Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Никифорова Наталия Андреевна

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)

Цели и задачи:

·        Познакомить с новым для детей жанром литературы – басней и с баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым;

•         высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

•         видеть в художественном тексте сравнения;

•         самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

•         по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanr-basnya._i.a.krylov_slon_i_moska.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)

Цели и задачи:

  • Познакомить с новым для детей жанром литературы – басней и с баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • видеть в художественном тексте сравнения;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Беседа. Введение в тему.

1)-Мы с вами отправляемся в путешествие. С кем мы там встретимся? Об этом вы узнаете, отгадав кроссворд.

Работа в парах.  

(  Кроссворд с ключевым словом Крылов учитель раздаёт детям.)   Учитель читает предложения, дети отгадывают слова:

1.Автор нравоучительного рассказа «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь»  -   А.Шишков.

2.Автор сказки «О поселянине и медведице» - Д.Герасимов.

3.Князь, сказавший когда-то такие слова «Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье» - Ярослав Мудрый «Похвала книгам»

4.Поэт XVII века, автор книги «Рифмологион» - Симеон  Полоцкий

5.Древняя книга, где запись событий велась по годам. – Летопись

6.Писатель XVIII века, написавший автобиографическое произведение «Детские годы Багрова-внука» - С.Аксаков.

Проверка работы проходит с места – несколько ребят по очереди  называют ответы.

 -Какое слово у нас получилось? (КРЫЛОВ).

Объявление темы урока.

-Так о ком мы будем говорить на уроке? ( Ответы детей: об Иване Андреевиче Крылове).

Познавательные УУД

1.  Подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Находить ответы на вопросы в тексте.

II. Развитие умений.

1. Работа с презентацией.

1) Слайд 1 – портрет И.А.Крылова.

-Знакомо ли вам его лицо?

-В каком веке жил И.А. Крылов? ( В XIX веке)

2)Слайд 2 – рассказ о баснописце (ученик рассказывает о Крылове с опорой на слайд)

-Где жил Иван Андреевич?

-Кем работал в Петербурге?

-Чем прославился этот человек? (Он написал много басен).

-Басня – это жанр литературы. Мне бы хотелось, чтобы в конце изучения этого раздела вы смогли ответить на вопрос – почему БАСНЯ – отдельный жанр литературы?

3)Слайд 3 – памятник И.А.Крылову в Петербурге.

-Где стоит памятник Ивану Андреевичу? ( в Летнем саду в Санкт-Петербурге).

-Видели ли вы этот памятник?

-Кто сидит вокруг него? ( Герои басен, которые он написал)

-Может быть вы читали басни, назовите их. (Карточки с названиями вывешиваю на доску).

2. Работа в парах.

-Попробуем дать определение – что такое басня.

Чтение вслух. Словарная работа происходит по ходу чтения.

-У вас на партах лежат карточки. Пользуясь учебником (с.89), вставить пропущенные слова и проверить, что получилось.

Текст карточки:

Басня – это короткий, занимательный рассказ в стихах или в прозе, где мало описаний и много диалогов, а герои басен – это животные. У басен простой сюжет, иносказание, мораль. Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков.

( Проверка  проходит с использованием  интерактивной  доски. Ученики читают текст карточки, вставляют по очереди слова.

-На следующих уроках мы дополним определение басни.

-Какие слова в определении  непонятны? ( На  доске  появляются карточки – МОРАЛЬ,  ИНОСКАЗАНИЕ.

-Найдите значение этих слов в словаре. (Дети ищут и зачитывают вслух)

-С какими по своей направленности текстами мы встретимся, читая басни?

-Сохраняет ли нравоучительный смысл литература  начала XIX века?

3. Работа с басней «Слон и Моська»

1)Работа с названием басни. 

-А сейчас поработаем с басней.

Сегодня мы знакомимся только с одной басней И.А.Крылова. Она называется «Слон и Моська».  (Название на карточке на доске).

-Кто скрывается за словом Моська – человек или животное?

-Какое это животное? (собака)

-Что отражается в кличке собаки?

-Какой вопрос по поводу названия этой басни вы бы задали автору? Попробуйте порассуждать.

2)Актёрское чтение басни (аудиозапись)

Учитель задаёт вопросы по первичному восприятию.

-Интересно было слушать басню в исполнении актёра?

-Чему может научить басня с таким названием?

-Какой вопрос автору вы бы задали по содержанию текста?

3) Самостоятельное чтение.

-Есть ли непонятные слова?

4)Чтение басни вслух (1 раз читают 4 человека).

5)Анализ басни.

-Где происходит действие?

-Какая история описывается?

-Кто герои басни? Что о них можете рассказать?

-Как автор относится к героям? Над кем он смеётся?

-Как интонацией передать отношение автора?

-Какой смысл вкладывает автор в название «Слон и Моська»?

-Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение (мораль)? Подчеркните эти слова карандашом.

– Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

6) Подготовка к выразительному чтению (вычитывание басни).

Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы.

Выразительное чтение басни учащимися.

 -Чем интересна для вас басня Крылова?

-Хотели бы вы ещё  прочитать басни Крылова? Почему?

-Почему интересно читать? (Ещё раз дети смотрят на доску, где на карточках названия басен).

Учитель обращает внимание детей на книжную выставку с баснями И.А.Крылова.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Ученики показывают сигнальные карточки. Зелёный цвет – всё понятно на уроке, работал хорошо, красный цвет – на уроке не всё понял, есть вопросы по теме…

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню «Слон и Моська» Ивана Андреевича Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Слон и Моська" И.А. Крылов

 Тема: И.А. Крылов «Слон и Моська»Цель: повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и Моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; разв...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Басни И.А. Крылова"

Цель:    Обобщение  знаний  обучающихся  о  творчестве  И.А.Крылова,               п...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Творчество Ивана Андреевича Крылова, басня «Слон и Моська».

В конспекте учащиеся научатся:1. Работать с произведениями И.А. Крылова;2. осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;3. Оценивать поступки героев произведения  и свои собственные под ру...

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспектива" "Слон и Моська. И.А.Крылов"

Открытый конспект урока в 3 классе по программе "Перспектива" "Слон и Моська. И.А.Крылов"...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...