План - конспект урока, 3 класс, УМК "Перспектива", тема: Владимир Одоевский «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Понарина Ксения Сергеевна

Цели деятельности учителя: - формирование навыка анализировать сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов;

- обогащение словарного запаса учащихся и их речи.

- формирование навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать

- сведения об авторе;

- содержание произведения, его основную мысль.

уметь                                                                                                                                                                                                                           - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

- формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной; справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мороз Иванович331.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 5.03.2019                                                                                                                ФИО учителя: Чебыкина Т.И.

Школа: № 104                                                                                                                ФИ студента: Шерстобитова К.С.

Класс: 3 «М»                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Владимир Одоевский «Мороз Иванович» 

Цели деятельности учителя: - формирование навыка анализировать сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов;

- обогащение словарного запаса учащихся и их речи.

- формирование навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать 

- сведения об авторе;

- содержание произведения, его основную мысль.

уметь                                                                                                                                                                                                                           - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

- формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: 

-осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной; справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

3 мин

Парная  форма работы

Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

- Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу про себя. Кто может прочитать ее вслух? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется.

- Так давайте же сегодня не будем лениться, будем усердными и внимательными.

Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Работа над выразительным чтением

-Сейчас вам предстоит работа в парах.  У каждого на парте лежит скороговорка. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своему партнеру.

А) Прочтите скороговорку.

Б) Прочтите ее в интонации вопрос, ответ ( в паре).

В) Прочтите ее весело, грустно (в паре).

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

-Договоритесь, кто будет читать первым.

- Молодцы, начинаем работать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Не сделав ничего, хороший результат не получишь, и известно это с давних времен

Отрабатывают скороговорку в парах.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

- Что знаете о сказках?

- Какие бывают сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Какие из этих сказок народные? Почему?

- Назовите авторские сказки? Почему?

- На ваших столах лежат листочки. Напишите в верхней строчке, из каких сказок эти цитаты?

Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело.

— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

- Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

- Что вы написали? Верно, цитаты первого столбика из сказки Морозко. А угадали ли вы вторую сказку? Ответ на этот вопрос мы найдем в ходе урока.

- Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение.

Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. 

- Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

- Народные сказки передвются из уст в уста. А литературная сказка – самостоятельное худ. произведение, созданное писателем.

- Морозко.

Вторую сказку они не знают.

П: осмысление читаемого текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5 мин.

- Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:

Морж -р - ж + роза - а

- В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?

- «Морозко» - это русская народная сказка.

- А мы сегодня будем знакомиться со сказкой “Мороз Иванович”.

Какова же тема нашего урока?

Какие цели мы перед собой поставим?

- Это слово мороз.

- «Морозко», «Два Мороза»

Сказка «Мороз Иванович»

Познакомиться со сказкой Одоевского «Мороз Иванович». Сделать анализ сказки.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие

нового знания

Нагляд.: иллюстация

20 мин.

Сказку «Мороз Иванович» написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку “Морозко”. Это одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”. Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.

Какой чудесный старик!” - написал об авторе книжки “Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея” один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: “А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление”. 

НА СЛАЙДЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Физминутка.

С тобой гуляем весело,
По улице идем.
И по дороге песенку
Веселую поем. (шагать на месте)
Ля-ля-ля-ля, (4 хлопка)
По улице идем. (шаги на месте)
Ля-ля-ля-ля, (4 хлопка)
Мы песенку поем. (шаги на месте)

- Пора знакомиться с произведением. Откройте учебник на странице 76. Я начну читать, вы внимательно следите, т.к. продолжать будете вы. Знакомясь с произведением, найдите доказательства того, что это сказка.

Чтение произведения до страницы 80.

- Мы познакомились с частью произведения. Докажите, что это именно сказка. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки: сказочный зачин, волшебные события, испытание героев, противопоставление героев, победа добра над злом, троекратные повторы.

Следят за чтением учителя, затем продолжают читать по цепочке. Ищут ответ на поставленный вопрос.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное

закрепление во внешней речи

Практич: чтение Т,

Комбинированное чятение 

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

 10 мин.

- Сейчас поработаем в группах. Но для начала, вспомним, какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

Каждой группе я раздала по вопросу. Обсудите его и выберите человека, который будет отвечать. На обсуждение 2 минуты.

  1. Как автор в сказке изображает Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный прием.

  1. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? 
  2. Вспомните литературную сказку «Морозко». Чем похожи эти сказки и чем они отличаются?

Отвечают на вопросы. Один вопрос у двух групп.

  1. МИ автор изобразил в сказке седым-седым стариком, который сидит на ледяной лавочке, живет в ледяном доме, спит на постели из пушистого снега, просит девочек послужить ему в доме 3 дня. Этот литературный прием называется олицетворением.
  2. Автор дал девочкам такие имена, потому что Рукодельница – трудолюбивая девочка, может делать по дому любую работу, а Ленивица – ленивая девочка, работать не хочет и не умеет. Девочки отличаются не только именами, но и своим поведением и образом жизни. 
  3. В народной сказке и сказке Одоевского похож сюжет, типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой

2 мин

- Вернемся к таблице с цитатами. Так из какой же сказки взяты фразы во-втором столбике?

- Цитаты из сказки «Мороз Иванович»

- Решение проблемной ситуации.

П: поиск и выделение необходимой информации

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ текста.

4 мин

- Вы большие молодцы. А сейчас мы проверим, как внимательно вы читали сказку. У каждого на столе лежит листочек с вопросами. Ответьте на них письменно. Не забудьте подписать листочки.

1 вариант

  1. Перечислите положительных героев сказки.
  1. Ленивица
  2. Рукодельница
  3. Мороз Иванович
  1. Чем любила заниматься Ленивица, сидя у окна?
  1. Считала мух
  2. Считала ворон
  3. Рисовала
  1. Какая беда случилась с Рукодельницей?
  1. Заблудилась
  2. Уронила ведро в колодец
  3. Потеряла колечко
  1. Какой была нянюшка у девочек?
  1. Строгая и сердитая
  2. Добрая и приветливая
  3. Ленивая и грубая

2 вариант

1) Сколько дней должна была служить рукодельница у старика?

  1. 3
  2. 4
  3. 1

2) Какое основное занятие было у Рукодельницы?

  1. Подметать избу
  2. Прясть
  3. Взбивать перину

3) Что Мороз Иванович прятал под периной?

  1. букет ромашек
  2. зеленую травку
  3. свой посох
  1. Почему Мороз в колодце сидит?
  1. Весна близко, в колодце холодно
  2. Прячется от людей
  3. Чтоб не видеть солнце

Решают тест.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

2 мин

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Мы ее достигли?

- На кого из героев вы бы хотели быть похожи? Почему?

Домашнее задание: дочитать сказку.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Л: самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"

Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....

Урок чтения во 2 классе по сказке А.Одоевского "Мороз Иванович"

Это второй урок по данной теме, который включает в себя составление плана сказки и работу по ее содержанию...

Разработка урока литературного чтения в соответствии с ФГОС по программе "Школа России"по теме В.Одоевский "Мороз Иванович", 2 класс.

Урок предназначен для учеников 2 класса. Урок в разделе произведений о зиме, 2 четверть.Рассчитан на 2 часа. 1 час  мы читали произведение  и работали над первичным восприятием текста ,...

Урок по литературному чтению на тему «Владимир Одоевский "Мороз Иванович"» в 3 классе

Конспект урока по литературному чтению в 3 классеУМК «Перспектива»Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий...

Урок литературного чтения .В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. 1-й урок

В работе представлены приемы работы с первичным знакомством с текстом....