Конспект урока литературного чтения «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков»
Цели деятельности учителя: Формирование понимания содержания стихотворения А. Введенского «Ученый Петя»; особенностей юмористического произведения.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
- знать содержание стихотворения.
Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтении» В 2 ч. Ч. 1 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – стр.97-99., презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 14.04.2021 Учитель: Седых Е.Ю.
Школа: ОЦ № 5 Студент: Данько А.Н.
Класс: 2 – 7 Методист: Солопова Т.В.
Кабинет: 3.49
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков»
Цели деятельности учителя: Формирование понимания содержания стихотворения А. Введенского «Ученый Петя»; особенностей юмористического произведения.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
- знать содержание стихотворения.
Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтении» В 2 ч. Ч. 1 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – стр.97-99., презентация.
Челябинск, 2021
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Чтобы урок принес каждому новые знания давайте подумаем, что мы возьмем с собой, а что спрячем подальше. (На доске слова: работа, сон, внимание, лень, активность, капризы, хорошее настроение.) | Настраиваются на урок. | Л: самоопределение |
II. Актуализация и мотивация Практический – работа со стихотворением Метод выразительного чтения | 7 мин. | Речевая разминка Федина конфетина В буфете вздыхает конфетина, Страдает конфетина Федина: Не нравится Федя конфете — Конфета мечтает о Пете. И Петя Петров проникает в буфет... И больше у Феди конфетины нет, Лишь фантик остался в буфете На память о бедной конфете. П. Синявский — Прочитайте медленно. — Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. — Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. — Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой). — Какое это стихотворение? Как его нужно читать? — Прочитайте выразительно. Чтобы начать урок, мы должны знать тему нашего урока. А чтобы её узнать, обратите внимание на доску. (На слайде портрет А.И.Введенского) Как вы думаете кто это? - Ребята - это поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Введенского, который был очень дружен с поэтами, которыми мы познакомимся на других уроках: Хармсом и Владимировым. | Выполняют речевую разминку - Весело - Автор. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Наглядный - презентация Словесный - беседа | 5 мин. | Слайд 1.Портрет. А. Введенский родился в 1904 году в семье Петроградского служащего. Он изучал литературу, языки в Петроградском университете, что дало ему возможность писать произведения для детей и заниматься переводами. Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. В своем творчестве он опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний. - Откроем учебники на с. 97 и прочитаем с каким его произведением мы сегодня будем работать. - «Ученый Петя» - Как вы думаете, о чем это стихотворение? - Ребята какая тема нашего урока? - Давайте поставим цель урока, с чем мы сегодня познакомимся, что нового узнаем? | - Ученый Петя - Об ученом Пете - Знакомство с А. Введенским и его произведением «Ученый Петя» | Р: целеполагание. Л:смыслообразование. ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
IV. Открытие нового знания Словесный - беседа | 10 мин | Первичное восприятие текста. Прослушивание аудио. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно создает? - Когда слушаешь это стихотворение, что хочется сделать: заплакать, улыбнуться, рассердиться? А значит это стихотворение можно назвать юмористическим. - Назовите действующих лиц стихотворения. - Как Петю назвал автор? - Ребята, а кто такой учёный? - Прочитаем стихотворение про себя. - Читаем стихотворение по цепочке вслух. - А теперь узнаем, как Петю представил автор. Прочитаем этот отрывок. | - Да. - Весёлое. - Улыбнуться. - Петя и дети. - Учёный. - Предположения детей. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПО: поиск и выделение необходимой информации |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: повторное чтение Практический: составление вспомогательного плана | 7 мин | -Тогда другой вопрос, а зачем автор назвал стихотворение «Ученый Петя»? - Соотнеси название с содержанием стихотворения. Что вызывает у тебя улыбку? - Давайте представим себе, что о себе думал мальчик, за какие качества автор хотел посмеяться над ним? - Как надо прочитать название стихотворения: С восхищением, с усмешкой, с грустью? Что подсказывает тебе правильный ответ? - А как менялось отношение ребят к Петиным ответам, давайте проследим. (Сказали, удивились, засмеялись) - Найди в тексте слова и выражения, которые очень похожи на небылицы. Прочитай их. Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.(Почему облетает зеленый лист?) - Что ответил Петя? - Так ли это, как вы считаете? - Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев.Листочки, которые опадают, не содержат ничего полезного, питательного. Питательные вещества находятся осенью у растений в корне и стебле (сердцевине), а в листьях осенью содержится только то, что растениям не нужно. Растения от этого избавляются. Они сбрасывают листву, а с ней уходят из растения ядовитые вещества. Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега. - Прочитайте второй и третий вопросы, которые задавали дети Пете. - Попробуйте ответить сами, почему идет снег? - Вся вода, находящаяся на Земле, постепенно испаряется с поверхности рек, озер, морей и океанов под действием солнечных лучей. Поэтому в воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.Водяной пар постепенно поднимается вверх и когда температура становится ниже нуля, онзамерзает. Так образуются снежинки. Маленькие кристаллы сначала очень малы и свободно летают в воздухе, соприкасаясь друг с другом исклеиваясь. Так они становятся тяжелее. И когда они набирают вес на столько что становятсятяжелее воздуха, снежинки начинают падать на землю. Это явление называется снегопадом. - Кто такой зяблик? (Птичка) - Почему зяблик не летит? - Зяблик произошло от слова зябнуть - мёрзнуть. Зяблики прилетают ранней весной и улетают поздней осенью, когда все зябнут и мёрзнут. Достаточно вспомнить одну старую русскую примету, которая гласит, что поет зяблик к морозу. Эти маленькие перелетные птицы действительно прилетают с зимовки очень рано, когда весна только-только вступает в свои права и сразу же начинают петь свои песни. Причем конец трели зяблика часто обрывается резким росчерком, словно у певца вдруг внезапно перехватило горло, например, от холода. В народе говорили, что если поет зяблик, то и человеку еще предстоит зябнуть, жди весенних холодов. - Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети. - Что ответил Петя? - Как на самом деле происходит смена дня и ночи? - Помимо вращения земли вокруг солнца земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками. При этом находясь на поверхности Земли, мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд. Так летом световой день длится дольше ночи, а зимой наоборот, ночь длиннее дня. - А как живут рыбы под водой? Действительно ли они живут в домиках?(Дети утверждают, что нет.) - Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик (у рыб он называется гнездо). Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогащает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту. - Где же можно найти ответы на интересующие вас вопросы? (В энциклопедиях) - Какой вопрос в конце произведения ставит автор? (А не врет ли Петя?) - Как бы вы на него ответили? - Действительно ли Петя Ученый? - Что же действительно нужно делать, чтобы стать ученым? - К какому литературному жанру отнесём это произведение? Динамическая пауза | - Он решил над ним пошутить. - Глупость Пети. - За ложь. - С усмешкой. - Сказали, удивились, засмеялись - Почему облетает зеленый лист? Почему идёт снег? Почему зяблик не летит? - Птичка - Почему дни короче? А река покрылась льдом? - В энциклопедиях. - А не врет ли Петя? | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
VI. Самостоятельная работа Словесный: объяснение Практический: составление рассказов | 5-6 мин | - А сейчас мы с вами будем выполнять очень интересное и творческое задание. В наших учебниках на странице 96 есть рисунки. Рассмотрите внимательно эти рисунки. - Расскажите, что вы видите на каждом из них. - Вам нужно выбрать заголовок к этому рассказу, а потом восстановить последовательность событий. На это задание я даю вам 2 минуты. - Время вышло, проверяем. Какой же заголовок вы выбрали? - Кто прочитает нам последовательность событий, которые происходили на картинках. - Хорошо, ну а теперь ребята самое интересное задание. Вам нужно придумать короткий весёлый рассказ по рисункам учебника и записать его в рабочую тетрадь. Даю вам 5 минут, а потом мы послушаем ваши интересные рассказы. | Рассматривают рисунки в учебнике. | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VII. Включение в систему знаний Словесный - беседа | 5 мин. | - Итак, давайте же послушаем какие рассказы у вас получились. - Молодцы! Рассказы у вас получились интересные и весёлые! - Записываем домашнее задание с.97-99, выразительное чтение, доделать задания в тетради. | На первом рисунке мы видим, что мальчик и девочка пошли в лес за ягодами или грибами. На второй картинке они увидели что-то страшное в дупле. На третьей они испугались и начали убегать, но в это время мимо проходил охотник и увидел их. На четвертой охотник остановил испугавшихся ребят и спросил, что произошло, ребята ему все рассказали. На пятой картинке охотник подошел к дуплу и сказал: «Зачем же ты пугаешь ребят, выходи и покажи что ты вовсе не страшный.». На шестой картинке из дупла вышел ёжик, ребята его увидели и подумали что не стоило бояться. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный - беседа | 5 мин. | - Стихотворение, какого поэта мы сегодня читали? - Что вы узнали о поэте? - Как называется стихотворение, которые мы изучили? - Оцените результат своей деятельности. Поднимите зеленый карандаш, если вы всё поняли и у вас всё получилось. Желтый – если что-то не поняли, что-то не получилось. Красный – если ничего не поняли, ничего не получилось. | - А. Введенского. Ответы детей - «Ученый Петя» | Р: оценка. ПО: структурирование знаний. ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В буфете вздыхает конфетина, Страдает конфетина Федина: Не нравится Федя конфете — Конфета мечтает о Пете. И Петя Петров проникает в буфет... И больше у Феди конфетины нет, Лишь фантик остался в буфете На память о бедной конфете. П. Синявский
Александр Иванович Введенский (1904 – 1941)
Тема: Знакомство с А. Введенским и его произведением «Ученый Петя » Цель: Познакомиться с автором А. Введенским и его произведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению А. Введенский "Ученый Петя" 2 класс
В данном материале помещаю личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; ход урока, включающий в себя все этапы работы над стихотворным произведением....
Презентация к уроку литературного чтения .А.Введенский. Ученый Петя
Данная презетация позволяет познакомить учащихся с автором и его творчеством.Сравнить с героями сказок,провести этап рефлексии....
Конспект урока литературного чтения «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».
Конспект урока по литературному чтениюКласс: 4Тема: «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».Ти...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения: «А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения» ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: «А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения»Цели деятельности учителя: формирование знаний о юмористическом произведении; развитие умений соста...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...