Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс. Содержит технологическую карту урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_basnyam.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №4
Ф.И.О. учителя-Потаева Людмила Семеновна, учитель начальных классов МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»
Класс: 4
Дата: 26.10.2015
Предмет Литературное чтение
Тема урока: Обобщение по теме «Басни И.А.Крылова».
Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок по теме «Басни И.А.Крылова».
Цель урока: - обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Задачи урока:
образовательная: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне.
развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать навык осмысленного чтения.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, толерантности, умения работать в группе, выслушивать мнение одноклассников.
деятельностная: формирование умений быстро принимать решение, находить ответ на вопрос; умения работать в группе.
Цель для ученика: формирование умений быстро принимать решение.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
- умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
- воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1. Организация начала урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональный настрой на урок. | Добрый день! Добрый час! Я очень рада видеть вас! Мы начнем сейчас урок, надеюсь, он пойдет вам впрок. Я рада видеть вас сейчас, | Устное сообщение учителя | Фронтальная | Создает настрой на работу. | Эмоциональный настрой на урок | ||
2.Вступительное слово учителя | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен: Лисица, Ворона, Волк, Мартышка и другие герои. Но Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. И все же ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до Крылова, но именно Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова . И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса , который позволит выявить лучшего знатока басен. | Устное сообщение учителя | Фронтальная | Готовит учеников к работе, вводит в урок. | Слушают учителя | ||
3. Подготовка к конкурсной программе. | Сообщение правил игры. | Ученик, первым давший правильный ответ, получает жетон. В конце урока жетоны подсчитываются, и выявляется лучший знаток. | Сообщение учителя. | Фронтальная | Сообщает правила игры. | Слушают учителя | ||
4. Разминка. | Создание рабочей атмосферы. Включение в игру. Выявление лучшего знатока. Проверка усвоения изученных ранее произведений | Сначала проведем разминку. 1. У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем. В какой басне звучат эти слова? ( «Волки и Ягненок») 2. Кто так говорил: « До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час. Так, что голову вскружило». (Стрекоза) 3. Перечислите героев басни, которые « затеяли сыграть квартет»!. (Мартышка, Осел, Козел да Мишка). 4. Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок). 5. Кого « по улицам водили, как видно, напоказ»?(Слона) 6. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, « не боясь греха»? («Кукушка и петух»). 7. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?(На псарню). 8. Слова из какой песни стали крылатым выражением : «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и виноград») | Вопросы учителя. | Фронтальная, индивидуальная. | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. | ||
5. Конкурсная программа. | Выявление лучшего знатока. Проверка усвоения изученных ранее произведений | Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель. Конверт 1. Поэтический конкурс. Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова. Конверт 2 Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание не оценивается, так как готовится заранее. Конверт 3 Конкурс «Юный художник» Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен. Конверт 4. Конкурс эрудитов Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами. (Приложение) Конверт 5. Конкурс Угадайка Конверт 6 Конкурс «Кто больше?» За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен. Конверт 7. Конкурс « Черный ящик». (Приложение) | Творческая деятельность наглядная | Индивидуальная Коллективная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная | Учитель показывает иллюстрации Раздает кроссворды с вопросами. Выявляет лучшего игрока | Чтение басни Озвучивают свою роль
Отгадывают название басен
Заполняют кроссворд Угадывают героев басен | ||
Физминутка. | Снять общее и локальное утомление | Физ.минутка «Бабочка» | Фронтальная | Организует разминку | Активно выполняют физические упражнения | |||
Игровая часть. | Выявление лучшего знатока. Развитие познавательных процессов | Первая игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано? (Приложение). Следующая игра -«Загадочные животные». На доске: Квол, Пухет, Рейвеум, Губоль, Ёсол, Лсон. На доске написаны названия животных - героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы узнаете этих животных. В баснях «Волк и ягненок», «Кукушка и петух», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь», «Квартет», «Слон и Моська». Следующая игра - «Лото». На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, - названия басен. | Репродуктивный | Фронтальная Фронтальная Парная | Контролирует правильность выполнения Оценивает результат | Восстанавливают правильные фразы Составляют слова | ||
Рефлексия учебной деятельности | Оценивание учащихся собственной деятельности на уроке | Используя «словарь настроения» скажите, какое настроение у вас? Каким чувством вы хотите поделиться со мной, с другом? | Выслушивает детей | Высказывают свои впечатления об уроке. | ||||
Самооценка | . | Как бы вы оценили свою работу на уроке, покажите карточку: работал в полную силу (зеленый кружочек) работал хорошо (желтый кружочек) мог бы работать ещё лучше(красный кружочек) | Ученики оценивают свою работу | |||||
Оценка деятельности детей | Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался…. Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен Крылова». | Объявляет результаты | Дети слушают | |||||
Дополнительная информация | ||||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Проведение урока – обобщения в игровой форме способствует более высокой мотивации учеников к изучению предмета. При подготовке к уроку ученикам было необходимо перечитать изученные басни, прочитать басни, не входящие в школьную программу, что способствует повышению интереса к чтению. При этом развивается навык чтения «с остановками», ответов на проблемные вопросы, навык поиска информации в тексте. Работа в группах при выполнении заданий развивает коммуникативные умения, способствует формированию умения работать в группе, выслушивать мнение одноклассника. В ходе выполнения заданий ученики учатся принимать быстрое коллективное решение. В целом игровая форма проведения урока способствует формированию всех видов универсальных учебных действий, как предметных, так и метапредметных. | |||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Книги (выставка), жетоны, маски героев басен для инсценировки, портрет И.А. Крылова. Карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор. | |||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
| |||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | ||||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | ||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), игровые технологии, элементы здоровьесберегающих технологий. Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | |||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | ||||||||
Дополнительная необходимая информация |
Приложение.
- Кроссворд.
Вопросы
- Героиня басни « Квартет»
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
- У кого к зиме « Был готов и стол, и дом»?
- Кто восхвалял Петуха, « Не боясь греха»?
- Любимое блюдо Демьяна.
- Один из героев басни, герои которой « везти с поклажей воз взялись».
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна.3. Моська.4. Муравей. 5.Кукушка.6. Уха.7. Лебедь. 8. Ворона.
Если ученики правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках получится имя героини басни, которая «лето красное пропела». (Стрекоза).
- Конкурс «Черный ящик»
Учитель достает черный ящик
У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, « что там за рожа».
Д. Зеркало.
У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
Д. Очки.
3. Конкурс «Угадайка».
На карточках обозначены герои басен. Какие герои басен здесь зашифрованы?
-и-и-а
О-ё-
-о-ь-а
-о-о-с-
В---
-у-а-е-
-т-е-о-а
Ответы : Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
- Игра «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?
1).«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». («К дереву на цыпочках подходит , вертит хвостом, с вороны глаз не сводит»).
2).«Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» («Милый Петушок»).
3).«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись»(«Взялись»).
4).«Ворона тявкнула во все воронье горло» («Ворона каркнула»).
5).«Мартышка к старости слаба ушами стала». («Глазами»).
6).«Соседка , перестань срамиться», -ей бабка говорит». («Шавка говорит»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
урок литературного чтения по басне В.Берестова "Гусь и его критики"
Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересн...
Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс
Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова 4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...
Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...
Рабочий лист по литературному чтению к басне И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука"
Рабочий лист по литературному чтению к басне И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука", буклет...
Отзыв на открытый урок литературного чтения по басне И. А. Крылова "Лебедь, Рак, Щука"
Отзыв на открытый урок. Басня И. А. Крылова " Лебедь, Рак и Щука"...