литературное чтение (обучение грамоте). Знакомство с буквой Б, б.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Нижельская Елена Сергеевна

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).

Задачи:

Образовательные: формируем умения

- различать звуки и буквы (буква как знак звука);

- находить слова с заданным звуком;

- моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;

- выделять в словах звуки [б] и [б`] и обозначать их буквой;

- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Бб, моделирование буквы;

- читать слова, предложения.

Воспитательные:

- развивать навыки сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог;

- использовать в общении формулы речевого этикета; 

- развивать умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковые возникнут;

- работать в парах.

Развивающие: способствовать формированию навыков и умений

- наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;

- самостоятельно ставить цель и находить пути решения;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_s_bukvoy_bb_1.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с буквой Б, б.

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Учебник: В.Г. Горецкий «Азбука» в 2-х частях, 1 часть

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).

Задачи:

Образовательные: формируем умения

- различать звуки и буквы (буква как знак звука);

- находить слова с заданным звуком;

- моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;

- выделять в словах звуки [б] и [б`] и обозначать их буквой;

- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Бб, моделирование буквы;

- читать слова, предложения.

Воспитательные:

- развивать навыки сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог;

- использовать в общении формулы речевого этикета; 

- развивать умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковые возникнут;

работать в парах.

Развивающие: способствовать формированию навыков и умений

- наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;

- самостоятельно ставить цель и находить пути решения;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Этап урока

Название ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Картинка с изображением Буратино, Мальвины и Артемона.

Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

- Все подготовились к уроку?

-А правильно ли подготовилась к уроку я?

- Посмотрите на экран и скажите, кто изображён на этой картинке?

- Умеют ли они читать?

- А что нужно сделать, чтобы научиться читать?

Слушают стихотворение

Ответы детей:

- Буратино,  Мальвина, Артемон.

- Буратино не умеет читать.

- Нужно правильно произносить звуки, знать, как они обозначаются буквами.

Коммуникативные:

Строить монологические высказывание, умение воспринимать информацию.

Познавательные: умение рассуждать, выделять необходимую информацию.

Личностные:

Умение находить ответ на вопрос, основываясь на предложенном изображении

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Анимация (два домика красного и синего цвета, изученные буквы)

- Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили.

Нам нужно расселить эти буквы в два домика. Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

-Молодцы. Вы справились с заданием.

-А сейчас откроем учебник на стр. 95, прочитаем текст и вспомним, какие сказки знает девочка Лиза.

-А, О,У, Ы, Н, М, Л, Р, В, З, И, Е, П, К, Т,С).

-Нужно разделить буквы на гласные и согласные. Гласные заселить в красный домик, а согласные в синий.

Читают текст.

Называют сказки, которые встречаются в тексте.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Поработаем в парах:  нам необходимо отгадать слова и выложить их звуковые модели. Договоритесь с соседом, кто будет отгадывать загадку первым, а кто вторым.

Первая загадка:

Розовая бабочка

С крылышками в складочку

Никуда не улетает

На косичках обитает.

Ответ: Бант

-Кто догадался, скажите ответ соседу. Только шепотом, чтобы другие ребята не слышали. Выложите вместе ответ с помощью звуковой схемы.

Вторая загадка:

Закрепляют им повязки.

Ты ответишь без подсказки?

Во всем мире знаменит

Это медицинский... Ответ: Бинт

- Замените некоторые фишки известными вам буквами.

-Что общего у звуков, обозначенных красными фишками? (а, и)

- В чём различие?

- А теперь обозначьте первый звук в словах буквой.

Договариваются.

В парах называют шепотом слово «БАНТ» и выкладывают схему.

В парах называют шепотом слово «БИНТ» и выкладывают схему.

Заменяют фишки красного цвета буквами а, и.

Этими буквами обозначаются гласные звуки.

Это разные звуки [а], [и], кроме того звук [и] обозначает мягкость согласного, а звук [а] стоит после твёрдого согласного.

Испытывают затруднение.

Коммуникативные:

умение работать в паре, договариваться, высказывать своё мнение.

Познавательные:

Умение выполнять знаково-символические действия (моделирование).

3.

Постановка учебной задачи.

- Справились с заданием?

-Почему нет?

- А как вы думаете, слова БАНТ и БИНТ начинаются с одинаковой буквы?

- Посмотрите вопрос один, а мнений много. Кто же из нас прав?

- Что же нам нужно узнать на уроке?

Что ещё мы будем делать?

-Нет.

Не все ребята знают буквы.

-Нет, буквы будут разные. Ведь в первом слове БАНТ звук [б] (синяя фишка), а в слове БИНТ звук [б`] (зелёная фишка)

-А я знаю, что первая в этих словах буква «Б»

Испытывают затруднение.

Узнаем новые буквы, которыми обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами.

Регулятивные:

Умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предложения.

Познавательные:

Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие»)

Анимация с моделями слов «Бант» «Бинт».

Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.21

Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.31

Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.20

Наблюдение над звуками в словах. Характеристика звуков.

-Что мы уже успели сделать?

-Давайте посмотрим на модели, которые появились на экране.

- Какие это слова?

-Какой первый звук в слове «Бант»?

-Произнесём его вместе.

-Какой это звук (гласный или согласный; твёрдый или мягкий; звонкий или глухой)

Докажите.

- Назовите слова, которые начинаются с этого звука?

-Какой первый звук в слове «Бинт»?

-Произнесём его вместе.

-Какой это звук (гласный или согласный; твёрдый или мягкий; звонкий или глухой)

Докажите.

- Назовите слова, которые начинаются с этого звука?

Выделение и нахождение звуков в словах.

1.- Ребята, сейчас я буду читать рассказ «Лесные музыканты», а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук  [б] и [б`].

2. - Теперь я буду называть слова из текста ,а вы показывать фишку, соответствующую звуку: БАРАН, БАЗАР, БЕЛКА, БЕРЁЗА, БЕГЕМОТ.

- В этих словах [б] и [б`] стоят в начале слова, а теперь в середине слова: КУБИК, ОБЕД, РЫБА, ВОРОБЕЙ, АРБУЗ.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Логопедическое упражнение.

Ба-Бо-Бы- На дворе стоят столбы.

Бу-Бы-Ба- Из окна торчит труба.

Обозначение звуков буквой.

Посмотрите на экран. Модели каких слов мы составили сегодня?

-Кто может на моём столе найти букву, с которой начинается слово БАНТ?

- Кто может на моём столе найти букву, с которой начинается слово БИНТ?

- Покажите свои буквы классу.

- А вы согласны, что ребята правильно выбрали нужную букву?

- Давайте проверим. Откроем учебник на стр. 97.

-Найдите новую букву.

- Правильно ребята выполнили задание.

- Сколько звуков на письме обозначает буква «бэ»

Размещение буквы на Ленте букв (характеристика звуков и буквы)

-Ребята, найдите место этой буквы в кассе.

-Расскажите всё о букве «бэ» и звуках, которые она обозначает.

-Верно ли мы предполагали, что звуки [б] и [б`] обозначаются разными буквами.

Физминутка

Мы березку посадили

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла

А потом их наклонила,

И ребят благодарила.

Задание «На что похожа буква»

-На какие предметы похожа буква Б?

«Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.»

Моделирование буквы.

-Из чего можно сделать букву?

-Сколько палочек понадобиться, как расположите их?

Чтение слогов и слов.

Работа по подгруппам:

1.        Читающие дети работают с текстом стр. 97. Рассматривают иллюстрацию к тексту. Озаглавливают его.

2.        Слабо читающие дети: читают слова на стр. 97

3.        Не умеющие читать: читают слоги по доске.

Весь класс: 

Задание: Рассмотрите рисунки на стр. 98. Назовите каждый предмет. Прочитайте слова над рисунками.

- Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?

- Обсудите в парах и дайте ответы. (Соотнести рисунки и слова).

Рассматривают модели.

Бант, бинт.

звук [б]

[б-б-б-б]

Дают характеристику звука.

Приводят примеры

[б`]

[б`]

Дают характеристику звука.

Приводят примеры

Слушают текст и хлопают в ладоши при звуке [б] и [б`].

Показывают фишку, соответствую-щую звуку [б] и [б`].

Выполняют движения.

Повторяют чистоговорку вместе и по-отдельности.

Бант, бинт

Один из читающих детей выбирает букву «бэ»

Один из читающих детей выбирает букву «бэ»

Показывают выбранные буквы.

Да.

Открывают учебник.

Показывают букву.

Одна буква «бэ» может обозначать два звука [б] и [б`].

Выполняют задание.

Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный. Этот согласный звук звонкий, поэтому в ленте букв «бэ» стоит в верхнем ряду.

-Нет. Буква одна. Это буква «бэ».

Выпрямиться.

Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.

Встать.

Руки вверх.

Руки вниз, спина прямая.

Поклоны головой.

Высказывают мнения.

Предлагают варианты (из палочки, ленточки)

Отвечают на вопросы, моделируют букву.

Читают текст, рассматривают иллюстрацию к нему и озаглавливают.

Читают слова по слогам.

Читают слоги по доске.

Читают слова, соотносят их с картинками.

Регулятивные:

Умение высказывать предложение и соотносить его с информацией в учебнике.

Коммуникатив-ные:

аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Познавательные:

Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Умение представлять информацию в виде схемы.

Познавательные:

Умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А теперь расскажите своему соседу всё о букве «бэ» и звуках, которые она обозначает.

- Разукрасьте человечка.

Работают в парах.

Разукрашивают человечка.

Регулятивные: определение последовательности своих действий.

Коммуникативные: умение договариваться.

6.

Самостоятельная работа с проверкой.

Задание 1.

Вставьте букву:

Б_нт, б_нт, б_к, б_лка, б_лка.

Задание 2.

Составьте звуковую модель слова БУСЫ. Замените фишки известными вам буквами. Где в слове «Бусы» стоит буква «Б»?

Заполняют карточки, вставляют пропущенные буквы.

Составляют звуковую модель, заменяют фишки буквами.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

7.

Включение в систему знаний и повторение

- Какие вывески с буквой «Б» вам встретились по дороге в школу?

Ответы детей (библиотека, булочная и.т.д.)

Регулятивные:

умение использовать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

8.

Рефлексия деятельности.

- Что нового сегодня узнали?

- Чем вас удивила эта буква?

-Что вам помогало справиться с заданием?

- Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы.

Одна буква «бэ» может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звуки.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"

На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение  кроссвордов....

Обобщение опыта по литературному чтению(обучению грамоте) -приём печатания букв.

В данной работе учитель делится своим опытом по печатанию букв....

Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

Конспект урока  литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

Литературное чтение. Обучение грамоте. 1 класс. Буква Л,л

Цель: познакомить учащихся с согласными  звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л....