Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цуркан Екатерина Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.11.2019 г.

                        ФИО учителя: Рудакова Наталья Владимировна

Школа: МБОУ «Нагорненская СОШ»

                        ФИ студента: Цуркан Екатерина

Класс: 2

                        ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

Кабинет: 26

Время занятия:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»

Цель деятельности учителя: развитие умений анализировать произведение в жанре басни, умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Планируемые результаты:

Предметные: 

-уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни

-понимать нравственный смысл басен, характер героев;

Личностные: 

-воспитывать внимательное отношения к мнению другого человека;

-проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: УМК «Школа России», Литературное чтение 2 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,  тетрадь, ручка, карандаш, презентация к уроку, школьная доска.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

(мин.)

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Даром время не теряем и работать начинаем!

-Приветствуют учителя

-Проверяют готовность к уроку

Л: мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализаций знаний и мотивация.

Словарно–орфографическая работа

4-5 мин

- Начнем наш урок с речевой разминки

- Давайте подготовим язык, губы, голос к работе

- Прочитайте стихотворение медленно хором.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

-  Прочитайте стихотворение с удивительной интонацией;

- с вопросительной интонацией;

- с огорчением, скороговоркой.

- Молодцы!

Читают стихотворение медленно хором

Читают стихотворение с разной интонацией

П: извлечение необходимой информации из текстов.

К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи.

Словесный, беседа

4-5 мин

- Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений?

- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он?

– А кто знает, что такое басня?

– На какой жанр литературы похожа басня? Почему?

– В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

- У вас на столе лежит толковый словарь, прочитайте в нем, что обозначает слово «басня» и «мораль».

-Оля прочитай, что такое басня.

-Молодец, а что такое мораль?

- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока.

- Откройте учебник на стр. 104, прочитайте название басни.

- Какой будет тема нашего урока?

Иван Андреевич Крылов

Баснописец

Предлагают варианты ответов

басня - она похожа на сказку, на стихотворение, потому что животные разговаривают и действуют, как люди

БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

Мораль - нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.

Мораль - логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.

Мораль - нравоучение, наставление.

- познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно

- Лебедь, рак и щука

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4.

«Открытие» нового материала

Словесный,

беседа

7-8 мин

- Басня «Лебедь, рак и щука» была написана в 1814 году..

- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».

- Есть ли незнакомые слова? Давайте их разберем:

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

-Рассмотрите иллюстрацию к басне. Что общего?  

-Что делают герои?

-Получается или нет?  

- Какое чувство вызывают у вас герои этой басни?

-Прочитайте басню про себя.

внимательно слушают басню

словарная работа

-могут плавать

-пытаются сдвинуть телегу с места.

-нет

-сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз.

Анализ, обобщение (П);

Структурирование знаний (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Физкультминутка

1 мин

- Давайте с вами немножко отдохнем. Повторяйте за мной 

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

-Повторение движений за учителем

Р.: умение соотносить свои действия с действиями учителя;

5

Первичное закрепление.

- Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

- Какими словами описано усердие персонажей?

- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти?

- Чего же им не хватило?

- Назовите героев басни.

- Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне.

- Каким вы представляете лебедя?

- Каким словом описывает образ рака в басне?

- Каким он предстаёт перед нами?

- Какое слово помогает увидеть образ щуки в басне?

- Какой вы представляете щуку?

- Почему Крылов выбрал именно этих героев?

- Если бы герои басни договорились и действовали слаженно, смогли бы они сдвинуть воз?

- В чём заключается аллегорический смысл в басне?

- В каких словах заключена мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»?

- Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю?

- Давайте выразительно прочитаем басню.

- «Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись…»

- «Из кожи лезут вон»

-товарищи.

- Согласия.

- Лебедь, Рак, Щука.

- Лебедь рвётся в облака.

- Стремительный, упрямый, быстрый.

- Рак пятится назад.

- Он неповоротливый

- Щука тянет в воду.

- быстрая, настойчиво выполняет свое дело.

- У всех героев разная среда обитания.

- Да.

- Разлад в коллективе.

- «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука»

- Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П.: анализ

Совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи

Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

К: умение выражать и обосновывать свою точку зрения

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

7-8 мин

- А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением.

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни.

Другом зовётся, а недругом отзывается.

Старый друг лучше новых двух.

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.

Легче друга потерять, чем найти.

- В чём смысл пословицы?

читают друг другу басню

Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно

К: умение общаться и договариваться в паре, вести диалог.

Р: контроль, коррекция

Домашнее задание

Выучить басню

открывают дневники, записывают домашнее задание

Р: осуществление итогового контроля

7

Рефлексия деятельности

2-3 мин

-С каким писателем  сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни?            

- Что такое мораль басни?                                                          

- С какой целью пишут басни?    

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?  

- Нарисуйте смайлик в вашей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока

-спасибо вам за урок! вы большие молодцы!

Автор подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки

-Познакомились с творчеством Крылова и новым жанром литературы-басня.

- Да.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов "Ещё мама» 2 ч." (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Ещё мама».Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...