Конспект урока литературного чтения по теме: "Людмила Николаенко «Весёлое сделалось грустным»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванова Марина Васильевна

Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции;

формирование чувства ответственности за свои поступки (перед родителями); нравственное сознание и чувство сопереживания;.

Предметные: знакомство творчеством Людмилой Николаенко, её произведением «Весёлое сделалось грустным»;

 с понятием «образ»;  умение работать с текстом 

Метапредметные:

Познавательные:  умение работать с текстом;  умение работать с полученной информацией;  выполнять операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, участвовать в диалоге с учителем;  осуществлять совместную деятельность.

Оборудование урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, индивидуальные листы достижений, карточки для работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ УРОКА  

                                                      Иванова Марина Васильевна

                                                                                учитель начальных классов

  • Класс: 3
  • УМК: Инновационная школа
  • Учебный предмет: литературное чтение
  • Авторы учебника: Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болова.
  • Тема урока: Людмила Николаенко «Весёлое сделалось грустным»
  • Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции;

формирование чувства ответственности за свои поступки (перед родителями);  нравственное сознание и чувство сопереживания;.

  • Предметные:знакомство творчеством Людмилой Николаенко, её произведением «Весёлое сделалось грустным»;

 с понятием «образ»;  умение работать с текстом  

  • Метапредметные:

Познавательные:  умение работать с текстом;  умение работать с полученной информацией;  выполнять операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, участвовать в диалоге с учителем;  осуществлять совместную деятельность.

  • Оборудование урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, индивидуальные листы достижений, карточки для работы в парах.

Структура урока

Учитель

Ученик

УУД

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
  1.  Проверка готовности к уроку.
  2. Приветствие

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Ребята я вам желаю доброго утра и добиться успеха сегодня на уроке.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Прочитайте.

При солнышке тепло, а при ….. добро.

Догадайтесь, какое слово пропущено и дополните. Что получилось?

К какому литературному жанру относится это высказывание?

Почему вы решили, что это пословица?

Как вы понимаете эту пословицу?

При солнышке тепло, а при матери добро.

 Это пословица.

Предметные: понятия «литературный жанр», «пословица»

Коммуникативные: участие в диалоге с учителем

3.Постановка учебной задачи.

- Какое слово вы добавили в пословицу?

- О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

- Подберите и запишите  слова, которые подойдут к слову «мама».

 

- А всегда ли мама бывает весёлая?

 Подберите слово – антоним.

- Почему мама бывает грустная?

- Давайте прочитаем, как на этот вопрос ответила Людмила Николаенко в своём стихотворении

- О маме.

Работа в парах.

Карточка.

МАМА (КАКАЯ?) …..

Проверка.

Чтение слов 1 парой.

Дополнение ещё не названными  словами предыдущего ответа другими парами.

-  Весёлая – грустная.

Ответы   детей.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:  осуществлять совместную деятельность, умение договариваться.

4Открытие учащимися новых знаний.

 Слайд .  ПОРТРЕТ Л. Николаенко.

Первично знакомство со стихотворением.  

- Чтение стихотворения учителем или   прослушивание звукозаписи.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Ответы детей.

Предметные: знакомство творчеством Людмилой Николаенко, её произведением «Весёлое сделалось грустным»;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; учёт разных мнений

5 Первичное закрепление.

- Перечитайте стихотворение шёпотом.

Анализ   текста.

- Что удивительного в этом стихотворении?

- Что значит «гром ворчит»?

- Когда так бывает?

- От чьего имени написано стихотворение?

- Каким вы его представляете?

- Рассмотрите иллюстрацию.

Перечитайте текст.  Подчеркните слова, которые можно написать под иллюстрацией.

- Прочитайте, какие слова подходят к иллюстрации.

- Обратите внимание на выражение лица у мальчика.

-  Какое настроение у малыша?

- Какие ОБРАЗЫ   в тексте  помогают нам понять настроение ребёнка?

СЛАЙД     Слово «образы»

-Как вы понимаете значение этого слова?

- Сравните свои высказывания с объяснением значения этого слова в учебнике.

-  Прочитайте  строки, которые передают настроение.

-  Зачем Л. Николаенко использует  эти   образы?

- Почему малыш воспринимает так мир?

Найдите в тексте слова , подтверждающие ваш ответ.

- А почему мама молчит и не хочет разговаривать с ребёнком?

- Как вы думаете почему?

- А у вас в жизни были такие ситуации ?

-  Что вы делали, чтобы помириться?

-Как вы думаете, а что чувствует мама?

- Как малышу помериться с мамой, что вы посоветуете ?

- Как измениться  настроение?

-Как измениться окружающий мир?

Чтение стихотворения шёпотом.

- Яблоко – не вкусное,

весёлое – грустное,

сахар – не сладкий,

соль – не солёная,

дождик – не мокрый,

трава – не зелёная.

- Гром  - ворчит

- Когда с кем -то в соре.

Когда плохое настроение.

- От имени малыша.

Чтение текста про себя, выполнение задания.

Ответы детей.

Он огорчён, расстроен, его ничего не радует, ему плохо.

Ответы детей

- Он в соре с мамой.

-«Мама не хочет

Со мной разговаривать.

Мама молчит…»

- Мама сердится или обижается.

Ответы детей.

-Попросить у неё прощение.

Сказать добрые слова

-Было грустным, а станет весёлым.

-Яблоко снова станет вкусным,

сахар  сладкий,   соль солёная,  

дождик  мокрый,  трава зелёная,

выглянет солнышко.

Предметные: знакомство с понятием «образ»;  

умение работать с текстом;  

Познавательные:  умение работать с текстом;  умение работать с полученной информацией;  выполнять операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения

Личностные:  формирование чувства сопереживания;

нравственно – этические ориентации

6.Самостоя

тельная  работа с самопровер

кой и самооцен

кой в классе.

Подготовка к выразительному чтению.

- Попробуйте представить себя на месте малыша и прочитать выразительно стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения с самооценкой.

Оценивание чтения по критериям:

-правильность

-выразительность

- умение показать настроение героя

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок

7.Рефлексия

 

Поставьте знак, передавая свое отношение к стихотворению:

. – ровное, спокойное настроение

! – стихотворение вызвало чувство, очень понравилось

? – остался равнодушен к стихотворению

- Оцените свои действия на уроке с помощью оценочного лист результатов деятельности (Приложение)

Дети работают в оценочном листе достижений.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок

 

8. Домашнее задание (на выбор)

  1. Выучите стихотворение наизусть.
  2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Все сделалось грустным
Николаенко Л.

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар -

Не сладкий.

Соль -

Не соленая.

Дождик -

Не мокрый.

Трава -

Не зеленая.

Гром

На кого-то

С неба

Ворчит.

Мама не хочет

Со мной разговаривать.

Мама молчит...

Приложение 1

Оценочный лист результатов деятельности

Автор________________________

Название _______________________

До чтения

Во время чтения

После чтения

определять тему текста

ставить учебные задачи

вести диалог с автором,

делить текст на смысловые части

формулировать вопросы по содержанию текста и его анализу

выразительно читать

обсуждать прочитанное

работать с дополнительными источниками,

материалами текста

выполнять творческие задания

выделять героев по названию, иллюстрации и фамилии автора

выделять ключевые слова

составлять план

находить ответ на поставленный вопрос

формулировать основную идею текста

*Первую строку заполняет обучающийся, вторую – учитель

*Оценивание по 5-ти балльной шкале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок литературного чтения "Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».

Урок литературного чтения "Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с историей детски...

Конспект урока литературного чтения «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков»Цели деяте...

Конспект урока литературного чтения "Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»

Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стил...