Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3-4 классе "Вот пришли морозы - и зима настала"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Коррекционный урок для учащихся третьего и четвертого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vnekl_chteniya_v_3-4kl.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Внеклассное чтение по теме «Вот пришли морозы – и зима настала».
Цель урока: ознакомление с произведениями о зиме, обитателях леса.
Задачи урока:
- овладение учащимися умением определить эмоциональную составляющую произведения и отразить её при чтении интонационно;
- развитие долговременной памяти при чтении стихотворений, выученных наизусть, пересказе текста П. Золина;
- развитие и коррекция умения анализировать и обобщать при работе с текстом В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»;
- развитие инициативы, стремления к активной деятельности;
- воспитание бережного и заботливого отношения к животным, к природе и любви к родному краю;
- воспитание интереса к чтению, к самостоятельному выбору книг для чтения по теме.
Оборудование: выставка книг по теме, фотографии животных, фотография класса на экскурсии в зимнем лесу, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», высказывание, предложения, вопросы, раздаточный материал, тексты, ТСО, П.И.Чайковский «Времена года. Зима» «Январь».
- Оргмомент. Рапорт дежурного.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения по теме: «Вот пришли морозы – и зима настала». Радует нас или огорчает приход зимы? Почему?
У каждого месяца своё лицо, свои звуки, свои цвета. Есть они и у первого месяца года. (ТСО: П.И.Чайковский «Январь»)
1. Пересказ текста П. Золина.
- У января обычно светлое, доброе лицо. Январь заставляет много работать, двигаться. Мороз стоять не даёт. А если устал, отдыхаешь, то береги тепло.
- Вот белочка дремлет в дупле, прикрываясь своим хвостиком. Вход плотно заткнула пучком мха, сухой травой. Корм ещё осенью припасла. Но запасов до весны не хватает. И надо поискать новые шишки, орехи, жёлуди.
- Заяц в мороз и мёрзлой кочерыжкой в огороде доволен, но может и кору в саду погрызть.
- А лиса курятники ищет, если мышей и мелких зверюшек не найдёт. С досады, бывает, и зайца схватит.
- Нахохлились птицы, которые не улетели от нас в дальние края.
- Снегу-то сколько! Да мороз. Где корм найти?
- Помоги птицам пережить голодные дни. Они весной отблагодарят.
- Возьми кусочек хлеба, раскроши и брось стайке продрогших птиц. Или крупы дай.
Животные и птицы держатся ближе к человеческому жилью в надежде на нашу помощь. Расскажите, как мы помогаем птицам.
2. Прочитайте, пожалуйста, тему урока
- грустным голосом,
- радостным голосом.
Как говорил Алексей Толстой, «Самая чистая радость – радость общения с природой». Красота природы вдохновляет на поэтические строки, которые учат нас видеть природу как живое существо. Каждое стихотворение имеет свою мелодию – грустную или весёлую, быструю или медленную. Постарайтесь услышать её, когда будете читать стихи, и не забудьте, что нужно хорошо представлять себе картины, которые описаны поэтом в стихотворении.
Чтение стихотворений учащимися.
3кл. «Белый снег пушистый» Суриков.
4кл. «Чародейкою зимою» Тютчев.
Работа с картиной
Не раз называли зиму «волшебницей», «чародейкой». На картине И.И.Шишкина «Зима» лес выглядит околдованным, очарованным волшебным сном.
Н. Сладков:
«В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.
А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.
А можно и так ходить – ни за чем. И тогда – и только тогда! – откроется тебе настоящая красота леса.
Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять».
Физминутка.
Кружатся снежинки
в воздухе морозном.
Падают на землю
кружевные звёзды.
Вот одна упала.
Ой, не тай, снежинка,
подожди немножко.
Обращение к выставке книг.
Давайте рассмотрим книги. Прочитайте названия книг, их авторов. Можете ли вы предположить, о чём эти книги?
В книге «Лесные происшествия» В. Бианки говорит: «В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники».
Обратите внимание на книгу В.Бианки «Лесная газета». Что такое газета? О чём она? Кто пишет заметки?
Одна из таких заметок называется: «Снежный взрыв и спасённая косуля». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в заметке?
Я прочитаю вам отрывок, а вы слушаете очень внимательно.
Чтение учителем фрагмента рассказа
«Снежный взрыв и спасённая косуля». (ТСО)
О ком говорится в заметке? А вы, ребята, догадались, что такое здесь случилось?
Тогда давайте всё разберём по порядку.
Прочитайте предложения на доске про себя, вслух:
- «Шла по лесу косуля, беды не чуяла» (что значит «беды не чуяла»?)
- «Косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез»
- «У большого поваленного дерева оба следа совсем слились»
- «Громадная бомба взорвалась под снегом»
- «Неизвестно откуда взявшийся громадный след»
Я напоминаю вам, ребята, что самих животных никто не видел, а только лишь следы на снегу.
Чтение отрывка учащимися.
- По эстафете
- По абзацам
Физминутка.
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, ровное. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание, которое преподнесёт нам зимний лес.
Выборочное чтение.
- Расскажите, что можно было прочитать по следам.
- Что было по ту сторону ствола? Прочитайте.
- Найдите и прочитайте, что было после?
- Какие вопросы остались? Прочитайте.
«Долго бились корреспонденты над этими вопросами. Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно», а вам? Интересно узнать?
Прочитайте 2 страницу самостоятельно в парах и ответьте на вопросы:
- Что за бомба в снегу?
- Чей новый страшный след?
- Отчего волк в одну сторону кинулся, косуля в другую?
- Что такое случилось здесь?
Ответы на вопросы в парах.
- Итог урока.
Ещё раз прочтите название заметки. Кому понравился этот рассказ? Кто ещё желает почитать заметки «Лесной газеты»? А другие книги? О чём говорится в этих книгах? А о чём говорили мы на уроке? Я ещё раз повторю слова А. Толстого «Самая чистая радость – радость общения с природой».
Вот мы и подошли с вами к новой теме: «Люби всё живое». Домашнее задание: прочитать рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова.
Рефлексия.
У вас на партах лежат солнышки и тучки, которые отражают то настроение, как вы чувствовали себя на уроке, как работали. Выберите и прикрепите их к доске. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение - осознанно читать литературные произведения. В этом очень помогают ур...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»
Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»
Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повышение интереса к изучению истории родины через литературные произведения;Раз...