Литературное чтение. С.Д. Дрожжин "Родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию автора С.Д. Дрожжина, содержание стихотворений о Родине;
- уметь прогнозировать содержание произведения.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
06.04.2020-_drozhzhin_rodine.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 06.04.2020 г. ФИО учителя: Кусабаева Л.А.
Школа: МОУ Березовская СОШ ФИ студента: Гайнитдинова Ю.
Класс: 4 ФИО методиста: Кошкарова Л.С.
Кабинет: 3
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: «С.Д. Дрожжин «Родине»»
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию автора С.Д. Дрожжина, содержание стихотворений о Родине;
- уметь прогнозировать содержание произведения.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. | 3 мин. | - Ребята, какое стихотворение и автора мы с вами прошли недавно? - Верно. О чем было стихотворение «Русь»? - Сейчас я вам расскажу о том, как вы написали вчерашнюю викторину и назову ваши отметки. - Молодцы. | - Мы познакомились с автором И.С. Никитин и его произведение «Русь». - Это стихотворение было про Родину. Слушают анализ своих работ. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 5 мин. | - Как вы думаете, что мы сегодня продолжим изучать? - Верно произведения про родину. - Посмотрите внимательно на доску. Вы знаете этого человека? - На слайде изображён Спиридон Дмитриевич Дрожжин – русский поэт. У него есть произведение под названием Родине. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Отлично. Какие цели мы поставим на урок? - Молодцы. | - Мы продолжим изучать произведения про Родину. Варианты ответов детей. Слушают учителя. - Тема нашего урока «С.Д. Дрожжин «Родине»». - Узнай биографию автора, прочитать стихотворение «Родине» и проанализировать его. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: учебник | 8 мин. | - Автора, с которым мы сегодня познакомимся, зовут Спиридон Дмитриевич Дрожжин. - Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни? - Спиридон Дмитриевич Дрожжин – известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству. - Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии. Родина его воспета во многих его произведениях. - 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества "Самолет", доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев. Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет. - Кто из вас запомнил, когда родился писатель? - Молодцы. В каком городе он родился? - Сколько лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране? - Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 133. - Прочитайте название стихотворения. - Сейчас я прочитаю вам это стихотворение. Слушайте внимательно. Как не гордиться мне тобой, Когда молитвенно свой взор Как хороша ты в теплый день Как бодро дышится, когда Каким восторгом мою грудь Я в каждом шелесте листов Во всей в тебе и мощь видна, - Сейчас вам предстоит выяснить значение слов. - Чем мы можем воспользоваться? - Каждая группа берёт по одному слову, находит его значение и зачитывает. Всё работаем! - Кто первый выполнит, зачитывает нам свой ответ. - Молодцы. Вам понравилось стихотворение? - Какие чувства оно у вас вызвало? Как не гордиться мне тобой, О Родина моя! - От чьего лица ведется речь? - Почему так считаете? - С каким чувством он обращается к ней? Когда над Волгою родной Стою, недвижим, я. - Почему автор называет Волгу родной? - Для чего он остановился? Когда молитвенно свой взор Бросаю в небеса, - Что такое взор? - Что значит «бросить взор»? - Куда взглянул поэт? Как? - Его взгляд остановился только на небесах? - А куда он мог его перевести? - Давайте подтвердим ваши предположения. На твой чарующий простор На темные леса. - Совпали ваши предположения? На поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдает! - Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»? - Каким поэт называет труд? - Труд может быть не свободным? - Почему же поэт бодро дышал, глядя на то, как работает народ? Каким восторгом мою грудь Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть С тобой наедине!.. – Что такое восторг? - Что значит, грудь наполняется восторгом? - Что восторгает поэта? - Молодцы! Физкультминутка. - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. | Варианты ответов детей. Слушают биографию автора. - Он родился 6 декабря 1848 года. - Родился в Тверской губернии. - 36 лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране. - Стихотворение называется «Родине». Слушают стихотворение. - Словарями и учебниками. - Молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой благодарим за чистое, светлое. - Чарующий простор - прекрасный, великолепный. - Среди приветных деревень - гостеприимные, рады гостям. Варианты ответов детей. - От лица автора. Варианты ответов детей. - С чувством долго, веры и надежды. - Потому что она находится на его Родине, и она ему как родная. - Чтоб полюбоваться красотой вокруг, - Взор – это направленность, устремленность глаз в сторону кого-либо или чего-либо. - Посмотреть на что-то. - На небеса. - Нет. - На твой чарующий простор На темные леса. - Да, предположения совпали. - Беседа о крепостном праве, акцент на то, что Дрожжин рожден в семье крепостных. - Восторг – чувства радости. - Чувством радости, гордости. - Мысль об уединении с родной природой. Участвуют в физкультминутке. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 5 мин. | - Кто хочет прочитать стихотворение самостоятельно очень выразительно, выделяя нужные слова? - Молодец. Скажите, пожалуйста, с чего начинается Родина? - Отлично. | Читают произведение. - Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. Познание Родины начинается с изучения родного края. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. Практический: работа в тетради. | 7 мин. | - Сейчас в парах ответьте на вопросы. 1. Подберите синонимы к слову «гордиться». 2. Антоним к слову «бодро». 3. Как поэт относится к Родине? - Сейчас в парах составьте синквейн к слову Отчизна. - Кто прочитает свои синквейны? - Молодцы. | Отвечают на вопросы. - Величаться, возноситься, заноситься, зазнаваться, кичиться, надмеваться, чваниться. - Слово «устало». Варианты ответов детей. Отечество. Любимое, славное. Несёт, наделяет, требует. Все мы дети отечества. Место. Отечество. Великое, свободное. Учит, защищает, кормит. Страна, в которой я живу. Отчизна. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 8 мин. | - Какого автора мы сегодня изучали? - В каком городе родился Иван Саввич? - Какое его произведения мы сегодня прочитали и проанализировали? - Найдите в стихотворение строки, которые понравились тебе большого всего? - Как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Мы реализовали эти цели? - Отлично. | - Мы познакомились сегодня с Спиридоном Дмитриевичем Дрожжином. - Родился в Тверской губернии.. - Мы прочитали проанализировали произведение «Родине». Варианты ответов детей. - Тема нашего урока «С.Д. Дрожжин «Родине»». - Узнать биографию автора, прочитать стихотворение «Родине» и проанализировать его. - Мы реализовали все цели. | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | - Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Приготовить выразительное чтение и составить план стихотворения. Сейчас закройте дневники и послушайте меня. - У вас на партах лежат по два жетона, один улыбающийся, а второй грустный. Если у вас хорошее настроение, то поднимите веселый смайлик, а если плохое настроение и вам что-то не понравилось, то грустный смайлик. Начинаем с первого ряда. - Молодцы. Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | Записывают домашнее задание. Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Слушают учителя. Оценивают деятельность одноклассников на уроке. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....