Разработка урока литературного чтения в соответствии с ФГОС по программе "Школа России"по теме В.Одоевский "Мороз Иванович", 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок предназначен для учеников 2 класса. Урок в разделе произведений о зиме, 2 четверть.Рассчитан на 2 часа. 1 час  мы читали произведение  и работали над первичным восприятием текста ,  а также над словарными словами. А 2 час данного урока я предоставляю в своей работе.Главная цель урока: учить детей анализировать произведение. То есть уметь характеризовать героев, их поступки, сравнивать, делать вывод. Большая работа проводится по формированию коммуникативных УУД, ученики работают в парах.Развиваютя как познавательные, так и регулятивные УУД.    Дети с помощью учителя учатся формулировать тему урока и составлять план работы. Работаем над выразительностьб и осознанностью чтения. Учатся давать смооценку соей деятельности на уроке. Урок разработан в соответствии с ФГОС.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.46 КБ
Файл moroz_ivanovich_1.pptx833.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературного чтения.

Тема:  В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович».

УМК «Начальная школа ХХ I века», 2 класс.

Выполнила:

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 136»

 г. Нижний Новгород

Шабанова С.В.

2018 год

Цель: учить работать детей над анализом  художественного произведения

Планируемые результаты:

Предметные:  научить работать с текстом произведения, находить нужную информацию, давать характеристику героев, определять главную мысль произведения

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося

Универсальные учебные действия.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно формулировать тему  урока
  • составлять  план действий совместно с учителем
  • работать в соответствии с заявленным планом; выполнять учебное задание, используя алгоритм
  • выполнять самопроверку и самооценку учебного задания

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • определять вид сказки и обосновывать своё мнение
  • определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение
  • определять признаки сказки, её особенности и обосновывать своё мнение
  • различать народную и авторскую сказки и обосновывать своё мнение
  • определять особенности характера и внешности героя произведения и обосновывать своё мнение
  • соотносить содержание пословицы с главной мыслью сказки и обосновывать своё мнение
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности
  • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания 

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование:  Литературное чтение: 2 класс (хрестоматия),  Ефросинина Л.А.,  презентация, рисунки детей.

Этапы урока

Хроно-метраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

 УУД

Актуализация знаний и мотивация

Постановка цели урока, плана действий

7мин.

2 мин

(Учитель читает стихотворение)

- Снежок порхает, кружится, на улице бело,

 И превратились лужицы в прозрачное стекло…

(-А теперь вы продолжайте)

- В саду, где пели зяблики,

 Сегодня, посмотри,

 Как розовые яблоки,

 На ветках – снегири.

- Кто автор этих строк? Наш раздел так и называется «Снежок порхает, кружится». И мы в нем познакомились со многими произведениями. О каком времени года они? Давайте вспомним некоторые из них.

- Ребята, а ведь не только писатели и поэты писали об этом чудесном времени года. Многие художники и композиторы тоже написали свои произведения о зиме. Я предлагаю вам закрыть глазки и послушать произведение Ф.Шопена «Зимний вальс».

- Какие картины вы представляете?

- Я думаю, что такое красивое произведение мог написать только человек, любящий зиму. А кто из вас любит это время года?

- А сегодня  на уроке мы продолжим знакомство с художественным произведением о зиме. На предыдущем уроке мы его начали читать,  и дома вы прочитали до конца и нарисовали иллюстрации к различным эпизодам. А что мы будем делать на этом уроке?

- Какой план наших действий?

Слушают

Хоровое чтение по памяти

З.Александрова

О зиме

(дети называют автора и название произведения)

(Дети слушают, закрыв глазки)

(высказывания детей)

(поднимают руку)

Анализировать его:

Дать характеристику героев, сравнить их, определить главную мысль, подобрать пословицы к тексту, составить модель обложки

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Работа над темой урока - анализ произведения

20

мин.

- Посмотрите на доску. Вы нарисовали много иллюстраций к данному произведению  (на доске рисунки детей)

- Как называется произведение?

Кто его написал?

Жанр?

Кто главные герои? (презентация, слайд 1)

- Кто такой Мороз Иванович?

Как еще его называют в других произведениях?

А что интересного мы узнали об этом герое в данной сказке?

- В какой сказке мы уже встречались с тем,  что Мороз Иванович прятал травку под снежным покрывалом? А кто помнит пословицу из той сказки?

Молодцы! А еще кто герои сказки?  (презентация, слайд 2)

Я попрошу выйти к доске ребят, чьи рисунки на доске, и рассказать,  что вы нарисовали ( получится сжатый пересказ сказки по картинному плану, рисунки развесить в сравнении, например, Рукодельница взбивает перину, Ленивица ручки поджала, отвернулась,…)

- Ребята, а можно ли по именам уже сказать, какими были девочки?

- Я предлагаю поработать в паре. И дать характеристику нашим героиням.

(Проверка: пара отвечает, другие проверяют у себя, в презентации на слайде 2 смотрят).

- Найдите в тексте слова, подтверждающие, что Рукодельница – трудолюбивая, а Ленивица - ленивая.

( аналогично:  Рукодельница добрая, вежливая, скромная; а  Ленивица злая, неблагодарная, высокомерная).

 

Мороз Иванович

В.Одоевский

Литературная  сказка

Мороз Иванович, Рукодельница, Ленивица

Добрый волшебник

Дедушка Мороз, Морозко, Мороз – красный нос

Прячет травку под снежное одеяло, стучит людям в окошки, живет в колодце, (зачитывают и анализируют)

В.Одоевский « В гостях у дедушки Мороза»

Много снега - много хлеба.

Рукодельница и Ленивица

( дети по очереди выходят и говорят 2-3 предложения по своим рисункам)

(на слайде 2 разбираем: рукодельница - 2 корня, рук и дел, все могла делать руками.  Ну,  а ленивица от слова - лень).

(у ученика листочек с заданием, соотнеси героя и характеристику стрелочкой)

( дети зачитывают нужные слова в тексте, некоторые отрывки читают  по ролям).

Познавтельные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные, регулятивные УУД

Физкультурная минутка 

1 мин.

- Ну а сейчас Мороз Иванович приглашает нас погулять.

- Как дует ветер? Закачались деревья. С них посыпался снег и на нас полетел. Мы присели, спрятались. А теперь встанем, стряхнем снег. Ручки погреем. Ножками потопаем, попрыгаем, покружимся. Щечки потрем. И домой побежим.

(выходит физрук класса, дети повторяют за ним двигательные упражнения)

Решение частных задач

10 мин.

- А сейчас я предлагаю снова поработать в паре. У вас в левом столбике начало пословиц, а в правом конец. Соедините их стрелочками. И подумайте,  к какой теме они относятся. И какая пословица есть в нашей сказке?

(Тема-труд; какова работа, такова и награда)

- Как вы ее понимаете?

- Заполните модель обложки.

- Каким цветом вы покрасили кружок? (проверка, презентация, слайд 4)

(листочки с заданием)

Самопроверка

(презентация, слайд 3)

То есть как девочки потрудились, так их Мороз Иванович и наградил.

( на этих же листочках)

Синим, потому что сказка волшебная

КоммуникативныеПознавательные

Регулятивные УУД

 Итог урока.

3мин.

 - Зачитайте конец сказки. Как вы понимаете слова автора. Кто нам дан в наставленье, а кто шутки ради?

- Кто хочет быть похожим на Рукодельницу? А на Ленивицу? Есть у нас такие ребята?

Оценки за урок (с комментированием)

(ответы детей)

Рукодельница дана  в наставленье, то есть она,  как пример для нас, а Ленивица, наоборот, какими мы быть не должны, ее нам автор ради шутки показал.

Личностные УУД

Домашнее задание

 

Рефлексия деятельности

2 мин.

- Я предлагаю вам два задания на выбор:

1. Подготовить пересказ сказки от лица Мороза Ивановича.

2.Рассказ о любой девочке Рукодельнице или Ленивице.

(презентация, слайд 5)

Регулятивные УУД


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" по теме "Задача"

План- конспект урока по математике 1 класс в соответствии ФГОС  УМК "Школа России" учебник Моро...

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по лилературному  чтению (Климанова) 2 класс...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Формирование нравственных ценностей и традиций на уроках литературного чтения в соответствии с ФГОС 2 поколения

В статье показано как формируются нравственные ценности и традиции на уроках литературного чтения....

Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений

АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...