Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. |
1. Организационный момент. На доске портрет баснописца, рисунки детей к его басням, кроссворд. |
|
Обучающиеся к уроку приготовили иллюстрации к басням Крылова.
|
2. Вступительное слово учителя.
Этапы урока | Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями. О жизни и творчестве великого баснописца вы можете найти материал в классной выставке. Деятельность учителя.
|
Деятельность обучающихся. |
а) Теоретические знания
б) Кроссворд о жизни и творчестве писателя.
|
Дополните мой рассказ: - Что вам известно об особенностях такого жанра как басня?
- Какие из этих особенностей проявляются в других жанрах устного народного творчества? - Кто помнит, какая дата отмечалась в этом году И.А. Крылову?
Басня – короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Рассказ и цель – вот в чём сущность; сатира и ирония – вот её главные качества. В.Г. Белинский.
А теперь отгадаем кроссворд о жизни и творчестве И. А. Крылова, узнаем больше о его биографии.
По вертикали: 1. Писатель, сочиняющий басни (баснописец) 2. Город, с которым связано детство Крылова (Тверь) 3. «Проказница мартышка, осёл, козёл да косолапый мишка затеяли сыграть …..» (квартет). 4. «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки!» Кто это? (ворона). 5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка). 6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль). 7. Произведение для театра, которое писал Крылов (пьесы). 8. Профессия , в которой Крылов проработал 30 лет (библиотекарь). 9 и10. Герои одной из самых известных басен Крылова (стрекоза и воробей)
И сегодняшний наш урок проведём в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен. |
- Герои - животные; стихотворный стиль; КЖ – смешная; за животными кроются человеческие характеры; задача жанра – высмеять дурные черты характера; есть мораль. - В сказках, стихах, побасёнках, пьесах.
- 240 лет со дня рождения.
На доске помещен кроссворд.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
| а |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
| 7 |
| с | 10 | с |
|
|
| в |
|
|
|
|
| п | 8 | т | м | н |
| 3 |
| о |
|
|
|
| 6 | ь | б | р | у | о | 2 | к |
| р |
|
| 5 |
| м | е | и | е | р | п | т | в |
| о |
|
| с |
| о | с | б | к | а | И | в | а |
| н |
|
| К |
| р | ы | л | о | в | с | е | р |
| а |
|
| р |
| а |
| и | з | е | е | р | т |
|
|
|
| и |
| л |
| о | а | й | ц | ь | е |
|
|
|
| п |
| ь |
| т |
|
|
|
| т |
|
|
|
| к |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
Один ученик помогает учителю внести ответы в кроссворд на доске. |
|
|
|
3. Конкурсная программа Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.
а) Проверка домашнего задания |
Разминка. - У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму Примеров слышим. Но мы истории не пишем. В какой басне звучат эти слова? Кто так говорил: «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час Так, что голову вскружило». Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».
Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? Слова, из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймёт».
Молодцы, ребята! Следующие задание нашего конкурса находятся на доске. Конкурс «Актёрского мастерства». Конкурс «Юный художник». Я предлагаю вам приобрести иллюстрации к произведениям Крылова за правильное название его басни.
Конкурс эрудитов. - Кто без драки «хочет попасть в большие забияки» (Моська).
- Героиня басни «Квартет» (мартышка).
- У кого к зиме «был готов и стол и дом»? (муравей)
7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись» (лебедь). - Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»? (кукушка).
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости (ворона).
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале (обезьяна).
- Любимое блюдо Демьяна (уха).
|
- «Волк и ягнёнок»
- Стрекоза. - Мартышка, Осёл, Козёл да Мишка.
- На псарню.
- «Лисица и виноград».
Инсценируют басню «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей».
Дети получают иллюстрацию (рисунок) за правильное название басни.
Обучающиеся в парах отгадывают кроссворд по произведениям И.А. Крылова.
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
б) Физкульт- минутка. |
Наша физкультминутка тоже будет посвящена животному.
Конкурс «Угадай-ка». На доске, помещены карточки, на которых обозначены герои басен с пропущенными буквами.
- Какие герои басен здесь зашифрованы? Угадайте! _и_и_а (лисица) о_ё_ (осёл) _о_ь_а (Моська) _о_о_е_ (соловей) В_ _ _ (волк) _у_а_е_ (муравей) _т_е_о_а (стрекоза)
Конкурс «Кто больше?» За 1 минуту на листочках дети должны вспомнить и написать как можно больше героев басен.
Конкурс «Чёрный ящик».
В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа» (зеркало). В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины (очки).
Конкурс «Загадочные животные». - На карточках написаны названия животных-героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных. - Что у вас получилось?
- В каких баснях встречаются эти животные? | Выполняют под музыку движения.
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Моет шейку, спинку трёт, Подметает хомка хатку, Утром делает зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать.
Обучающиеся угадывают название героев и получают жетоны.
Выполняют задание индивидуально, подсчёт ведут самостоятельно.
Отгадавший ученик, получает в подарок этот предмет.
Обучающиеся угадывают названия героев басен и получают жетоны.
Квол волк Пухет петух Райвеум муравей Губоль голубь Ёсол осёл Лсон слон.
- В баснях «Волк и ягнёнок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь», «Квартет», «Слон и Моська». |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. |
- Подведение
итогов.
5. Рефлексия. | Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался…. (учитель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен Крылова» и книгой «Стрекоза и Муравей».
И закончить наш урок – конкурс хочется стихотворением П.А. Вяземского о И.А. Крылове.
Поделитесь сейчас своими впечатления об уроке. Ответьте на вопрос «Что я нового узнал о жизни и творчестве И.А. Крылова?» - Спасибо, урок окончен. | Дети подсчитывают жетоны.
Ученик читает стихотворение.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль, И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский. Ответы обучающихся. |