Проект на конкурс "Потенциал-2020"
проект по чтению (4 класс)

Трухина Екатерина Викторовна

Групповой проект по созданию детского научно-популярного журнала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: Создание детского научно-популярного журнала, с целью активизации познавательного интереса младших школьников Проект выполнили: учащиеся 4 Г класса Руководитель проекта: учитель начальных классов Трухина Екатерина Викторовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «средняя общеобразовательная школа № 6»

Слайд 2

Вид проекта: Исследовательский, творческий, опытно - экспериментальный

Слайд 3

Объект исследования: познавательная деятельность учащихся начальных классов. Предмет исследования: активизация познавательного интереса учащихся начальных классов общеобразовательной школы при помощи проектной творческой работы по созданию детского научно – популярного журнала. Цель проекта: исследовать на теоретическом и практическом уровнях проблему активизации познавательного интереса младших школьников с помощью творческой проектной деятельности.

Слайд 4

Гипотеза предполагается что создание собственного научно – популярного журнала повысит интерес учащихся к научно-популярной литературе и приведёт к повышению познавательной активности.

Слайд 5

Изучить сущность познавательного интереса и особенности его формирования у младших школьников. Проанализировать проектную деятельность как средство активизации познавательного интереса у младших школьников. Разработать и провести опытно–экспериментальную работу, заключающуюся в создании детского – научно популярного журнала, по проверке правомерности гипотезы. Сформулировать рекомендации по результатам проведенного исследования. Задачи проекта:

Слайд 6

Урок литературного чтения на родном языке. Тема урока: научно-популярная литература. Знакомство с энциклопедическими и популярными изданиями прошлых лет и современными. Возникновение идеи Вывод Энциклопедии прошлых лет и современные сильно отличаются по содержанию и оформлению. Научно – популярных журналов для детей возраста 10-12 лет не так уж и много.

Слайд 7

Научно- популярные периодические издания для детей 10-14 лет. « Геолёнок » - журнал о путешествиях «Эрудит» - журнал об истории человечества, сегодняшнем дне науки и техники, выдающихся ученых и первооткрывателях, о самых современных технологиях и удивительных загадках прошлого, чудесах природы и тайнах далёкого космоса. «Юный натуралист» - журнал о природе. « Квантик » - журнал для любознательных школьников 5-8 классов, посвящённый занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.

Слайд 8

Знают ли учащиеся 4 классов что такое научно – популярный журнал. Что интересует школьников 10-11 лет? О чём школьники хотели бы прочитать в научно – популярном журнале? Проблемные вопросы. Был составлен лист опроса. Из листа опроса разрешено было выбрать 2 самые интересные темы или вписать свою тему, отсутствующую в опросном списке. Участников опроса 68 человек. Исследование .

Слайд 9

Опрос учащихся 4 классов показал что из 68 человек 39 не могут объяснить что такое научно – популярный журнал. Результаты опроса по выбору интересующих школьников тем: Результаты исследования . Названия разделов для статей журнала Мальчики Девочки Об истории 4 3 О гаджетах 15 13 Загадки природы 18 10 Красота и внешность 0 15 Интересные опыты 10 6 Культура и спорт 10 10 О взаимоотношениях подростков 7 20 Военная и гражданская техника 11 0 Путешествия 7 5 Роботы 14 0 Наука и мир 6 3

Слайд 10

В результате проведённого исследования было принято решение о создании своего собственного научно – популярного журнала и распространение его среди учеников 4 классов школы. Решение .

Слайд 11

Работа над журналом .

Слайд 12

Научный журнал «Мир вокруг нас» выпуск № 1

Слайд 13

Читайте в номере:

Слайд 14

Страницы журнала

Слайд 15

Страницы журнала

Слайд 16

Страницы журнала

Слайд 17

В результате работы ученики познакомились с научно – популярной литературой. Изучили сферу читательских интересов учащихся 4 классов нашей школы. Ребята с удовольствием погрузились в процесс написания статей для журнала, для чего было подобрано большое количество справочной, научной и учебной детской литературы. Эта работа без сомнения повысила читательскую и познавательную активность учеников 4Г класса. В итоге набралось такое количество материала, что всё не уместилось в один номер журнала. Было принято коллективное решение выпуск журнала «Мир вокруг нас» продолжить с периодичностью один номер в месяц. Наша гипотеза подтвердилась. Ждём выхода в свет следующего номера журнала! Итоги работы над проектом



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

«ПОТЕНЦИАЛ – 2020»

Исследовательская работа

«Создание детского научно – популярного журнала «Мир вокруг нас» с целью активизации познавательного интереса младших школьников»

                                      Секция №2: «Мир вокруг нас»

 

Авторы работы:

Узакова Диана, Мойсевич Дарья, Залялетдинов Ратмир, Успенский Ярослав, Ратников Андрей, Мамеев Кирилл, Немировский Максим, Суздалева Елена, 4«Г» класс

Научный руководитель:

Трухина Екатерина Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников………………………………………….………………...6

  1. Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………………………………….….……6
  2. Особенности формирования познавательного интереса

у младших школьников……………………..………………………..…..6

  1. Проектная творческая деятельность как средство активизации познавательного интереса у младших школьников…… ………………..…...7

Глава 2.  Опытно-экспериментальная работа по использованию

Проектной творческой деятельности в формировании познавательного интереса младших школьников…………………………………………………9

  1. Организация, содержание и и анализ результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………….……………9
  2. Рекомендации по использованию проектной деятельности для

активизации познавательного интереса у младших школьников…… .13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………16

Приложения……………………………………………………………………...17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проекта. Младший школьник учится мыслить, думать и рассуждать. В его голове постоянно возникают вопросы «почему?», «зачем?», «как?». К 4 классу (9-11 лет) ребёнок уже способен вести целенаправленный поиск информации, отвечать на свои вопросы с помощью литературы и сети Интернет. Поддержать поисковый, познавательный интерес ученика - главная задача учителя.

Познавательный интерес обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует становлению ребёнка как субъекта познавательной и учебной деятельности [1, с.8],  относится к числу «смыслообразующих мотивов» деятельности и поэтому имеет прямое отношение не только к обучению и развитию, но и к воспитанию в процессе обучения [3].  Особенность познавательного интереса заключается в том, что он способен активизировать и разнообразить процесс не только познавательной, но и какой-либо другой деятельности человека.

Существует множество методов, приёмов и средств формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Современное общество требует от человека интеллекта и научности, а следовательно, ребёнку, начиная уже с младшего школьного возраста, даётся установка на развитие мышления [5, c.4]. Познавательная потребность ученика проявляется через интерес [5, с.19], который обеспечивает его направленность на понимание цели своей деятельности. Именно интерес способствует поиску новых знаний, новых фактов и более полному и глубокому их осмыслению. Познавательный интерес активизирует все психические процессы школьника и побуждает его к действию. Удовлетворение интереса, вызывает появление нового интереса более высокого уровня, требующего познавательной деятельности (В.А.Петровский).

Основой формирования познавательных интересов младших школьников является их творческая деятельность [7, с.41]. Творческая деятельность развивает чувства детей. А так же способствует пониманию и выражению чувств и эмоций каждого ребёнка.  В процессе творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самого процесса деятельности, так и от полученного результата.

Одним из направлений творческой деятельности является проектная деятельность. Поэтому мы считаем нашу работу актуальной и своевременной.

Объект исследования: познавательная деятельность учащихся начальных классов.

Предмет исследования: активизация познавательного интереса учащихся начальных классов общеобразовательной школы  при помощи проектной творческой работы по созданию детского научно – популярного журнала.

Цель: исследовать на теоретическом и практическом уровнях проблему активизации познавательного интереса младших школьников с помощью творческой проектной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагается что создание собственного научно – популярного журнала повысит интерес учащихся к научно-популярной литературе и приведёт к повышению познавательной активности.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой мы сформулировали задачи исследования:

  1. Изучить сущность познавательного интереса и особенности его формирования у младших школьников.
  2. Проанализировать проектную деятельность как средство активизации познавательного интереса у младших школьников.
  3. Разработать и провести опытно–экспериментальную работу, заключающуюся в создании детского – научно популярного журнала, по проверке правомерности гипотезы.
  4. Сформулировать рекомендации по результатам проведенного исследования.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, изучение литературы по проблеме исследования, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в практику учителей начальных классов проектной творческой деятельности учащихся как дополнительного действенного средства активизации познавательного интереса младших школьников.

База исследования: исследование проводилось на базе школы №6 г. Балашиха (мкрн.Саввино), четвертый класс «Г».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Понятие и сущность познавательного интереса

Интерес – одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определённом предмете  [29, с.208].

Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или иной мере) усвоение знаний [6, с.442].

Таким образом, можно синтезировать определение познавательного интереса как направленности личности, заключающейся в сосредоточении внимания, мыслей и помыслов на приобретении и усвоении знаний.

Познавательный интерес – не присущ человеку от рождения, это явление формирующееся и развивающееся. Познавательный интерес настолько важное свойство личности, что формировать его необходимо уже на начальном этапе обучения. При грамотно созданных, специальных, определенных педагогических условиях познавательный интерес может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

1.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений, у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью [4, с.249].

Учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления. Младшему школьнику очень трудно успешно учиться, если он не испытывает интереса к процессу познания, если его не интересует то что он узнаёт на уроках, если его не привлекают новые знания.

Развитие познавательных интересов учащихся в начальных классах напрямую зависит от методической подготовленности, мастерства, заинтересованности педагога. Существует множество методов, приёмов и средств формирования познавательного интереса, побуждения к активной познавательной деятельности. В зависимости от специфики предмета, учитель выбирает те или иные специальные методические приёмы. Но есть общие педагогические условия, на которые необходимо ориентироваться при работе с младшими школьниками.

  1. Соответствие излагаемого материала возрастным и психологическим особенностям школьников.
  2. Связь нового материала с изученным ранее.
  3. Вовлечение в процесс самостоятельного поиска.
  4. Разнообразие информации и способов действий.
  5. Понимание нужности и важности изучаемого материала.

6)     Частые проверки и оценки работы.

  1. Яркость эмоционального учебного процесса.
  2. Благоприятные отношения между участниками образовательного процесса.
  3. Вовлечение в творческую деятельность.

1.3. Проектная творческая деятельность как средство активизации познавательного интереса младших школьников

Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся.

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

Практико – ориентированный проект:

  1. Поисковый этап. 
    1.1 Поиск и анализ проблемы. 
    1.2 Выбор темы проекта. 
    1.3 Планирование проектной деятельности по этапам. 
    1.4 Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
  2. Конструкторский этап. 
    2.1 Поиск оптимального решения задачи проекта. 
    2.2 Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна. 
    2.3 Выбор технологии изготовления 
  3. Технологический этап. 
    3.1 Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. 
    3.2  Выполнение запланированных технологических операций. 
    3. 3 Текущий контроль качества. 
    3.4 Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
  4. Заключительный этап. 
    4.1 Оценка качества выполнения проекта. 
    4.2 Анализ результатов выполнения проекта. 
    4.3 Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, включение в банк проектов, публикация).

Метод проектов входит в педагогическую практику современных учителей и способствует всестороннему развитию личности школьника.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация, содержание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе школы №6 г.Балашихи в 4 «Г» классе. Класс был разделён на две группы. Всем ученикам класса было предложено поучаствовать в создании научно-популярного журнала «Мир вокруг нас». Таким образом, из желающих принять участие в проекте, была сформирована экспериментальная группа, в которую вошло 15 человек. Остальные ученики составили контрольную группу – 16 человек.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий эксперимент. Исследование и анализ уровня выраженности познавательного интереса учащихся двух групп – контрольной и экспериментальной.
  2. Формирующий эксперимент. Экспериментальная группа в течение месяца участвовала в разработке журнала, изучении научно – популярной литературы, подготовке научных статей для первого выпуска журнала.
  3. Контрольный эксперимент. Повторная диагностика, сравнительный анализ результатов диагностики в двух группах, подведение итогов, формулирование выводов.

На этапе констатирующего эксперимента были выделены три уровня  выраженности познавательного интереса учащихся. Первый уровень – высокий. Второй уровень – средний (умеренный). Третий уровень – низкий. На данном этапе мы применили анкетирование по методике Г.И.Щукиной (Приложение 1).

На втором (формирующем) этапа опытно – экспериментальной работы нами был выполнен проект по созданию научно-популярного журнала для детей «Мир вокруг нас» (Презентация).

В рамках урока литературного чтения на родном языке дети знакомились с научно-популярной литературной. Были предложены для ознакомления современные энциклопедии и энциклопедические издания прошлых лет. Так же были взяты в библиотеке периодические издания -  журналы. Ученики пришли к выводу, что издания прошлых лет сильно отличаются по содержанию и оформлению от современных изданий. Относительно периодических изданий были сделаны следующие выводы:

- журналов в научно-популярном жанре для детей 10-11 лет очень мало;

-  в основном это журналы тематические;

- основная масса периодических изданий для детей носит развлекательный характер.

Из наиболее популярных и интересных журналов мы отметили:

- журнал о путешествиях «Гелеонок»;

- журнал о природе «Юный натуралист»;

- «Эрудит» - журнал об истории человечества, сегодняшнем дне науки и техники, выдающихся ученых и первооткрывателях, о самых современных технологиях и удивительных загадках прошлого, чудесах природы и тайнах далёкого космоса;

-  «Квантик» - журнал, посвящённый занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам. 

Было принято решение попробовать создать свой собственный научно-популярный журнал для детей учащихся младших классов.  

Нам предстояло ответить на проблемные вопросы:

- Знают ли учащиеся 4 классов что такое научно – популярный журнал

- Что интересует школьников 9-11 лет?

- О чём школьники хотели бы прочитать в научно – популярном журнале?

Нами был проведён опрос учащихся четвёртых классов нашей школы на предмет читательских предпочтений. Была составлена анкета, в которую вошли названия предполагаемых тематических разделов журнала. Каждому анкетируемому предлагалось выбрать две самые интересующие его темы и, по желанию, внести одну свою тему, не представленную в списке. Так же в анкете требовалось дать определение научно–популярному жанру литературы. Было опрошено 68 человек. Мы получили следующие результаты.

Названия разделов для статей журнала

Мальчики

Девочки

Об истории

4

3

О гаджетах

15

13

Загадки природы

18

10

Красота и внешность

0

15

Интересные опыты

10

6

Культура и спорт

10

10

О взаимоотношениях подростков

7

20

Военная и гражданская техника

11

0

Путешествия

7

5

Роботы

14

Наука и мир

6

3

Можно сделать вывод, что основные интересы мальчиков это гаджеты, загадки природы, спорт, техника и роботы. Девочек интересуют загадки природы, гаджеты, красота и внешность, а так же межличностные взаимоотношения.

Наряду с этим мы выяснили, что почти половина учащихся не знают что такое научно-популярная литература.

Наш журнал должен был включить в себя статьи на разные темы, поэтому название «Мир вокруг нас», показалось детям наиболее актуальным.

В течение месяца участники экспериментальной группы работали над созданием журнала. Каждый из ребят сам выбрал тему для написания статьи, исходя из интересов опрошенных читателей. Ученик сам выбирал оформление своей страницы журнала. Все помнили, что должно быть выполнено главное условие: статья должна носить научный характер, т.е. основные принципы жанра «популярно (доступно) о научном» и «о популярном с точки зрения науки» должны быть соблюдены. Работа вызвала живой интерес у участников группы. Дети делились на уроках новыми фактами, добытыми в процессе поиска информации. Для учителя было интересно пронаблюдать сферу интересов каждого ученика и отметить для себя что-то новое. За ходом работы пристально следили ребята из контрольной группы. В результате работы получился журнал, в который вошли 11 статей, кроссворд, и стихотворение собственного сочинения. Из нашего журнала читатели смогут узнать: какой цветок поставить около компьютера для защиты от излучений, является ли каратэ олимпийским видом спорта, где могут пригодиться бактерии, почему динозавры вымерли, а остальные животные остались и для чего ёжик носит на спине яблоки, являясь хищным животным. Советуем почитать!

Исследования контрольного этапа проводились через полтора месяца после проведения первых диагностик познавательного интереса учащихся. Анкетирование по методике Г.И.Щукиной проводилось повторно, т.е. повторилась диагностика познавательного процесса по методике, применённой нами на первом этапе работы.

Анализируя результаты, мы увидели, что выросло количество учеников показавших, при повторном исследовании, высокий уровень познавательного интереса. Такой итог мы связываем с тем, что эксперимент проводился среди учеников одного класса, дети из контрольной группы наблюдали процесс подготовки к работе и процесс работы по созданию журнала, они слушали доклады, оценивали работы «юных журналистов».  Некоторые ученики проявляли активный интерес к журналу и даже выражали сожаление, что не согласились изначально принять участие в проектной работе. Мы считаем это, несомненно, положительным результатом. По итогам работы мы провели классный час, на котором обсуждали достоинства и недостатки нашего журнала, обсуждали качество работы каждого ученика. Главным итогом нашей работы стало принятие решения о выпуске второго номера журнала. Из 16 человек контрольной группы – 10 изъявили желание участвовать в работе над проектом, трое из них начали готовить свои статье ещё в ходе проведения эксперимента.

Мы считаем, что выдвинутая нами  гипотеза полностью подтвердилась. В ходе опытно-экспериментальной работы мы доказали возможность  активизации познавательного процесса младших школьников при помощи творческой проектной работы по созданию научно – популярного журнала.

2.2. Рекомендации по использованию проектной деятельности для активизации познавательного интереса у младших школьников

При внедрении проектной деятельности в образовательную программу начальной школы необходимо придерживаться ряда дидактических принципов.

Принцип диалогизации. То есть необходимо построить процесс обучения как совокупность проблем и организовать контакт между учащимися в процессе учебной деятельности, который предполагает восприятие, понимание друг друга, обмен информацией и поиск путей решения проблемных задач.

Принцип моделирования художественно-творческого процесса. Возможность осваивать мир с точки зрения эстетики в творческой деятельности.

Принцип психологического обеспечения. Обеспечение положительного отношения к учебному процессу каждого субъекта.

Главные педагогические условия использования творческой проектной деятельности:

- Единство педагогических и художественных требований;

- Признание обучающегося субъектом учебной деятельности;

- Свободная импровизация;

- Междисциплинарная интеграция;

- Принятие в работу всех учащихся;

- Помощь каждому ученику в адаптации в коллективной творческой деятельности;

- Свобода выбора формы и меры участия в работе ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы было на теоретическом и практическом уровнях исследовать проблему активизации познавательного интереса у младших школьников с помощью проектной работы.

Для достижения цели был проведён анализ литературы по проблеме исследования, определено понятие «познавательный интерес» и рассмотрены особенности его формирования у учащихся младшего школьного возраста. Далее, была разработана и проведена опытно-экспериментальная работа по проверке правомерности выдвинутой нами гипотезы о том, что возможно активизировать познавательный интерес у младших школьников при помощи создания детского научно-популярного журнала.

Работа проводилась среди учеников 4 класса (дети 9-11 лет) и включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе был выявлен уровень выраженности познавательного интереса учащихся в  двух группах - контрольной и экспериментальной.

На формирующем этапе эксперимента был выпущен первый выпуск журнала «Мир вокруг нас». По завершению формирующего этапа мы провели контрольный этап. Выполнили повторную диагностику познавательного интереса учащихся в обеих группах, используя анкетирование по методике Г.И.Щукиной.

По итогам контрольного этапа эксперимента мы увидели, что уровень познавательного интереса всех участников  экспериментальной группы повысился до высокого.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что возможна  активизация познавательного интереса у младших школьников при помощи проектной деятельности по созданию журнала. Наша гипотеза подтвердилась.

В связи с этим, в завершении всей нашей работы были сформулированы рекомендации по использованию данного вида работы для активизации познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128с.
  2. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 122с.
  3. Кувалдина Е.А. Исследование познавательных интересов Кировских школьников. /Научная статья /Научный журнал: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета – №19/2007

http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-poznavatelnyh-interesov-kirovskih-shkolnikov

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или Как современному школьнику сохранить познавательную потребность. / Статья / научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После» , №2 /2014

http://school2100.com/upload/iblock/fa0/Mjakisheva.pdf 

  1. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия/ под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010 – 720с.
  2. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
  3. Итернет портал Библиотека детских журналов http://detmagazin.ucoz.ru/index/0-20

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Уровень познавательного интереса учащихся (Г.И.Щукина)

Цель: выявить уровень познавательного интереса учащихся.

Материал: бланк стандартизованной анкеты с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

1)  Интересно ли тебе на уроках школе?

А) да

Б) не всегда

В) нет

2)  На уроках в школе, ты:

А) всегда сам активно работаешь на уроке

Б) отвечаешь только тогда, когда спрашивает учитель

В) не отвечаешь вообще

3)  Что именно тебя интересует в уроках в школе?

А) мне нравится отвечать у доски, выполнять упражнения

Б) выполняю задания, потому что это нужно, нравится, как объясняет учитель

В) интересно, когда на уроках мы играем и учитель показывает картинки..

4)  Когда учитель даёт задание самостоятельно, ты:

А) быстро и самостоятельно выполняешь, с интересом.

Б) выполняешь с неохотой

В) списываешь у соседа.

5)  Когда при выполнении самостоятельной работы, ты встречаешься с трудностями:

А) стараешься самостоятельно разобраться, без помощи учителя.

Б) зовёшь учителя.

В) прекращаешь выполнения задания.

Обработка данных:

ответы А) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;

ответы Б) свидетельствуют об умеренной (средней) познавательной активности;

ответы В) свидетельствуют  о слабой выраженности познавательной активности.

Ответ А) оценивается в 5 баллов.

Ответ Б) оценивается в 3 балла.

Ответ В) оценивается в 1 балл.

Высчитывается суммарный балл. Уровень познавательного интереса определяется полученной суммой баллов: 17-25 баллов – познавательная интерес сильно выражен (высокий уровень); 12-16 баллов –умеренно выражен (средний уровень); меньше 12 баллов – слабо выражен (низкий уровень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....