литературное чтение (обучение грамоте). Знакомство с буквой Б, б.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).
Задачи:
Образовательные: формируем умения
- различать звуки и буквы (буква как знак звука);
- находить слова с заданным звуком;
- моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;
- выделять в словах звуки [б] и [б`] и обозначать их буквой;
- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Бб, моделирование буквы;
- читать слова, предложения.
Воспитательные:
- развивать навыки сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог;
- использовать в общении формулы речевого этикета;
- развивать умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковые возникнут;
- работать в парах.
Развивающие: способствовать формированию навыков и умений
- наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
- самостоятельно ставить цель и находить пути решения;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_bukvoy_bb_1.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с буквой Б, б.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Учебник: В.Г. Горецкий «Азбука» в 2-х частях, 1 часть
Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).
Задачи:
Образовательные: формируем умения
- различать звуки и буквы (буква как знак звука);
- находить слова с заданным звуком;
- моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;
- выделять в словах звуки [б] и [б`] и обозначать их буквой;
- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Бб, моделирование буквы;
- читать слова, предложения.
Воспитательные:
- развивать навыки сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог;
- использовать в общении формулы речевого этикета;
- развивать умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковые возникнут;
- работать в парах.
Развивающие: способствовать формированию навыков и умений
- наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
- самостоятельно ставить цель и находить пути решения;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
№ | Этап урока | Название ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. | Картинка с изображением Буратино, Мальвины и Артемона. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Все подготовились к уроку? -А правильно ли подготовилась к уроку я? - Посмотрите на экран и скажите, кто изображён на этой картинке? - Умеют ли они читать? - А что нужно сделать, чтобы научиться читать? | Слушают стихотворение Ответы детей: - Буратино, Мальвина, Артемон. - Буратино не умеет читать. - Нужно правильно произносить звуки, знать, как они обозначаются буквами. | Коммуникативные: Строить монологические высказывание, умение воспринимать информацию. Познавательные: умение рассуждать, выделять необходимую информацию. Личностные: Умение находить ответ на вопрос, основываясь на предложенном изображении |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Анимация (два домика красного и синего цвета, изученные буквы) | - Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили. Нам нужно расселить эти буквы в два домика. Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание? -Молодцы. Вы справились с заданием. -А сейчас откроем учебник на стр. 95, прочитаем текст и вспомним, какие сказки знает девочка Лиза. | -А, О,У, Ы, Н, М, Л, Р, В, З, И, Е, П, К, Т,С). -Нужно разделить буквы на гласные и согласные. Гласные заселить в красный домик, а согласные в синий. Читают текст. Называют сказки, которые встречаются в тексте. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
Поработаем в парах: нам необходимо отгадать слова и выложить их звуковые модели. Договоритесь с соседом, кто будет отгадывать загадку первым, а кто вторым. Первая загадка: Розовая бабочка С крылышками в складочку Никуда не улетает На косичках обитает. Ответ: Бант -Кто догадался, скажите ответ соседу. Только шепотом, чтобы другие ребята не слышали. Выложите вместе ответ с помощью звуковой схемы. Вторая загадка: Закрепляют им повязки. Ты ответишь без подсказки? Во всем мире знаменит Это медицинский... Ответ: Бинт - Замените некоторые фишки известными вам буквами. -Что общего у звуков, обозначенных красными фишками? (а, и) - В чём различие? - А теперь обозначьте первый звук в словах буквой. | Договариваются. В парах называют шепотом слово «БАНТ» и выкладывают схему. В парах называют шепотом слово «БИНТ» и выкладывают схему. Заменяют фишки красного цвета буквами а, и. Этими буквами обозначаются гласные звуки. Это разные звуки [а], [и], кроме того звук [и] обозначает мягкость согласного, а звук [а] стоит после твёрдого согласного. Испытывают затруднение. | Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться, высказывать своё мнение. Познавательные: Умение выполнять знаково-символические действия (моделирование). | |||
3. | Постановка учебной задачи. | - Справились с заданием? -Почему нет? - А как вы думаете, слова БАНТ и БИНТ начинаются с одинаковой буквы? - Посмотрите вопрос один, а мнений много. Кто же из нас прав? - Что же нам нужно узнать на уроке? Что ещё мы будем делать? | -Нет. Не все ребята знают буквы. -Нет, буквы будут разные. Ведь в первом слове БАНТ звук [б] (синяя фишка), а в слове БИНТ звук [б`] (зелёная фишка) -А я знаю, что первая в этих словах буква «Б» Испытывают затруднение. Узнаем новые буквы, которыми обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами. | Регулятивные: Умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предложения. Познавательные: Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения («открытие») | Анимация с моделями слов «Бант» «Бинт». Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.21 Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.31 Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.20 | Наблюдение над звуками в словах. Характеристика звуков. -Что мы уже успели сделать? -Давайте посмотрим на модели, которые появились на экране. - Какие это слова? -Какой первый звук в слове «Бант»? -Произнесём его вместе. -Какой это звук (гласный или согласный; твёрдый или мягкий; звонкий или глухой) Докажите. - Назовите слова, которые начинаются с этого звука? -Какой первый звук в слове «Бинт»? -Произнесём его вместе. -Какой это звук (гласный или согласный; твёрдый или мягкий; звонкий или глухой) Докажите. - Назовите слова, которые начинаются с этого звука? Выделение и нахождение звуков в словах. 1.- Ребята, сейчас я буду читать рассказ «Лесные музыканты», а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук [б] и [б`]. 2. - Теперь я буду называть слова из текста ,а вы показывать фишку, соответствующую звуку: БАРАН, БАЗАР, БЕЛКА, БЕРЁЗА, БЕГЕМОТ. - В этих словах [б] и [б`] стоят в начале слова, а теперь в середине слова: КУБИК, ОБЕД, РЫБА, ВОРОБЕЙ, АРБУЗ. Физминутка. Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Логопедическое упражнение. Ба-Бо-Бы- На дворе стоят столбы. Бу-Бы-Ба- Из окна торчит труба. Обозначение звуков буквой. Посмотрите на экран. Модели каких слов мы составили сегодня? -Кто может на моём столе найти букву, с которой начинается слово БАНТ? - Кто может на моём столе найти букву, с которой начинается слово БИНТ? - Покажите свои буквы классу. - А вы согласны, что ребята правильно выбрали нужную букву? - Давайте проверим. Откроем учебник на стр. 97. -Найдите новую букву. - Правильно ребята выполнили задание. - Сколько звуков на письме обозначает буква «бэ» Размещение буквы на Ленте букв (характеристика звуков и буквы) -Ребята, найдите место этой буквы в кассе. -Расскажите всё о букве «бэ» и звуках, которые она обозначает. -Верно ли мы предполагали, что звуки [б] и [б`] обозначаются разными буквами. Физминутка Мы березку посадили Мы водой ее полили, И березка подросла, К солнцу ветки подняла А потом их наклонила, И ребят благодарила. Задание «На что похожа буква» -На какие предметы похожа буква Б? «Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.» Моделирование буквы. -Из чего можно сделать букву? -Сколько палочек понадобиться, как расположите их? Чтение слогов и слов. Работа по подгруппам: 1. Читающие дети работают с текстом стр. 97. Рассматривают иллюстрацию к тексту. Озаглавливают его. 2. Слабо читающие дети: читают слова на стр. 97 3. Не умеющие читать: читают слоги по доске. Весь класс: Задание: Рассмотрите рисунки на стр. 98. Назовите каждый предмет. Прочитайте слова над рисунками. - Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? - Обсудите в парах и дайте ответы. (Соотнести рисунки и слова). | Рассматривают модели. Бант, бинт. звук [б] [б-б-б-б] Дают характеристику звука. Приводят примеры [б`] [б`] Дают характеристику звука. Приводят примеры Слушают текст и хлопают в ладоши при звуке [б] и [б`]. Показывают фишку, соответствую-щую звуку [б] и [б`]. Выполняют движения. Повторяют чистоговорку вместе и по-отдельности. Бант, бинт Один из читающих детей выбирает букву «бэ» Один из читающих детей выбирает букву «бэ» Показывают выбранные буквы. Да. Открывают учебник. Показывают букву. Одна буква «бэ» может обозначать два звука [б] и [б`]. Выполняют задание. Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный. Этот согласный звук звонкий, поэтому в ленте букв «бэ» стоит в верхнем ряду. -Нет. Буква одна. Это буква «бэ». Выпрямиться. Руки согнуть к плечам, ладонями вперед. Встать. Руки вверх. Руки вниз, спина прямая. Поклоны головой. Высказывают мнения. Предлагают варианты (из палочки, ленточки) Отвечают на вопросы, моделируют букву. Читают текст, рассматривают иллюстрацию к нему и озаглавливают. Читают слова по слогам. Читают слоги по доске. Читают слова, соотносят их с картинками. | Регулятивные: Умение высказывать предложение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникатив-ные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. Познавательные: Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. Умение представлять информацию в виде схемы. Познавательные: Умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
5. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -А теперь расскажите своему соседу всё о букве «бэ» и звуках, которые она обозначает. - Разукрасьте человечка. | Работают в парах. Разукрашивают человечка. | Регулятивные: определение последовательности своих действий. Коммуникативные: умение договариваться. | |
6. | Самостоятельная работа с проверкой. | Задание 1. Вставьте букву: Б_нт, б_нт, б_к, б_лка, б_лка. Задание 2. Составьте звуковую модель слова БУСЫ. Замените фишки известными вам буквами. Где в слове «Бусы» стоит буква «Б»? | Заполняют карточки, вставляют пропущенные буквы. Составляют звуковую модель, заменяют фишки буквами. | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения. | |
7. | Включение в систему знаний и повторение | - Какие вывески с буквой «Б» вам встретились по дороге в школу? | Ответы детей (библиотека, булочная и.т.д.) | Регулятивные: умение использовать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | |
8. | Рефлексия деятельности. | - Что нового сегодня узнали? - Чем вас удивила эта буква? -Что вам помогало справиться с заданием? - Кто доволен сегодня своей работой? | Отвечают на вопросы. Одна буква «бэ» может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звуки. | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"
На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение кроссвордов....
Обобщение опыта по литературному чтению(обучению грамоте) -приём печатания букв.
В данной работе учитель делится своим опытом по печатанию букв....
Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "
На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"
Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....
Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....
Литературное чтение. Обучение грамоте. 1 класс. Буква Л,л
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л....