Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 14.11.2019 г. | ФИО учителя: Рудакова Наталья Владимировна |
Школа: МБОУ «Нагорненская СОШ» | ФИ студента: Цуркан Екатерина |
Класс: 2 | ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Кабинет: 26 Время занятия: |
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»
Цель деятельности учителя: развитие умений анализировать произведение в жанре басни, умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
Планируемые результаты:
Предметные:
-уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни
-понимать нравственный смысл басен, характер героев;
Личностные:
-воспитывать внимательное отношения к мнению другого человека;
-проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование урока: УМК «Школа России», Литературное чтение 2 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, тетрадь, ручка, карандаш, презентация к уроку, школьная доска.
№ | Этапы урока, методы и приёмы | Время (мин.) | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Самоопределение к деятельности | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! -А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Даром время не теряем и работать начинаем! | -Приветствуют учителя -Проверяют готовность к уроку | Л: мотивация к учебной деятельности |
2. | Актуализаций знаний и мотивация. Словарно–орфографическая работа | 4-5 мин | - Начнем наш урок с речевой разминки - Давайте подготовим язык, губы, голос к работе - Прочитайте стихотворение медленно хором. Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день. - Прочитайте стихотворение с удивительной интонацией; - с вопросительной интонацией; - с огорчением, скороговоркой. - Молодцы! | Читают стихотворение медленно хором Читают стихотворение с разной интонацией | П: извлечение необходимой информации из текстов. К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме. |
3. | Постановка учебной задачи. Словесный, беседа | 4-5 мин | - Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? - Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? – А кто знает, что такое басня? – На какой жанр литературы похожа басня? Почему? – В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. - У вас на столе лежит толковый словарь, прочитайте в нем, что обозначает слово «басня» и «мораль». -Оля прочитай, что такое басня. -Молодец, а что такое мораль? - В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. - А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. - Откройте учебник на стр. 104, прочитайте название басни. - Какой будет тема нашего урока? | Иван Андреевич Крылов Баснописец Предлагают варианты ответов басня - она похожа на сказку, на стихотворение, потому что животные разговаривают и действуют, как люди БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить. Мораль - нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность. Мораль - логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится. Мораль - нравоучение, наставление. - познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно - Лебедь, рак и щука | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
4. | «Открытие» нового материала Словесный, беседа | 7-8 мин | - Басня «Лебедь, рак и щука» была написана в 1814 году.. - Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука». - Есть ли незнакомые слова? Давайте их разберем: Дело на лад – налаживается. Воз – деревянная повозка для лошадей. Поклажа – багаж. Впряглись – вместо лошадей. Из кожи вон – очень стараются. И ныне там – на том же месте. -Рассмотрите иллюстрацию к басне. Что общего? -Что делают герои? -Получается или нет? - Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? -Прочитайте басню про себя. | внимательно слушают басню словарная работа -могут плавать -пытаются сдвинуть телегу с места. -нет -сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз. | Анализ, обобщение (П); Структурирование знаний (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
Физкультминутка | 1 мин | - Давайте с вами немножко отдохнем. Повторяйте за мной Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | -Повторение движений за учителем | Р.: умение соотносить свои действия с действиями учителя; | |
5 | Первичное закрепление. | - Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? - Какими словами описано усердие персонажей? - Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? - Чего же им не хватило? - Назовите героев басни. - Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне. - Каким вы представляете лебедя? - Каким словом описывает образ рака в басне? - Каким он предстаёт перед нами? - Какое слово помогает увидеть образ щуки в басне? - Какой вы представляете щуку? - Почему Крылов выбрал именно этих героев? - Если бы герои басни договорились и действовали слаженно, смогли бы они сдвинуть воз? - В чём заключается аллегорический смысл в басне? - В каких словах заключена мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»? - Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю? - Давайте выразительно прочитаем басню. | - «Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись…» - «Из кожи лезут вон» -товарищи. - Согласия. - Лебедь, Рак, Щука. - Лебедь рвётся в облака. - Стремительный, упрямый, быстрый. - Рак пятится назад. - Он неповоротливый - Щука тянет в воду. - быстрая, настойчиво выполняет свое дело. - У всех героев разная среда обитания. - Да. - Разлад в коллективе. - «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука» - Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: смысловое чтение; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П.: анализ Совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений К: умение выражать и обосновывать свою точку зрения | |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | 7-8 мин | - А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением. - У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. Другом зовётся, а недругом отзывается. Старый друг лучше новых двух. Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. Легче друга потерять, чем найти. - В чём смысл пословицы? | читают друг другу басню Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно | К: умение общаться и договариваться в паре, вести диалог. Р: контроль, коррекция |
Домашнее задание | Выучить басню | открывают дневники, записывают домашнее задание | Р: осуществление итогового контроля | ||
7 | Рефлексия деятельности | 2-3 мин | -С каким писателем сегодня познакомились? -С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня? -Как называется нравоучение в басни? - Что такое мораль басни? - С какой целью пишут басни? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - Нарисуйте смайлик в вашей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока -спасибо вам за урок! вы большие молодцы! | Автор подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки -Познакомились с творчеством Крылова и новым жанром литературы-басня. - Да. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...
Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...
Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов "Ещё мама» 2 ч." (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Ещё мама».Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...