Литературное чтение Крылов "Его басни переживут века"
методическая разработка по чтению

Сценарий урока и презентация. дети  получат возможность научиться  инсценировать басни Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon сценарий урока и презентация2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В баснях Крылова всем есть уроки»  

                                                          Н.В.Гоголь

Цель: Способствовать формированию умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, делать выводы для себя; создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова.

Предметные: научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; получат возможность отработать навык выразительного чтения басни.

Метапредметные:

Регулятивные: - определять задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять самооценку, давать оценку своей деятельности ;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 

Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности, интереса к работе.

Этапы

Содержание мероприятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к деятельности

2.Актуали

зация знаний

Ребята, мы рады встрече с вами.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова.

Вставь подходящие по смыслу слова (работа в группах)

  1. Басня – это…

      2.Героям басен могут быть ...

      3.В басне есть вывод, который      называется – …

       4.Чему учит басня?

Мораль каких басен соответствует пословицам:

Не потопаешь, так и не полопаешь.
Не руби сук, на котором сидишь.
В чужом глазу соринку видит, а в своём бревно не замечает.
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.
Готовь сани летом, а телегу зимой.

Заковыристые вопросы по басням.

 Сколько очков достала себе Мартышка для исправления зрения? Лисица предлагает Вороне спеть, а другой герой басни предлагает героине станцевать. Кто и в какой басне?

Одна из героинь басни решила прославиться, “без драки попав в большие забияки”. Назвать басню, объяснить, как она решила прославиться.

В каких баснях Крылова упоминаются продукты питания?

Сколько времени провела Лисица в саду, пытаясь добраться до винограда?

В какой басне Крылова рассказывается о грузе, который так и не был доставлен по адресу? Почему?

Какие строки из басен Крылова стали пословицами?

В случае затруднения можно зачитать крылатые выражения и предложить угадать, в каких баснях Крылова они употреблялись.

Эмоциональный настрой.

Басня-краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Героям басен могут быть животные, растения, предметы.

В басне есть вывод, который называется – мораль.

 Басня учит искоренять людские пороки.

Стрекоза и Муравей. Свинья под дубом.
Зеркало и Обезьяна.


Свинья под дубом.


Стрекоза и Муравей.

Очков с полдюжины она себе достала.

,,Так поди же, попляши”, басня Стрекоза и Муравей.

“Слон и Моська”.)

 “Лиса и виноград”,
“Свинья под дубом”, “Кот и Васька”, “Ворона и Лисица”.

“Час целый”.

 “Лебедь, Рак и Щука”

Слона- то я и не приметил.

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

На задних лапках я хожу.

Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

Да воз и ныне там.

3. Физминутка

4. Творческие задания.

 Молодцы, вы очень внимательно читали басни. А сейчас мы  поиграем в веселую и полезную игру-Перевоплощение, я называю басню, а вы стоя изобразите главного героя этой бас

1.Попробуем доказать, что мораль басен Крылова не устарела, что она применима и к нашей школьной жизни. Придумать и инсценировать следующие истории.

Ребята изображают Стрекозу, Лисицу, Моську, Ягненка, Обезьяну, Кукушку, Ворону.

Инсценировка следующих историй:

1)Петя выманивает жвачку (конфету, шоколадку, яблоко и т. д.) у Васи (басня “Ворона и Лисица”)

2)Маша и Даша хвалят друг друга (басня “Кукушка и Петух”)

3)Директор школы и Петя (басня “Слон и Моська”)

4)На уроке труда (басня “Стрекоза и Муравей”)

5)Петя получил двойку. Серёжа смеётся над ним (басня “Чиж и Голубь”)

6)Петя порвал учебник, а потом... (басня “Свинья под дубом”)

7)Выпуск стенгазеты (Лебедь, Щука и Рак”)

Инсценировка-экспромт.

5.Премьера спектак-ля

На прошлом занятии мы попросили вас дать советы Стрекозе и Муравью и придумать другой конец  истории. Сегодня  вы увидите результат. 

Мы спектакль свой начинаем

 «Стрекоза и Муравей»

В сказку-басню приглашаем

 Всех и взрослых, и детей.

Сочинил её когда-то

 Добрый дедушка Крылов

-А сегодня мы, ребята,

 Вспомним басню эту вновь!        (появляется Муравей)

Муравей:

Я -  Муравей! Всем здравствуйте, привет!

Трудолюбивей существа на свете нет!

 Я всех зверей собрал, всем дал работу,

 В разгаре лето - всем гулять охота!

 Но, помнить мы должны

Не только о веселье,

Построим дом

 И будет новоселье,

Бабочки:

Ярким солнцем всё согрето,

Будем весело порхать

 И пыльцу с цветов сбирать

Трудятся пчёлы, звери и птицы,

А по-другому жить не годится

(Выходит Стрекоза.)

Стрекоза:

- Бабочки-красавицы,

 Что вы тут летаете?

- Бабочки:

 Мы пыльцы насобираем,

Из неё мы клея сварим!

 Звери строят новый дом,

Будут жить зимою в нём!

- Стрекоза:

 Вы торопитесь напрасно,

 Как тепло в лесу, прекрасно!

 Мне не нужен летом дом,

 Дом построю я потом!

(Стрекоза смеётся и летает по сцене, на сцену выбегают зайцы и начинают стучать топориками и молотками)

-Стрекоза:

 Ну, зачем вы так стучали?

 Всех ворон перепугали!

-Заяц 1: Звери строят новый дом,

Будут жить зимою в нём!

- Заяц 2: Мы не просто тут стучали,

 В стену гвозди забивали!

-Стрекоза:

 Вот нашли себе заботу-

Летом строить зимний дом…

 Не хочу сейчас работать,

Дом построю я потом!

 Хи-хи-хи, ха-ха-ха, все заботы - чепуха!         (улетает, напевая)

(На сцене появляются Медведи, они тащат брёвна)

Медведь:

Крепче за бревно держись!

 Сила-силушка медвежья разгуляйся-разойдись!

Чтоб зимою печь топить, надо крышу перекрыть

-Сила-силушка медвежья,

 Разгуляйся, разойдись!

- Стрекоза: 

Столько брёвен натаскали!

 Неужели не устали?

- Медведи: Мишки любят потрудиться,

Нам лениться не годится!

-Стрекоза: 

Мне не нужен летом дом,

Дом построю я потом!   (зевает)

Вот уж вечер наступает,

Мне он глазки закрывает( улетает, выходит Муравей)

- Муравей:

Вот, спасибо, вам друзья!

 Не справился один бы я….

-Медведь 1:

Что ж, мы славно потрудились,

 Всем пора бы и поспать

 Ночь на землю опустилась,

 Звезды начали мерцать…

-Медведь 2: 

Спи, трудяга  - муравей!

 Утро ночи мудреней!   (Медведи уходят)

- Муравей:  

Ох, не спится мне, друзья.

Дом достроить должен  я!

Муравей:

 Что-то холодно и зябко,

 Дождь закапал проливной

 (Появляется Стрекоза, дрожит от холода)

-Стрекоза:

 Ой, как холодно кругом. (оглядывается)

 Вот так счастье - новый дом!  (стучит в окошечко)

 Здравствуй, добрый муравей!

Ты сегодня ждёшь гостей      (никто не отвечает)

-Пожалей меня, кум милый,

Покорми и обогрей!

-Муравей : (строго)

-Летом всё зверьё трудилось.

 Ты же только веселилась!

 Лето целое пропела,

А работать не хотела.

-Стрекоза:

 Да, я пела да гуляла,

Даже чуточку устала!

-Муравей:

Нарезвилась от души?

 Вот теперь иди пляши!

-Стрекоза:

 Ой, пришла моя беда!

Ведь зимой погибну я…

-Звери: 

Летом всё зверьё трудилось,

Ты же только веселилась.

-Стрекоза:

 Вы, пожалуйста, простите.

 В новый дом меня пустите!

Буду печку я топить,

 Буду воду я носить.

Поняла я всё друзья,

 Мне без вас прожить нельзя   (плачет)
-
Муравей:

-Хватит, полно слёзы лить.

 Может нам её простить?

 Ведь у нас сегодня праздник.  (Зайцу)

- Как ты думаешь, проказник?

-Заяц:

-Думаю…её простить и на праздник пригласить.

-.Все:

 Все дети любят сказки,

 Волшебный добрый мир.

Хорошую развязку,

В конце - весёлый пир

-Муравей:

 Мы наше представленье

 Закончить не спешим ,

И всех на угощенье

Сегодня пригласим!

Ребята смотрят сказку.

5. Рефлексия

-Понравилась ли вам сказка?

-Чему она учит?

-Какие качества героев вам близки?

-Кто из исполнителей понравился вам?

-Что нового вы открыли для себя в баснях Крылова на сегодняшней встрече?

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"

Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова   4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...

Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...

Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс.

Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс. Содержит технологическую карту урока....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...