литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс)
план-конспект по литературному чтению по теме: А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_plan-konspekt.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс 1 ч. Стр. 88-89)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:15.10.2019г.
Время:14:00-14:40
Место: МАОУ СОШ № 6
Класс: 3«Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Цель: создание благоприятных условий для воспитания любви к природе, временам года через содержание лирического стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»; способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через содержание лирических стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро» ; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Развивающие: развивать внимание к слову в контексте литературного произведения; развивать образное мышление, воображение, внимания, наблюдательность, фантазию; способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; способствовать развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние; развитие читательского интереса к произведениям А.С.Пушкина , к детской литературе; развить умение работать с текстом, задавать вопросы.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к своей Родине и её природе, к временам года, к прекрасному; воспитанию вдумчивого чтеца. Воспитывать бережное отношение к слову, воспитать читательский интерес к стихотворению.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание любви к природе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения; расширить словарный запас и кругозор учащихся, обогатить жизненный опыт; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, способствовать формированию у учащихся читательского интереса ;способствовать развитию связной речи учащихся ;участвовать в обсуждении прочитанного стихотворения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: фронтальная.
Основные образовательные ресурсы урока: портрет Александра Сергеевича Пушкина, учебник.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Кристина Рафаэльевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Ребята, я буду задавать вам ритм хлопками, меняя его, а вы попробуйте повторить за мной, но для этого вам нужно будет быть очень внимательными.
3) Мотивация
У: Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний и узнаем много нового.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, мне нужны 6 добровольцев.
У: Я вам раздам буквы, из которых я предлагаю вам составить слово у доски.
У: Ребята, сейчас вам нужно встать в таком порядке ,в котором у вас получиться слово.
А сейчас все вместе прочитайте слово ,которое получилось у ребят.
О: Пушкин.
У: Правильно! Так какая же тема нашего урока?
О: Александр Сергеевич Пушкин.
У: Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение, но название стихотворения затерялось среди букв, вы поможете мне найти его?
ЗКИОМСНПЕРЕВ (ЗИМНЕЕ)
УШТИРКОС (УТРО)
О: Да.
У: Какое же название вы нашли?
О: «Зимнее утро»
У: Молодцы! А как вы думаете какая цель нашего урока?
О: Познакомится с Александром Сергеевичем Пушкином и его стихотворением «Зимнее утро».
У: Ребята, а что вы знаете о Пушкине ?
О: Александр Сергеевич Пушкин - это знаменитый русский поэт. Родился в Москве, в семье, в которой любили литературу. Написал очень много сказок, также он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе и природе.
У: Молодцы! Попробуйте поставить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.
О: Мы познакомимся с поэтом и его стихотворением «Зимнее утро», узнаем и будем учиться как правильно, сознательно и выразительно читать.
III. Открытие новых умений, знаний.
1) Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. Также Пушкин является создателем русского литературного языка. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде.
Отец Александра Сергеевича, Пушкин Сергей Львович, был ценителем литературы, имел большую библиотеку. Дядя, Василий Львович, был известным поэтом.
Александр Сергеевич Пушкин в 5 лет научился читать по-французски и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. Няня Арина Родионова и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах.
Когда Пушкину исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово. Именно бабушка научила поэта писать по-русски. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.
Первое стихотворение, которое было опубликовано, называлось «К другу стихотворцу».
Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.
Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» можно считать одним из самых лучших стихотворений Пушкина на эту тему.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме.
б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение).
У: В стихотворении «Зимнее утро» вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.
сОмкнуты – закрыты.
У: Как вы думаете что это такое ? Кто согласен поднимите руки .
О: Сомкнуты это значит что они закрыты.
нЕгой – блаженство, наслаждение; Состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот.
У: Как вы думаете что такое нега ? Кто согласен поднимите руки.
О: Это блаженство.
АврОры – богиня утренней зари в древнеримских мифах.
У: Как вы думаете кто такая Аврора ? Кто согласен поднимите руки.
О: Это богиня.
вечОр — вечер.
У: Как вы думаете что такое вечор? Кто согласен поднимите руки.
О: Это вечер.
предадимся бегу – поедем.
У: Как вы думаете что означает предадимся бегу? Кто согласен поднимите руки.
О: Это означает что поедут.
взОры – глаза.
У: Как вы думаете что такое взоры ? Кто согласен поднимите руки.
О: Взоры – это глаза.
нЫнче – сегодня.
У: Как вы думаете что означает нынче? Кто согласен поднимите руки.
О: Сегодня.
Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый.
У: Как вы думаете что такое янтарный блеск? Кто согласен поднимите руки.
О: Это прозрачно-желтый цвет.
озарИть - ярко осветить, залить светом.
У: Как вы думаете что означает озарить ?Кто согласен поднимите руки.
О: Это означает ярко осветить.
2) Речевая разминка.
У: Чтение начнем с речевой разминки:
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
IV. Физкультминутка.
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
V. Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
У: Сейчас мы внимательно прочитаем стихотворение «Зимнее утро». Открываем учебник на странице 88. После прочтения стихотворения ответьте мне на вопрос: «Что вы представили, когда я читала это стихотворение?»
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … посмотри в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Неторопливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
У: Ребята, что же вы представили?
О: Мы представили зимнее утро.
У: Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении?
О: Когда читаешь стихотворение перед глазами возникают картины белоснежного зимнего утра, солнце серебрит снег, он искрится и переливается разными цветами. Голубые небеса, деревья в снегу – сказочная картина.
У: Давайте обратим внимание на картину, которая нарисована на странице 89.Что на ней изображено?
О: На картине изображена лошадь и два человека.
У: Какое время года изображено на картине?
О: Зима.
У: Какое у вас настроение вызывает эта картина?
О: Радостное ,веселое.
У: Почему?
О: Потому что всё кругом чисто, бело, светло.
У: Как в стихотворении выглядит комната в это утро?
О: Комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.
У: Какое настроение передает это стихотворение?
О: Стихотворение «Зимнее утро» проникнуто настроениями радости и восторга.
У: Да, действительно .Автор восхищается великолепной красотой русской зимы. Он испытывает радостное чувство от созерцания ясного неба и блестящих снежных полей.
У: Молодцы! А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение вслух ,по цепочке.
О: (прочитали стихотворение).
У: Какие молодцы! Как вы красиво читаете!
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
У: У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)
У: Остальные сдайте свои работы.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: выучить стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....