( Страшила) (Слайд 7)
- Самое заветное желание Страшилы? ( получить мозги)
- Кто рассказал Страшиле, что его голова набита соломой? (ворона)
Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда,
В дороге он смелый, полезный
Кто? ( Дровосек Железный.) (Слайд 8 )
- Самое заветное желание Ж. Д ( Он мечтает о сердце)
-Почему Ж. Д. нельзя плакать? ( Ему вредна вода, он может заржаветь)
Этот царь зверей, но всё ж
На царя он не похож.
Но с друзьями, осмелев,
Идёт за мужеством… ( Трусливый Лев) ( Слайд 9)
- Самое заветное желание Льва? ( Быть смелым)
- Кому под силу выполнить желание каждого? ( Великому Гудвину)
- Где он живёт? ( В Изумрудном городе).
6. Физминутка.( дети под фонограмму поют песню, сопровождая её танцевальными движениями )(Слайд 10)
Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной
Дорогой непрямой.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин,
И Элли возвратится,
С Тотошкою домой.
А я рождён железным,
Я мог бы стать полезным,
Да только не хватает сердечной теплоты,
Да только не хватает сердечной теплоты.
Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной
Дорогой непрямой.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин,
И Элли возвратится,
С Тотошкою домой.
Соломою своею
Я думать не умею,
Хотел бы попросить я у Гудвина ума.
Хотел бы попросить я у Гудвина ума.
Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной
Дорогой непрямой.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин,
И Элли возвратится,
С Тотошкою домой.
7. Анализ содержания прочитанного ( с использованием цитат)
●Дорога в Изумрудный город была очень непроста, нашим героям пришлось пройти через сложные испытания.(Слайд 11)
- Страшен был лес, в котором жили саблезубые тигры. Что это за животные? ( Описание гл «Саблезубые тигры» с 59 )
Это страшные чудовища. Они куда больше обыкновенных тигров, живущих в других частях страны. У них из верхней челюсти торчат клыки, как сабли….. Я увидел одного издали, так три дня болел от страха.
- Чем было коварно маковое поле, через которое шли наши герои? ( Цветы невиданной величины с очень сильным ароматом. Аромат этих цветов смертелен. )( Слайд 12)
- На кого аромат маков не действовал? ( На страшилу и Ж. Д. )
●Несмотря на сложные испытания наши герои пришли в Изумрудный город.Давайте прочитаем описание Изумрудного города. ( гл. Изумрудный город )(Слайд 13)
На следующее утро после нескольких часов пути друзья увидели на горизонте слабое зелёное сияние.
- Это должно быть Изумрудный город, - сказала Элли. По мере того как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой городской стене, сложенной из кирпича.Перед ними были большие ворота, украшенные изумрудами, сверкающими так ярко, что они ослепили даже нарисованные глаза Страшилы……
Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зелёного мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды……
Жители города были в зелёной одежде, и кожа их отливала смугло-зеленоватым оттенком. Всё было зелёного цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелёными лучами.
Почему в Изумрудном городе всё зелёного цвета, В чём секрет? ( Секрет в очках)
- Где находится дворец Великого Гудвина? ( В центре города)
●гл «История Гудвина» (Слайд 14)
- Действительно ли Гудвин такой Великий Волшебник?( простой человек)
- Настоящее имя Гудвина? ( Джеймс)
- Где родился и жил Гудвин? ( В Канзасе)
- Кем он работал В Канзасе? ( актёром, баллонистом)
- Как он оказался в Изумрудном городе? ( Ураган, на воздушном шаре)
- Как долго Гудвин строил Изумрудный город? ( Несколько лет)
- Почему Гудвин закрылся в тронном зале и необщался с жителя Из. Г. ( чтобы в нём не разглядели обыкновенного человека)
●гл. «Чудесное искусство Великого обманщика»
- Давайте вспомним, как Страшила получил ум. ( чтение по ролям,оценивание чтения учащимися))
( Волшебник встретил Страшилу приветливо.
- Вы не рассердитесь, мой друг, если я сниму с вас голову? – спросил он. – Мне надо набить её мозгами.
- О, пожалуйста, не стесняйтесь! – весело ответил Страшили. – Снимите её и держите у себя, сколько хотите. Я не почувствую себя хуже.
Гудвин снял голову Страшилы и заменил солому кульком, полным отрубей, смешанных с иголками и булавками. Затем поставил голову на место и поздравил Страшилу.
- Теперь вы умный человек – у вас новые мозги самого лучшего сорта.Страшила горячо поблагодарил Гудвина и поспешил к друзьям.
- Как исполнилось заветное желание Ж. Д.
( Видя Страшилу таким довольным, Ж. Д. с большой надеждой отправился к Гудвину.
- Мне придётся прорезать у вас дыру в груди, чтобы вставить сердце, - предупредил Гудвин.
- Я в вашем распоряжении, - ответил Железный Дровосек. – Режьте, где угодно.
Гудвин пробил в груди Дровосека небольшое отверстие и показал ему красивое шёлковое сердце, набитое опилками.
- Нравится ли оно вам?
- Оно прелестно! Но доброе ли оно, это красивое сердце, и сможет ли оно любить?
- О, не беспокойтесь! – ответил Гудвин. – С этим сердцем вы будете самым чувствительным человеком на земле!
Сердце было вставлено, дыра запаяна, и Ж. Д. , ликуя поспешил к друзьям.
- Как лев получил смелость?
( В тронный зал вошёл лев.
- Я пришёл за смелостью, - робко молвил он, переминаясь с лапы на лапу.
- Одну минуточку! – сказал Гудвин. Он достал из шкафа бутылку и вылил содержимое в золотое блюдо. – Вы должны это выпить! ( Это был шипучий квас с примесью валерьянки)
Запах не особенно понравился Льву.
- Что это? – недоверчиво спросил он.
- Это смелость. Она всегда бывает внутри, и вам необходимо проглотить её.
Лев сделал гримасу, но выпил жидкость и даже вылизал тарелку.
- О, я уже становлюсь сильным! Храбрость заструилась по моим жилам и переполняет сердце! – заревел он в восторге. – Спасибо, о спасибо, Великий Волшебник! – И лев помчался к друзьям…
8. Выводы по результатам анализа
● Действительно ли заслуга Гудвина в том, что Страшила стал мудрым, Ж. Д.- сердечным, Лев – смелым?
Пройдя через непростые испытания, стремясь в самых трудных ситуациях помочь друг другу, Страшила не заметил, как научился давать очень мудрые советы, Ж. Д. совершал самоотверженные поступки, которые мог совершить только человек с добрым сердцем, Лев научился смело защищать своих друзей. А Гудвин только смог с помощью хитрых трюков убедить С. , в том что он умный, Ж. Д. в том ,что у него есть сердце, льва в том , что он очень смелый.
- Что нужно было сделать Гудвину, чтобы исполнить желание Элли? ( починить воздушный шар)
- Почему так получилось, что Гудвин улетел В Канзас без Элли? ( Элли очень долго прощалась с друзьми, налетел ураган, который оборвал верёвку в. шара_
- Кто посоветовал друзьям обратиться за помощью к волшебнице Стеле? ( Дин Гиор)
- Кто сопровождал Элли в Розовую страну? (Все друзья)
Через какие испытания прошли наши герои по дороге в Розовую страну? ( наводнение, дорога через лес, в котором жило страшное чудовище, гора Марранов)
●Почему герои сказки прошли через все испытания, смогли преодолеть все трудности.( Друг другу помогали, каждый был готов на самые отчаянные поступки ради спасения друзей)
- Как Элли вернулась домой? ( с помощью серебряных башмачков)
- Легко ли друзьям было расставаться?
Гл. «Стела, вечно юная волшебница Розовой страны»
- Нам больно и грустно расставаться с тобой Элли, - Сказали Страшила, Дровосек и Лев, но мы благословляем ту минуту, когда ураган забросил тебя в Волшебную страну. Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете – дружбе!.. ( Слайд 15)
С кем бы из героев этого произведения хотели дружить вы и почему?
Благодаря какой силе мечты наших героев осуществились?(Благодаря силе дружбы )
9.Итог урока.
Кто в дружбу верит горячо,(Слайд 16)
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Песня «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот, что значит настоящий , верный друг!
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот, что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь, друг придёт на помощь-
Вот, что значит настоящий, верный друг!
В полдень или в полночь, друг придёт на помощь-
Вот, что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить
Если что-нибудь приключится вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот, что значит настоящий ,верный друг!
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот, что значит настоящий, верный друг!
▪Кого можно считать настоящим другом?
▪Как поступает настоящий друг ? Ответьте на эти вопросы словами песни.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!
В полдень или в полночь, друг придёт на помощь-
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот, что значит настоящий, верный друг!
Я хочу пожелать каждому из вас, чтобы рядом с вами всегда были добрые, надёжные друзья!
10. Рефлексия ( с использованием карточек-настроения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3-4 классе "Вот пришли морозы - и зима настала"
Коррекционный урок для учащихся третьего и четвертого класса....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»
Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»
Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повышение интереса к изучению истории родины через литературные произведения;Раз...