Д. Н. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: Д. Н. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цель урока: создание благоприятных условий для воспитания истинной храбрости у обучающихся через содержание произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; обобщению и активизации уже имеющихся знаний; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания истинной храбрости, умению отличать истинную храбрость от хвастовства, чувства коллективизма; воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: УМК Школа России «Литературное чтение» 3 класс Климанова Л.Ф., учебник, раздаточный материал, компьютер и проектор, мультимедийная презентация.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Иосифовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку
У: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал. Молодцы! Я вижу, что все готовы начать урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
Кто готов помогать друг другу? Поднимите руки.
Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Проверка домашнего задания
Какое было домашнее задание?
(Проверяем)
2) Анализ и оценка работы учащихся (отметочная или безотметочная система оценивания, комментарий)
У: - Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили хорошо.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Для того, чтобы определить произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам посмотреть на слайд и разгадать ребус (СКАЗКА)
У: Какие бывают сказки?
О: Литературные и народные.
У: Что вы знаете о народной и литературной (авторской) сказке?
Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Великий писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: “Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности”.
У авторских сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.
Викторина
Учитель зачитывает отрывки из сказок и демонстрирует иллюстрацию к ней, дети отгадывают названия сказок:
- Колобок
- Лиса и заяц
- Теремок
а) - Я, Мышка-норушка!
- Я, Лягушка-квакушка!
- Я, Зайчик-побегайчик!
б) Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
А от тебя, заяц, и подавно, уйду!
в) Иду-иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Ступай, лиса, с печи!
У: - Что общего у всех этих произведений?
О: Они все народные.
У: Какой персонаж есть во всех этих сказках?
О: Заяц.
У: Как в русских сказках называют зайца?
О: Трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий.
У: Какой характер у зайчика в русских народных сказках?
У: Как вы думаете, со сказкой о каком животном мы с вами сегодня познакомимся?
О: О зайце.
У: Правильно, сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой про зайца, автором которой является великий русский писатель-сказочник Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
У: Что вам о нем известно?
У: Какие его произведения вы читали?
У: В чем особенность фамилии автора?
У: Прежде чем мы более подробно вспомним биографию Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники» »: познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
1) Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе
Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог.
Печататься начал с 1875 года. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.
Перед вами целый сборник, который называется очень поэтично “Алёнушкины сказки”. Автор этого сборника Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Сегодня мы будем читать сказку из этого сборника.
Кто нам расскажет, почему Дмитрий Наркисович дал своему сборнику такое необычное название?
Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла при родах, ребёнок рос слабенький и болезненный. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о нём так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.
У: - Что такое присказка?
О: Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
V. Физ.минутка.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение)
Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо.
Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком.
Язык у хвастуна точно примёрз - не смог говорить.
Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не
осмелиться что-либо сделать.
Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью.
Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим,
преодолеть какие-то трудности, из последних сил.
Гонится по пятам – бежит след в след.
Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)
2) Речевая разминка
У: - Чтение начнем с речевой разминки:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне был смешон!
Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Читаем скоро и быстро (3-4 человека выборочно)
3) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания
У: Читаем сказку «цепочкой» по 2-3 предложения.
У: Понравилась ли вам сказка? Чем?
У: Кто является главным героем сказки?
О: Заяц.
У: - Сегодня вы будете работать в группах. На столах лежат листочки с вопросами, на которые нужно ответить после вторичного чтения произведения.
4) Вторичное чтение сказки, анализ содержания.
1 группа – ответьте на вопросы от лица Зайца.
- Каким я был в начале сказки?
- Что я делал, когда меня увидел волк?
- Какое было настроение?
- Что меня напугало?
- Где я смог укрыться от волка?
- Почему меня стали называть храбрым?
2 группа – ответьте на вопросы от лица Волка.
- Как я наткнулся на заячью поляну?
- Почему я захотел съесть зайца?
- Какое у меня было настроение?
- Что меня напугало?
- Как косому удалось удрать от меня?
- Что я чувствовал в этот момент?
3 группа - ответьте на вопросы от лица зайцев.
Почему нас заинтересовал Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост?
- Что нас рассмешило?
- Почему мы не увидели волка?
- Какие чувства были у нас при встрече с волком?
- Где мы нашли Зайца?
- Почему Зайца мы стали называть храбрым?
4 группа – Заяц глазами обучающихся.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Тест на понимание содержания.
- Что говорил Заяц про волка?
а) что он от волка убежит;
б) что волк его не найдёт;
в) что он волка сам съест.
- Что сделал волк, услышав зайцев?
а) бросился к ним;
б) испугался и убежал;
в) начал подкрадываться.
3. Какого зайца начал выглядывать волк?
а) самого большого;
б) самого жирного;
в) самого хвастливого.
4.Что сделал Заяц, когда увидел волка?
а) потерял сознание;
Б) сразу бросился бежать;
в) он подпрыгнул кверху и упал на волчий лоб.
5. До каких пор бежал Заяц?
а) пока не добежал до лесной чащи;
б) пока не упал без сил;
в) пока ему не стало стыдно за свою трусость.
VIII. Рефлексия.
У: С помощью «слов – помощников» подведите итоги урока:
- сегодня мы познакомились…
- сегодня мы узнали…
У: Кому было интересно на уроке? Поднимите руки.
VIIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У: - Дома прочитайте сказку.
Проиллюстрируйте один из понравившихся вас эпизодов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...
Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в ко...
Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»
Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...
Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....
Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской...