Литературное чтение Крылов "Его басни переживут века"
методическая разработка по чтению
Сценарий урока и презентация. дети получат возможность научиться инсценировать басни Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока и презентация | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В баснях Крылова всем есть уроки»
Н.В.Гоголь
Цель: Способствовать формированию умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, делать выводы для себя; создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова.
Предметные: научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; получат возможность отработать навык выразительного чтения басни.
Метапредметные:
Регулятивные: - определять задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять самооценку, давать оценку своей деятельности ;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности, интереса к работе.
Этапы | Содержание мероприятия. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к деятельности 2.Актуали зация знаний | Ребята, мы рады встрече с вами. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Вставь подходящие по смыслу слова (работа в группах)
2.Героям басен могут быть ... 3.В басне есть вывод, который называется – … 4.Чему учит басня? Мораль каких басен соответствует пословицам: Не потопаешь, так и не полопаешь. Заковыристые вопросы по басням. Сколько очков достала себе Мартышка для исправления зрения? Лисица предлагает Вороне спеть, а другой герой басни предлагает героине станцевать. Кто и в какой басне? Одна из героинь басни решила прославиться, “без драки попав в большие забияки”. Назвать басню, объяснить, как она решила прославиться. В каких баснях Крылова упоминаются продукты питания? Сколько времени провела Лисица в саду, пытаясь добраться до винограда? В какой басне Крылова рассказывается о грузе, который так и не был доставлен по адресу? Почему? Какие строки из басен Крылова стали пословицами? В случае затруднения можно зачитать крылатые выражения и предложить угадать, в каких баснях Крылова они употреблялись. | Эмоциональный настрой. Басня-краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ. Героям басен могут быть животные, растения, предметы. В басне есть вывод, который называется – мораль. Басня учит искоренять людские пороки. Стрекоза и Муравей. Свинья под дубом.
Очков с полдюжины она себе достала. ,,Так поди же, попляши”, басня Стрекоза и Муравей. “Слон и Моська”.) “Лиса и виноград”, “Час целый”. “Лебедь, Рак и Щука” Слона- то я и не приметил. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. На задних лапках я хожу. Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Да воз и ныне там. |
3. Физминутка 4. Творческие задания. | Молодцы, вы очень внимательно читали басни. А сейчас мы поиграем в веселую и полезную игру-Перевоплощение, я называю басню, а вы стоя изобразите главного героя этой бас 1.Попробуем доказать, что мораль басен Крылова не устарела, что она применима и к нашей школьной жизни. Придумать и инсценировать следующие истории. | Ребята изображают Стрекозу, Лисицу, Моську, Ягненка, Обезьяну, Кукушку, Ворону. Инсценировка следующих историй: 1)Петя выманивает жвачку (конфету, шоколадку, яблоко и т. д.) у Васи (басня “Ворона и Лисица”) 2)Маша и Даша хвалят друг друга (басня “Кукушка и Петух”) 3)Директор школы и Петя (басня “Слон и Моська”) 4)На уроке труда (басня “Стрекоза и Муравей”) 5)Петя получил двойку. Серёжа смеётся над ним (басня “Чиж и Голубь”) 6)Петя порвал учебник, а потом... (басня “Свинья под дубом”) 7)Выпуск стенгазеты (Лебедь, Щука и Рак”) Инсценировка-экспромт. |
5.Премьера спектак-ля | На прошлом занятии мы попросили вас дать советы Стрекозе и Муравью и придумать другой конец истории. Сегодня вы увидите результат. Мы спектакль свой начинаем «Стрекоза и Муравей» В сказку-басню приглашаем Всех и взрослых, и детей. Сочинил её когда-то Добрый дедушка Крылов -А сегодня мы, ребята, Вспомним басню эту вновь! (появляется Муравей) Муравей: Я - Муравей! Всем здравствуйте, привет! Трудолюбивей существа на свете нет! Я всех зверей собрал, всем дал работу, В разгаре лето - всем гулять охота! Но, помнить мы должны Не только о веселье, Построим дом И будет новоселье, Бабочки: Ярким солнцем всё согрето, Будем весело порхать И пыльцу с цветов сбирать Трудятся пчёлы, звери и птицы, А по-другому жить не годится (Выходит Стрекоза.) Стрекоза: - Бабочки-красавицы, Что вы тут летаете? - Бабочки: Мы пыльцы насобираем, Из неё мы клея сварим! Звери строят новый дом, Будут жить зимою в нём! - Стрекоза: Вы торопитесь напрасно, Как тепло в лесу, прекрасно! Мне не нужен летом дом, Дом построю я потом! (Стрекоза смеётся и летает по сцене, на сцену выбегают зайцы и начинают стучать топориками и молотками) -Стрекоза: Ну, зачем вы так стучали? Всех ворон перепугали! -Заяц 1: Звери строят новый дом, Будут жить зимою в нём! - Заяц 2: Мы не просто тут стучали, В стену гвозди забивали! -Стрекоза: Вот нашли себе заботу- Летом строить зимний дом… Не хочу сейчас работать, Дом построю я потом! Хи-хи-хи, ха-ха-ха, все заботы - чепуха! (улетает, напевая) (На сцене появляются Медведи, они тащат брёвна) Медведь: Крепче за бревно держись! Сила-силушка медвежья разгуляйся-разойдись! Чтоб зимою печь топить, надо крышу перекрыть -Сила-силушка медвежья, Разгуляйся, разойдись! - Стрекоза: Столько брёвен натаскали! Неужели не устали? - Медведи: Мишки любят потрудиться, Нам лениться не годится! -Стрекоза: Мне не нужен летом дом, Дом построю я потом! (зевает) Вот уж вечер наступает, Мне он глазки закрывает( улетает, выходит Муравей) - Муравей: Вот, спасибо, вам друзья! Не справился один бы я…. -Медведь 1: Что ж, мы славно потрудились, Всем пора бы и поспать Ночь на землю опустилась, Звезды начали мерцать… -Медведь 2: Спи, трудяга - муравей! Утро ночи мудреней! (Медведи уходят) - Муравей: Ох, не спится мне, друзья. Дом достроить должен я! Муравей: Что-то холодно и зябко, Дождь закапал проливной (Появляется Стрекоза, дрожит от холода) -Стрекоза: Ой, как холодно кругом. (оглядывается) Вот так счастье - новый дом! (стучит в окошечко) Здравствуй, добрый муравей! Ты сегодня ждёшь гостей (никто не отвечает) -Пожалей меня, кум милый, Покорми и обогрей! -Муравей : (строго) -Летом всё зверьё трудилось. Ты же только веселилась! Лето целое пропела, А работать не хотела. -Стрекоза: Да, я пела да гуляла, Даже чуточку устала! -Муравей: Нарезвилась от души? Вот теперь иди пляши! -Стрекоза: Ой, пришла моя беда! Ведь зимой погибну я… -Звери: Летом всё зверьё трудилось, Ты же только веселилась. -Стрекоза: Вы, пожалуйста, простите. В новый дом меня пустите! Буду печку я топить, Буду воду я носить. Поняла я всё друзья, Мне без вас прожить нельзя (плачет) -Хватит, полно слёзы лить. Может нам её простить? Ведь у нас сегодня праздник. (Зайцу) - Как ты думаешь, проказник? -Заяц: -Думаю…её простить и на праздник пригласить. -.Все: Все дети любят сказки, Волшебный добрый мир. Хорошую развязку, В конце - весёлый пир -Муравей: Мы наше представленье Закончить не спешим , И всех на угощенье Сегодня пригласим! | Ребята смотрят сказку. |
5. Рефлексия | -Понравилась ли вам сказка? -Чему она учит? -Какие качества героев вам близки? -Кто из исполнителей понравился вам? -Что нового вы открыли для себя в баснях Крылова на сегодняшней встрече? | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"
Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс
Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова 4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...
Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...
Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс.
Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс. Содержит технологическую карту урока....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...