литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мустафаева Кристина Рафаэльевна

план-конспект по литературному чтению по теме: А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_plan-konspekt.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России», 3 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение.              3 класс 1 ч.  Стр. 88-89)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:15.10.2019г.

Время:14:00-14:40

Место: МАОУ СОШ № 6

Класс: 3«Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Цель: создание благоприятных условий для воспитания любви к природе, временам года через содержание лирического стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»; способствовать продуктивному осуществлению познавательной  деятельности через содержание лирических стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро» ; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Развивающие: развивать внимание к слову в контексте литературного произведения; развивать образное мышление, воображение, внимания, наблюдательность, фантазию; способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; способствовать  развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние; развитие читательского интереса к произведениям  А.С.Пушкина , к детской литературе; развить умение работать с текстом, задавать вопросы.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к своей Родине и её природе, к временам года, к прекрасному; воспитанию вдумчивого чтеца. Воспитывать бережное отношение к слову, воспитать читательский интерес к стихотворению.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание любви к природе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и  аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения; расширить словарный запас и кругозор учащихся, обогатить жизненный опыт; отвечать на вопросы  по содержанию прочитанного, способствовать формированию у учащихся читательского интереса ;способствовать развитию связной речи учащихся ;участвовать в обсуждении прочитанного стихотворения.

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.

Формы работы: фронтальная.

Основные образовательные ресурсы урока: портрет Александра Сергеевича Пушкина, учебник.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Кристина Рафаэльевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Ребята, я буду задавать вам ритм хлопками, меняя его, а вы попробуйте повторить за мной, но для этого вам нужно будет быть очень внимательными.

3) Мотивация

У: Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний и узнаем много нового.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, мне нужны 6 добровольцев.

У: Я вам раздам буквы, из которых я предлагаю вам составить слово у доски.

У: Ребята, сейчас вам нужно встать в таком порядке ,в котором у вас получиться слово.

А сейчас все вместе прочитайте слово ,которое  получилось у ребят.

О: Пушкин.

У: Правильно! Так какая же тема нашего урока?

О: Александр Сергеевич Пушкин.

У: Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение, но название стихотворения затерялось среди букв, вы поможете мне найти его?

ЗКИОМСНПЕРЕВ (ЗИМНЕЕ)

УШТИРКОС (УТРО)

О: Да.

У: Какое же название вы нашли?

О: «Зимнее утро»

У: Молодцы! А как вы думаете какая цель нашего урока?

О: Познакомится с Александром Сергеевичем Пушкином и его стихотворением «Зимнее утро».

У: Ребята, а что вы знаете о Пушкине ?

О: Александр Сергеевич Пушкин - это знаменитый русский поэт. Родился в Москве, в семье, в которой любили литературу. Написал очень много сказок, также он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе и природе.

У: Молодцы! Попробуйте поставить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.

О: Мы познакомимся с поэтом и его стихотворением «Зимнее утро», узнаем и будем учиться как правильно, сознательно и выразительно читать.

III. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

      а) Краткие биографические сведения об авторе

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. Также Пушкин является создателем русского литературного языка. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде.

Отец Александра Сергеевича, Пушкин Сергей Львович, был ценителем литературы, имел большую библиотеку. Дядя, Василий Львович, был известным поэтом.  

Александр Сергеевич Пушкин в 5 лет научился читать по-французски и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. Няня Арина Родионова и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах.

Когда Пушкину исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово. Именно бабушка научила поэта писать по-русски. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.                                                                                                                

Первое стихотворение, которое было опубликовано, называлось «К другу стихотворцу».

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» можно считать одним из самых лучших стихотворений Пушкина на эту тему.

9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме.

б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение).

У: В стихотворении «Зимнее утро» вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.

сОмкнуты – закрыты.

У: Как вы думаете что это такое ? Кто согласен поднимите руки .

О: Сомкнуты это значит что они закрыты.

нЕгой – блаженство, наслаждение; Состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот.

У: Как вы думаете что такое нега ? Кто согласен поднимите руки.

О: Это блаженство.

АврОры – богиня утренней зари в древнеримских мифах.

У: Как вы думаете кто такая Аврора ? Кто согласен поднимите руки.

О: Это богиня.

вечОр — вечер.

У: Как вы думаете что такое вечор? Кто согласен поднимите руки.

О: Это вечер.

предадимся бегу – поедем.

У: Как вы думаете что означает предадимся бегу? Кто согласен поднимите руки.

О: Это означает что поедут.

взОры – глаза.

У: Как вы думаете что такое взоры ? Кто согласен поднимите руки.

О: Взоры – это глаза.

нЫнче – сегодня.

У: Как вы думаете что означает нынче? Кто согласен поднимите руки.

О: Сегодня.

Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый.

У: Как вы думаете что такое янтарный блеск? Кто согласен поднимите руки.

О: Это прозрачно-желтый цвет.

озарИть - ярко осветить, залить светом.

У: Как вы думаете что означает озарить ?Кто согласен поднимите руки.

О: Это означает ярко осветить.

2) Речевая разминка.

У: Чтение начнем с речевой разминки:

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

IV. Физкультминутка.

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

V. Знакомство со стихотворением  А.С.Пушкина «Зимнее утро».

У: Сейчас мы внимательно прочитаем стихотворение «Зимнее утро». Открываем учебник на странице 88.  После прочтения стихотворения ответьте мне на вопрос: «Что вы представили, когда я читала это стихотворение?»

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … посмотри в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Неторопливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

У: Ребята, что же вы представили?

О: Мы представили зимнее утро.

У: Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении?

О: Когда читаешь стихотворение перед глазами возникают картины белоснежного зимнего утра, солнце серебрит снег, он искрится и переливается разными цветами. Голубые небеса, деревья в снегу – сказочная картина.

У: Давайте обратим внимание на картину, которая нарисована на странице 89.Что на ней изображено?

О: На картине изображена лошадь и два человека.

У: Какое время года изображено на картине?

О: Зима.

У: Какое у вас настроение вызывает эта картина? 

О: Радостное ,веселое.

У: Почему?  

О: Потому что всё кругом чисто, бело, светло.

У: Как в стихотворении выглядит комната в это утро?

О: Комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.

У: Какое настроение передает это стихотворение?

О: Стихотворение «Зимнее утро» проникнуто настроениями радости и восторга.

У: Да, действительно .Автор восхищается великолепной красотой русской зимы. Он испытывает радостное чувство от созерцания ясного неба и блестящих снежных полей.

У: Молодцы! А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение вслух ,по цепочке.

О: (прочитали стихотворение).

У: Какие молодцы! Как вы красиво читаете!

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

У: У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?

«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

- Чем я сегодня помог другим?

«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

- Что я сегодня сделал для моего здоровья?        

Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)

У: Остальные сдайте свои работы.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: выучить стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...