Конспект урока литературного чтения "Знакомство с учебником литературного чтения. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ» " (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения.
Тема: Знакомство с учебником литературного чтения. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ».
Цели деятельности учителя:
- познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»;
- развивать речевые умения, творческие способности, воображение, читательский результат.
Планируемые результаты
Личностные:
-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- работать над проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения;
- умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием;
- развивать воображение, мышление.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео –физминутка, учебная презентация.
Этап урока. Методы. Приемы. | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 м | Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит. В дорогу взять ты не забудь «Ключей» надежных связку – В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку. | Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на урок. | Л: самоопределение; Р: целеполагание. |
2. Мотивационный этап Словесный: слово учителя Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой | 4 м 5 м | Работа с чистоговоркой, скороговоркой. Повторяйте за мной. Ал-ал-ал: гуляли возле скал. Ол-ол-ол: сели все за стол. Ул-ул-ул: сломался новый стул. Ыл-ыл-ыл: Миша уши мыл . Теперь прочитайте хором. Прочитайте. Прочитаем все вместе. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора! | Проговаривать чистоговорку, скороговорку. | К: планирование учебного сотрудничества; П: развитие умения анализировать познавательный объект; |
3. Актуализация знаний Словесный: слово учителя
| 8 м | Показывает обложку учебника, организует диалог с учащимися по вопросам: – Почему учебник называют в этом стихотворении учителем? – Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений? – Какова роль чтения в жизни каждого из нас? – Прочтите название учебника. – Почему учебник так назван? Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы: – Почему необходимо беречь книгу? | Отвечать на вопросы. Читать выразительно. | П: структурирование знаний; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
4. Постановка учебной задачи, целеполагание Словесный: слово учителя Практический: работа с предложением Динамическая пауза | 10 м 2 м | – Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок: • Испокон века книга растит человека. • Дом без книги что изба без окон. • С книгой жить – век не тужить. Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам: – Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»? – Отгадайте загадку и проверьте свой ответ: На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Буквы.) Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту: – Чему посвящён первый раздел учебника? – Кого называют настоящими волшебниками? Почему? Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные). Самостоятельно читают раздел. | Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. | Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
5. Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: работа с текстом Практический: работа с заданием Практический: работа с тестом | 7 м 3 м 4 м | – С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.) – Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите. – Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь? – Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные? Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами: про-гло-ти-ла – проглотила от-кро-ем – откроем вой-дем – войдем жуж-жит – жужжит при-ят-ный – приятный спа-са-ет-ся – спасается у-серд-но – усердно от-клик-нет-ся – откликнется по-гла-дим – погладим за-вер-тит-ся – завертится на ско-во-род-ке – на сковородке Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные буквы. – Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения? – Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»? – Назовите сначала самые «весёлые» буквы. – Назовите буквы «зубастые». – Какие буквы можно назвать «вкусными»? – Придумайте названия остальным буквам. Просит учащихся прочитать стихотворение вслух Динамическая пауза Видео – физминутка. Предлагает прочитать строчки из стихотворения: – О самых весёлых буквах. – О злых и страшных буквах. – О «пернатых» буквах и т. д. Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их: проглотила – покатила запах – лапах зубы – шубы и др. Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание: – Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.) – Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались. Белка спряталась в дупле. Крот уснул в своей норе. Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу: – Ой, – кричат вокруг хозяйки, – В огород забрались майки. Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли шапки. Здесь хорошее местечко – Протекает мимо печка. Мышка спряталась под горку И грызёт тихонько норку. Проводит игру «На что похожи буквы?». Читает загадки (Приложение 3). Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке: Ц – лягушку проглотила. Л – тележку покатила. Нос приятный любит запах. Кот на мягких ходит лапах. Организует эвристическую беседу. – Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются. Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу | Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение. Слушать учителя. Читают текст. Выполнять упражнения. Отвечать на вопросы. Работать со словами. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи; К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; П: развитие умения анализировать познавательный объект; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Словесный: слово учителя | 1 м | – Как называется новый учебник? – С каким разделом учебника мы начали знакомство? – Какое произведение мы читали на уроке?- Кто автор этого произведения? – Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»? Продолжите предложение: Я научился….. Теперь я хотел бы ещё узнать… |
Проводить анализ учебной деятельности. | Л: определяют личностный смысл изучения темы; Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания. |
Загадки
Букву на плече носил, Федя ходит руки в боки.
На лугу траву косил! Значит, выучил уроки.
Е. Тарлапан Г. Виеру
Вот ведь горе у старушки: Эта буква широка
На очках сломались дужки! И похожа на жука.
Г. Виеру И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
С. Маршак
– Дрожу от страха до сих пор! – Похожа буква на топор!
Вот буква вроде шалаша. И хоть она проста на вид,
Воскликнуло полено, – Расколет непременно.
Не правда ль, буква хороша! Но начинает алфавит.
Е. Тарлапан Е. Тарлапан
Отгадки: Г, Ф, В, Ж, Р, А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...
Загадочные буквы. 1 класс(Школа России)
Конспект по литературному чтению...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:"«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Конспект урока разработан по программе "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "Знакомство с учебником" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных знаков, словарем.Планируемые результатыПредметные: знать условные знаки, ум...
Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л" 1 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Л, л.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «л&raq...