Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.И. Тютчев "Весенние воды"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Данный конспект урока поможет Вам провести урок интересно для детей, живое чтение и пение воодушивит Вас на создание собственных презентаций с использованием сети Internet.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.i._tyutchev._vesennie_vody.doc | 81 КБ |
Ф.И. Тютчев. "Весенние воды". | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс
УМК «Школа России»
Тема. Ф. И. Тютчев. Весенние воды.
Цель.
формирование и развитие исследовательских навыков обучающихся через работу с поэтическим текстом.
Задачи:
- Формирование читательских умений:
- создание в воображении художественных картин, изображённых поэтом с помощью слова;
- восприятие изобразительно-выразительных средств художественного языка.
- Развитие исследовательских навыков обучающихся:
- умение самостоятельно сопоставлять понятия;
- умение делать собственные выводы;
- умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.
- Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Предметные:
- Поиск информации, заданной в тексте.
- Развитие умения анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
- Применение монологических высказываний по предложенной теме и заданным вопросам.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация.
Федор Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Цель: стимуляции познавательной мотивации, организации положительного самоопределения ученика к деятельности.
(на фоне музыкальной композиции П.И. Чайковского «Времена года. Апрель» учитель начинает свою речь…)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших знаний-
Давайте же начнем урок!
– Послушайте мелодию.
– Как Вы думаете, какие картины природа рисует?
– Подумайте, почему мы слышим именно эту запись?
/Видимо речь пойдет о весне/
– Как Вы догадались, что это весенняя композиция?
/Природа как будто просыпается после зимнего сна.
Журчат лесные ручейки.
Слышится щебет птиц.
Начинают возиться мелкие животные /
– Верно, сегодня нам предстоит окунуться в мир природы, услышать то, что никто никогда не слышал, потому что эти весенние картины и звуки природы мы нарисуем себе сами.
– Ребята, а как Вы понимаете такие слова?
Ни одному великому уму,
Познавшему учительскую прыть,
Не удалось открыть глаза тому,
Кто сам не захотел бы их открыть…
– Пусть эти слова будут нашим девизом сегодня уроке.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ.
2. Актуализация ранее полученных знаний
Цель: актуализации знаний, создания определенного настроя, подготовки к восприятию текста
– Предлагаю Вам посмотреть фильм о весне и заметить весенние изменения в природе. Будьте внимательны. Запомните то, что увидите. Вам об этом нужно будет рассказать.
/Пробуждается от зимнего сна почва.
Тает снег и образуются первые проталины.
Из оттаявшей земли пробиваются первые, еще нерешительные подснежники.
Слышится еле заметный плеск воды. Это ручеек проснулся и пробивает себе путь.
А вот и первое щебетание птиц. Кто это?/
– С произведением какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?
(ребята рассматривают портрет писателя).
/Федор Иванович Тютчев/.
– Ребята, а давайте вспомним, какие стихи Ф.И. Тютчева мы с Вами читали и еще прочитаем в будущем?
/«Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза»/.
(Выставка книг Ф.И. Тютчева).
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
3. Структурный анализ текста
Цель: глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.
– Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Послушайте его, пожалуйста, и будьте готовы поделиться своими мыслями.
(диктор читает стихотворение выразительно, а дети слушают).
– Что вы услышали?
/Стихотворение/
– Докажите, что это стихотворение.
/В стихотворении есть рифма/.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ.
– Были ли в тексте непонятные по значению слова?
/Нет, все понятные/.
– Чем бы вам хотелось поделиться со своими товарищами?
/Нам хотелось бы посмотреть, какие же картины природы рисуют художники, посвящая их весне. Именно они помогут нам сегодня в работе над текстом/
– Прочитайте стихотворение самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы по тексту.
(Дети читаю стихотворение «жужжащим голосом).
– О чем вы прочитали?
/Мы прочитали о весне/
– Давайте прочитаем стихотворение выразительно и определим тему, идею и тип речи.
(ученики по желанию читают стихотворение).
– Какова же тема текста?
/Тема данного текста – «Пробуждение природы»/
(учитель открывает запись):
Тема. Пробуждение природы.
– Ребята, а почему тема текста - «Пробуждение природы»?
/Зима закончилась, и природа просыпается от зимнего сна/.
– Какова идея этого произведения?
/Главная мысль или идея произведения – «Весна вступает в свои права»/
(на доске учитель открывает запись):
Идея. Весна вступает в свои права.
– Какого типа речи этот текст?
/Это повествование/
– Докажите это.
/1 предложение вводит читателя в событие.
К рассказу можно нарисовать несколько картинок: белеет снег в полях; реки и ручейки освобождаются от льда; бегут и пробивают себе дорогу вперед; вода бурно разговаривает между собой.
Текст отвечает на вопросы: «Что случилось?»; «Что произошло?»/.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
4. Музыкальная физминутка
(дети под музыку выполняют соответствующие движения)
5. Составление картин природы из пазлов
Цель: выявить границы применения новых знаний.
– Ребята, у Вас на столе лежит желтый конверт. Раскройте его, рассмотрите содержимое и подумайте, какое задание для Вас придумали ребята из соседнего класса?
/Составить картины природы/.
– Ребята, а как картины природы из задания связаны с нашим уроком?
/Эти картины весенней природы, на которых изображены весенние изменения в природе/.
– Давайте прочитаем стихотворение еще раз, и определим, какие же изменения происходят с приходом весны
(один из учеников читает стихотворение, остальные слушают и выполняют задание учителя).
– Так какие изменения Вы заметили?
/Тает снег, появляются проталины.
Реки и речушки освобождаются ото льда, бегут, пробивая себе дорогу.
Из оттаявшей почвы показались первые подснежники.
Небо становится выше, и его голубизна отражается теперь в воде.
Прилетают первые птицы, да и зимующие начинают суетится и вить гнезда /
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
6. Зрительная физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
– Ребята, попробуйте прочитать глазками то, что я хочу Вам показать.
– Тогда поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Я указкой покажу вам надпись, а вы, следя только глазками, прочитаете ее, а потом сообщите всему классу. Правда, интересно!
(учитель лазерной указкой ведёт по стенду «Алфавит» от буквы к букве, акцентируя внимание детей на каждой букве. А ученики следят за указкой и прочитывают фразу «Весенние воды»).
7. Языковой анализ текста
Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их называть.
– А теперь, ребята, обсудим, почему Тютчев выбрал то или иное выражение или сочетание слов.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
– Скажите, а как вы понимаете «сонный брег»?
/Почва еще мерзлая, не оттаяла/
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
– Как вы понимаете выражение «гласят»?
/Кричат, голосят, ликуют, …/
– Как вы понимаете выражение «гонцы»?
/Посланцы, первые, принесшие радостную весть/
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
– Почему «хоровод»?
/Череда дней, идущих друг за другом/
– Почему «толпится»?
/Спешат друг за другом, стараясь не опоздать, придти вовремя/
– Давайте подведем итог.
– Какой же представилась нам весна?
/1. Молодой, румяной, свежей.
2. Бойко вступившей в свои права.
3. Несмотря ни на какие препятствия, готовая управлять природой.
4. Смелой, столько у нее помощников, хоть отбавляй./
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
8. Знакомство с романсом на стихи Ф.И. Тютчева
Цель: услышать музыкальное произведение на стихи Ф.И. Тютчева в исполнении детского хора.
9.Итог урока
Цель: оценить свою работу на уроке
– Опираясь на вопросы, постарайтесь оценить свою работу на уроке.
10. Рефлексия деятельности.
Цель: выявить насколько успешно реализовались задачи обучения, а также обобщить полученные знания на уроке.
– Что важного было сегодня на уроке?
/Мы столько нового узнали о весне/
– С каким настроением вы уходите с урока?
– Давайте украсим нашу картину весны. Если урок удался, вы чувствовали себя успешным и нужным на уроке, вы украсите картину – подснежниками. Если урок прошел интересно, но Вы по какой-то причине были не очень успешны – проталинами. Ну а если урок неинтересен, скушен, а Вы ничему не научились – облаками.
/Урок цели достиг. Был интересным, познавательным и очень важным//
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снег сходит
Вода освобождается ото льда
Солнце светит ярче, небо голубеет
Вода такая прозрачная, что небо отражается в ней
Из-под снега пробиваются первоцветы
Пробуждаются подснежники
Появляются проталины, пробиваются пРОЛЕСКИ
Весна в живописи художников
Левитан. Март
Саврасов. Грачи прилетели
Левитан. Весна. Большая вода
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....