Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой | 3 мин | Парная форма работы Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. - Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу про себя. Кто может прочитать ее вслух? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется. - Так давайте же сегодня не будем лениться, будем усердными и внимательными. Развитие дикции: работа со скороговоркой. Работа над выразительным чтением -Сейчас вам предстоит работа в парах. У каждого на парте лежит скороговорка. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своему партнеру. А) Прочтите скороговорку. Б) Прочтите ее в интонации вопрос, ответ ( в паре). В) Прочтите ее весело, грустно (в паре). У Сени и Сани в сенях сом с усами. -Договоритесь, кто будет читать первым. - Молодцы, начинаем работать.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
Не сделав ничего, хороший результат не получишь, и известно это с давних времен
Отрабатывают скороговорку в парах. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | Фронтальная форма работы - Что знаете о сказках? - Какие бывают сказки? - Какие сказки вы знаете? - Какие из этих сказок народные? Почему? - Назовите авторские сказки? Почему? - На ваших столах лежат листочки. Напишите в верхней строчке, из каких сказок эти цитаты?
|
|
|
| Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. | Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. | — Тепло ли тебе, девица? — Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. | - Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай. | Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. | - Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь? |
- Что вы написали? Верно, цитаты первого столбика из сказки Морозко. А угадали ли вы вторую сказку? Ответ на этот вопрос мы найдем в ходе урока. | - Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. - Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. - Народные сказки передвются из уст в уста. А литературная сказка – самостоятельное худ. произведение, созданное писателем.
- Морозко. Вторую сказку они не знают. | П: осмысление читаемого текста
П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)
|
III. Постановка учебной задачи
Словес.: подводящий диалог
| 4-5 мин. | - Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус: Морж -р - ж + роза - а - В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них? - «Морозко» - это русская народная сказка. - А мы сегодня будем знакомиться со сказкой “Мороз Иванович”. Какова же тема нашего урока? Какие цели мы перед собой поставим?
|
- Это слово мороз.
- «Морозко», «Два Мороза»
Сказка «Мороз Иванович» Познакомиться со сказкой Одоевского «Мороз Иванович». Сделать анализ сказки. |
П: подведение под понятие
П: построение речевого высказывания
Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания
Нагляд.: иллюстация | 20 мин. | Сказку «Мороз Иванович» написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку “Морозко”. Это одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”. Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям. “Какой чудесный старик!” - написал об авторе книжки “Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея” один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: “А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление”. НА СЛАЙДЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Физминутка. С тобой гуляем весело, По улице идем. И по дороге песенку Веселую поем. (шагать на месте) Ля-ля-ля-ля, (4 хлопка) По улице идем. (шаги на месте) Ля-ля-ля-ля, (4 хлопка) Мы песенку поем. (шаги на месте) - Пора знакомиться с произведением. Откройте учебник на странице 76. Я начну читать, вы внимательно следите, т.к. продолжать будете вы. Знакомясь с произведением, найдите доказательства того, что это сказка. Чтение произведения до страницы 80. - Мы познакомились с частью произведения. Докажите, что это именно сказка. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки: сказочный зачин, волшебные события, испытание героев, противопоставление героев, победа добра над злом, троекратные повторы.
|
Следят за чтением учителя, затем продолжают читать по цепочке. Ищут ответ на поставленный вопрос.
| П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практич: чтение Т,
Комбинированное чятение
Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение, само- и взаимоанализ чтения;
| 10 мин. | - Сейчас поработаем в группах. Но для начала, вспомним, какие правила работы в группе вы должны соблюдать? Каждой группе я раздала по вопросу. Обсудите его и выберите человека, который будет отвечать. На обсуждение 2 минуты. - Как автор в сказке изображает Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный прием.
- Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки?
- Вспомните литературную сказку «Морозко». Чем похожи эти сказки и чем они отличаются?
| Отвечают на вопросы. Один вопрос у двух групп. - МИ автор изобразил в сказке седым-седым стариком, который сидит на ледяной лавочке, живет в ледяном доме, спит на постели из пушистого снега, просит девочек послужить ему в доме 3 дня. Этот литературный прием называется олицетворением.
- Автор дал девочкам такие имена, потому что Рукодельница – трудолюбивая девочка, может делать по дому любую работу, а Ленивица – ленивая девочка, работать не хочет и не умеет. Девочки отличаются не только именами, но и своим поведением и образом жизни.
- В народной сказке и сказке Одоевского похож сюжет, типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений.
| П: смысловое чтение, поиск и выделение информации
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
К: взаимодействие с партнером
П: осмысленное чтение худож. текста К: контроль действий партнера
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 2 мин | - Вернемся к таблице с цитатами. Так из какой же сказки взяты фразы во-втором столбике? | - Цитаты из сказки «Мороз Иванович» - Решение проблемной ситуации. |
П: поиск и выделение необходимой информации |
VII. Включение в систему знаний, повторение
Частично-поисковый: чтение и анализ текста.
| 4 мин | - Вы большие молодцы. А сейчас мы проверим, как внимательно вы читали сказку. У каждого на столе лежит листочек с вопросами. Ответьте на них письменно. Не забудьте подписать листочки. 1 вариант - Перечислите положительных героев сказки.
- Ленивица
- Рукодельница
- Мороз Иванович
- Чем любила заниматься Ленивица, сидя у окна?
- Считала мух
- Считала ворон
- Рисовала
- Какая беда случилась с Рукодельницей?
- Заблудилась
- Уронила ведро в колодец
- Потеряла колечко
- Какой была нянюшка у девочек?
- Строгая и сердитая
- Добрая и приветливая
- Ленивая и грубая
2 вариант 1) Сколько дней должна была служить рукодельница у старика? - 3
- 4
- 1
2) Какое основное занятие было у Рукодельницы? - Подметать избу
- Прясть
- Взбивать перину
3) Что Мороз Иванович прятал под периной? - букет ромашек
- зеленую травку
- свой посох
- Почему Мороз в колодце сидит?
- Весна близко, в колодце холодно
- Прячется от людей
- Чтоб не видеть солнце
|
Решают тест.
| П: построение рассуждения; осуществление синтеза;
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
П: построение речевого высказывания; Р: оценка результатов; К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.
|
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | - С какой сказкой познакомились на уроке? - Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Мы ее достигли? - На кого из героев вы бы хотели быть похожи? Почему? Домашнее задание: дочитать сказку.
|
| П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Л: самоанализ
|