Урок чтения во 2 классе. Е.Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бородинова Татьяна Владимировна

Цель: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ», развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strashnyy_rasskaz.docx190.16 КБ
Файл str.rasskaz.pptx977.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ», развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Проявление  интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения  к полученным знаниям (бережное  отношение к природе).

Метапредметные умения.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.

Соотносить выполненное задание с образцом.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах.

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Работать вгруппе, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Оборудование: презентация для интерактивной доски; карточки с текстами, ребусами, тестами, деформированным планом; выставка книг, толковый словарь.  

Ход  урока

  1. Организационный момент. С.1

         - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

- Мне очень приятно видеть в  ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Я желаю вам, чтобы     радостное и творческое  состояние не покидало  вас  в течение  всего  урока.  

II. Проверка домашнего задания.

1.Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени уточки.

Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)

2. Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».

            5 человек получают тест (тест проверяет эксперт)

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

А)Кря-кря;

Б)Нарт-нарт;

В)Чирок-свистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Утка-мама боялась лисы;

Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щипали траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

Б)Ребята;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

В)Утка-мама.

Вывод.

-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как это понимает?

Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

С.2Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которая также представлена на слайде.) 

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами  жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. 

Сегодня мы продолжим разговор о природе.

III. Постановка темы и целей урока  

1.Вызов:

С.3- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения..

                   Сердитый недотрога  
                  Живет в глуши лесной,
                  Иголок очень много,
                  А нитки - ни одной.

- Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.)

2.Сообщение подготовленного ученика

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6  тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви.  Из растений может поедать ягоды и фрукты.

У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

3. Постановка  темы урока

         - Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал  произведения  и бережно  к ним относился.

С.4 Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус, который найдёте на ваших карточках.                    

 4.Выставка книг Е. И. Чарушина С.5

- Какие рассказы  Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими впечатлениями о них.

- Составьте из букв слова и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.

                   С.6     трсаншйы   арссазк   

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения,  мы узнаем после его прочтения.

ТЕМА. Е.ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»

IV. Работа по теме 

        1. Узнаём биографию.

Метод «Инсерт» (чтение с пометками)    

(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о  Е. И. Чарушине):

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом.  Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».                                                                                          С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став  художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

         2.  Аналитическая работа.С.7

(Дети заполняют таблицу)

Я знаю

+

Для меня новое

!

Любит природу

Пишет

Рисует

30 лет писательской деятельности

анималист

Иллюстрирует книги М.Пришвина, В.Бианки,

С.Я. Маршака М.Горького.

       

       3. Словарная работа  С.8

В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. Прочитаем их с экрана.

- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

 

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

               Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.   

- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

         4. Первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

Физминутка  

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Прибежали, прибежали,

Ёжики, ёжики.

Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики,  зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

V.  Анализ текста.

Обсуждение  после прочтения.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Где произошёл случай,  описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике)

- С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)

- Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют  мальчиков. Зачитайте.

-  Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)

- А что думает о них автор?  (Автору понравились ребята)

- Почему испугались мальчики? (Услышали топот)

- Прочитайте  диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

- Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто  не услышал)

- Предположите, сколько  мальчикам было лет?  Из каких строк мы это видим?

 - Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

- Подберите и зачитайте в тексте  строки к иллюстрации.

 - Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали  искать кто же напугал ребят)

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

- Почему ёж свернулся шариком?

- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

- Почему ёжик не ушел потом в лес?

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

- А как бы поступили вы?

 - Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

 - Можно ли назвать мальчиков смелыми?

- Можем ли мы  ребят осуждать их за трусость?

- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)

-  А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

- Чему учит нас этот рассказ?  ( Уважать  и беречь  животных. Нельзя  диких животных  брать к себе домой. Ведь их дом - это лес.  Каждый счастлив только у себя дома.)

- Что вы читали? (Рассказ)

- Что вам больше всего понравилось в рассказе?

- Какой совет даёт автор?

- Какая главная мысль рассказа?

2. Работа с пословицами.  Работа в группах.  

Задание для каждой группы одинаковое.

- Чья группа быстрее соберёт пословицы?

Пуганая ворона и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

У страха глаза велики.

- Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

Проверка на интерактивной доске

VI.Работа над составлением плана (с/р)

  1. Самостоятельная работа

У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

Презентация на интерактивной доске

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

2. Взаимопроверка (в парах)

Рефлексия

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

- Чему учит нас этот рассказ? 

У кого в жизни была похожая ситуация?

-  Послушайте, с какими словами обращается к вам Евгений Иванович Чарушин:

«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

VII. Домашнее задание.

Подготовьте чтение по ролям.

+Одно из заданий по желанию:

-Пересказ  самого интересного момента  в рассказе.

-Картинный план в виде книжки-раскладушки

VIII. Самооценка

-А теперь оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Лесенка

Верхняя ступень: много узнал,всё понятно на уроке, интересно, легко справлялся с заданиями

Вторая ступень: узнал новое, испытывал затруднения, есть над чем поработать

Нижняя ступень: ничего не понял, не интересно, не справлялся с заданиями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во втором классе Е.И.Чарушин страшный рассказ Учитель высшей категории Т.В.Бородинова

Слайд 2

М.М.Пришвин “ Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину ”.

Слайд 3

Отгадайте! Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки - ни одной. ЁЖИК

Слайд 5

Ч у а ш н и р (1901 – 1965) Евгений Иванович

Слайд 7

Советую прочесть произведения Е. И. Чарушина

Слайд 8

Я знаю + Для меня новое ! .

Слайд 9

Е. И. Чарушин « тсрышанй рссакза » «Страшный рассказ»

Слайд 10

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. Клеть - кладовая при избе или в отдельной постройке. Словарная работа

Слайд 11

своей тени боится. Трусливому зайцу и пень волк. У страха глаза велики. Трус и куста боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Пуганая ворона Собери пословицу

Слайд 12

«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной». Обращение Евгения Ивановича Чарушина к детям

Слайд 13

План рассказа 1. Мальчики остались одни. 2. Странные звуки. 3. Испуганные дети. 4. Родители вернулись. 5. Неожиданная находка. 6. Ежик остался жить на даче.

Слайд 14

Подготовьте чтение по ролям Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы. Пересказ самого интересного момента в рассказе. Картинный план в виде книжки-раскладушки Домашнее задание

Слайд 15

Спасибо за урок!

Слайд 16

2. http://www.lenagold.ru/ - фоны, картинки 3. http://www.google.ru/ -картинки обложек книг Чарушина 1. http://bestgif.narod.ru/ - картинки 4. http://images.yandex.ru/ - тучки, портреты писателя, анимации 5. http://images.yandex.ru/ - дом детства Чарушина 6. http://lenagold.ru/ - картинка дерева 7. http://www.mp3poisk.net/ - шум ветра Список используемых интернет-ресурсов и литературы 8. Фоны взяты из интернета 9. В помощь школьному учителю. С. В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. В. Климановой и др. 2 класс, Москва «ВАКО» 2012 10. «Школа России». Литературное чтение – учебник для образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 11. ГУО «Общеобразовательная средняя школ №7 г.Сморгони с физкультурно-оздоровительным уклоном» Урок литературного чтения 2 класс Учитель Дунай Оксана Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.

Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...

урок чтения 3 класс Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».

Цели:-        создать условия для совершенствования  и развития  навыков сознательного, правильного чтения.Задачи: Коррекционно-образовательные:-...

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Урок литературного чтения 4 класса на тему "Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»"

Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»  "Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»         Знать: про ВОВПонимать: главную мысль текстаПрименять: уметь...