Адаптированная программа по литературе для обучающегося с ОВЗ (вид 8.2) 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_8.2_literatura.docx | 87.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная адаптированная рабочая программа
по курсу «Литературное чтение» 3 класс
для обучающегося с РАС (вид 8.2)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена для учащегося с расстройствами аутистического спектра на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Ценностные ориентиры содержания курса
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика курса
Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан 170 ч - по 5 ч в неделю.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 10 |
3 | Устное народное творчество | 19 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 15 |
5 | Великие русские писатели | 28 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 12 |
7 | Литературные сказки | 15 |
8 | Были-небылицы | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10 | Люби живое | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 10 |
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 17 |
13 | По страницам детских журналов | 12 |
14 | Зарубежная литература | 12 |
ИТОГО | 170 часов |
Содержание программы (170часов)
№ | Наименование разделов и тем. Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 | Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
3 | Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
4 | Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
5 | Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. |
6 | Поэтическая тетрадь 2 НА. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
7" | Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
8 | Были-небылицы М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
9 | Поэтическая тетрадь 1 С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха». | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
10 | Люби живое М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
11 | Поэтическая тетрадь 2 С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; СВ. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок Б..В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства»; | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста. |
13 | По страницам детских журналов Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
14 | Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. . - .' | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
схем и таблиц.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) | Тема урока | Тип урока | |||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |||||||
1 | 03.09 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | Урок введения в новую тему. | ||||
Самое великое чудо на свете (4 часа) | |||||||
2 | 04.09 | Рукописные книги Древней Руси. Древние летописи. | Урок изучения нового материала. | ||||
3 | 07.09 | Первопечатник Иван Фёдоров. Диагностическая работа. | Урок- путешествие в прошлое. | ||||
4 | 08.09 | Работа над ошибками. О первопечатнике Иване Фёдорове. | Урок-исследование | ||||
5 | 10.09 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1. | Урок обобщения и систематизации. | ||||
Устное народное творчество (14 часов) | |||||||
6 | 11.09 | Работа над ошибками. Русские народные песни. | Комбинированный урок. | ||||
7 | 14.09 | Шуточные народные песни. | Урок обобщения и систематизации. | ||||
8 | 15.09 | Докучные сказки. | Урок изучения нового материала. | ||||
9 | 17.09 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | Комбинированный урок. | ||||
10 | 18.09 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | Урок закрепления и систематизации знаний. | ||||
11 | 21.09 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Урок-исследование. | ||||
12 | 22.09 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Урок-драматизация. | ||||
13 | 24.09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка чтения. | Комбинированный урок. | ||||
14 | 25.09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | Урок закрепления и систематизации знаний. | ||||
15 | 28.09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Комбинированный урок. | ||||
16 | 29.09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Урок-драматизация. | ||||
17 | 01.10 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | Комбинированный урок. | ||||
18 | 02.10 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | Урок-проект. | ||||
19 | 05.10 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа №1. | Урок обобщения и систематизации. | ||||
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) | |||||||
20 | 06.10 | Работа над ошибками. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | Урок-проект. | ||||
21 | 08.10 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | Урок изучения нового материала. | ||||
22 | 09.10 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Урок- исследование. | ||||
23 | 12.10 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...». | Урок изучения нового материала. | ||||
24 | 13.10 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...». | Урок изучения нового материала. | ||||
25 | 15.10 | И.С. Никитин «Полно, степь моя...». | Комбинированный урок. | ||||
26 | 16.10 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | Урок изучения нового материала. | ||||
27 | 19.10 | И.З. Суриков «Детство». | Комбинированный урок. | ||||
28 | 20.10 | И.З. Суриков «Зима». | Комбинированный урок. | ||||
29 | 22.10 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа №1. | Контрольно-обобщающий урок. | ||||
30 | 23.10 | Работа над ошибками. Первый снег. | Урок-утренник. | ||||
Великие русские писатели (24 часа) | |||||||
31 | 26.10 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы...». | Урок изучения нового материала. | ||||
32 | 27.10 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». | Урок изучения нового материала. | ||||
33 | 29.10 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета». | Урок изучения нового материала. | ||||
34 | 30.10 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | Комбинированный урок. | ||||
35 | 09.11 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | Комбинированный урок. | ||||
36 | 10.11 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Урок изучения нового материала. | ||||
37 | 12.11 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Урок изучения нового материала. | ||||
38 | 13.11 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Урок развития умений и навыков. | ||||
39 | 16.11 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Урок обобщения. | ||||
40 | 17.11 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | Урок изучения нового материала. | ||||
41 | 19.11 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | Урок развития умений и навыков. | ||||
42 | 20.11 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | Урок-театр. | ||||
43 | 23.11 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | Урок развития умений и навыков. | ||||
44 | 24.11 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воско-бойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Урок изучения нового материала. | ||||
45 | 26.11 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». | Урок развития умений и навыков. | ||||
46 | 27.11 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | Урок изучения нового материала. | ||||
47 | 30.11 | М.Ю. Лермонтов «Осень». | Урок изучения нового материала. | ||||
48 | 01.12 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | Урок изучения нового материала. | ||||
49 | 03.12 | Л.Н. Толстой «Акула». | Урок изучения нового материала. | ||||
50 | 04.12 | Л.Н. Толстой «Акула». | Урок развития умений и навыков. | ||||
51 | 07.12 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | Урок изучения нового материала. | ||||
52 | 08.12 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | Урок изучения нового материала. | ||||
53 | 10.12 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | Урок изучения нового материала. | ||||
54 | 11.12 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа №2. | Контрольно-обобщающий урок. | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) | |||||||
55 | 14.12 | Работа над ошибками. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | Урок изучения нового материала. | ||||
56 | 15.12 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | Урок изучения нового материала. | ||||
57 | 17.12 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Урок изучения нового материала. | ||||
58 | 18.12 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | Урок изучения нового материала. | ||||
59 | 21.12 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | Комбинированный урок. | ||||
60 | 22.12 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3. | Контрольно-обобщающий урок. | ||||
Литературные сказки (8 часов) | |||||||
61 | 24.12 | Работа над ошибками. Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | Комбинированный урок. | ||||
62 | 25.12 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | Урок изучения нового материала. | ||||
63 | 28.12 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Урок изучения нового материала. | ||||
64 | 29.12 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Урок изучения нового материала. | ||||
65 | 11.01 | 12.01 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Комбинированный урок. | |||
66 | 12.01 | 13.01 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Урок изучения нового материала. | |||
67 | 14.01 | 15.01 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Комбинированный урок. | |||
68 | 15.01 | 18.01 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа. | Урок обобщения и систематизации. | |||
Были-небылицы (10 часов) | |||||||
69 | 18.01 | 19.01 | Работа над ошибками. М. Горький «Случай с Евсейкой». | Урок изучения нового материала. | |||
70 | 19.01 | 20.01 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Комбинированный урок. | |||
71 | 21.01 | 22.01 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный, воробей». | Урок изучения нового материала. | |||
72 | 22.01 | 25.01 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | Комбинированный урок. | |||
73 | 25.01 | 26.01 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | Комбинированный урок. | |||
74 | 26.01 | 27.01 | А.И. Куприн «Слон». | Урок изучения нового материала. | |||
75 | 28.01 | 29.01 | А.И. Куприн «Слон». | Урок изучения нового материала. | |||
76 | 29.01 | 12.02 | А.И. Куприн «Слон». | Комбинированный урок. | |||
77 | 01.02 | 13.02 | А.И. Куприн «Слон». | Комбинированный урок. | |||
78 | 02.02 | 15.02 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа №2. | Урок обобщения и систематизации. | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) | |||||||
79 | 04.02 | 16.02 | Работа над ошибками. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...» | Урок изучения нового материала. | |||
80 | 05.02 | 16.02 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | Урок изучения нового материала. | |||
81 | 08.02 | 17.02 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | Урок изучения нового материала. | |||
82 | 09.02 | 17.02 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | Урок формирования умений и навыков. | |||
83 | 11.02 | 19.02 | С.А. Есенин «Черёмуха». | Урок развития умений и навыков. | |||
84 | 12.02 | 19.02 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест №2. | Урок обобщения и систематизации. | |||
Люби живое (16 часов) | |||||||
85 | 15.02 | 22.02 | Работа над ошибками. М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | Урок изучения нового материала. | |||
86 | 16.02 | 24.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Урок изучения нового материала. | |||
87 | 18.02 | 24.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Комбинированный урок. | |||
88 | 19.02 | 26.02 | В.И. Белов «Малька провинилась». | Урок развития умений и навыков. | |||
89 | 22.02 | 29.02 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | Урок развития умений и навыков. | |||
90 | 25.02 | 01.03 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | Урок изучения нового материала. | |||
91 | 26.02 | 01.03 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | Комбинированный урок. | |||
92 | 29.02 | 02.03 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | Урок формирования умений и навыков. | |||
93 | 01.03 | 04.03 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Урок изучения нового материала. | |||
94 | 03.03 | 07.03 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Комбинированный урок. | |||
95 | 04.03 | 09.03 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Урок формирования умений и навыков. | |||
96 | 07.03 | 11.03 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Урок формирования умений и навыков. | |||
97 | 10.03 | 14.03 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | Урок изучения нового материала. | |||
98 | 11.03 | 15.03 | В.П. Астафьев «Капалуха». | Урок изучения нового материала. | |||
99 | 14.03 | 16.03 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Урок изучения нового материала. | |||
100 | 15.03 | 18.03 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа №4. | Контрольно-обобщающий урок. | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | |||||||
101 | 17.03 | 21.03 | Работа над ошибками. С.Я. Маршак «Гроза днём». | Урок развития умений и навыков. | |||
102 | 18.03 | 22.03 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...». | Урок-исследование. | |||
103 | 21.03 | 23.03 | А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. | Комбинированный урок. | |||
104 | 22.03 | 25.03 | А.Л. Барто «В театре». | Урок формирования умений и навыков. | |||
105 | 24.03 | 28.03 | С.В. Михалков «Если». | Урок-исследование. | |||
106 | 25.03 | 29.03 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Урок формирования умений и навыков. | |||
107 | 04.04 | Проект: «Праздник поэзии» | Урок-проект. | ||||
108 | 05.04 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 3. | Урок обобщения и систематизации. | ||||
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов) | |||||||
109 | 07.04 | Работа над ошибками. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». | Урок формирования умений и навыков. | ||||
110 | 08.04 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | Урок-дискуссия. | ||||
111 | 11.04 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | Комбинированный урок. | ||||
112 | 12.04 | А.П. Платонов «Ещё мама». | Урок изучения нового материала. | ||||
113 | 14.04 | А.П. Платонов «Ещё мама». | Урок-конференция. | ||||
114 | 15.04 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | Урок-дискуссия. | ||||
115 | 18.04 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | Урок изучения нового материала. | ||||
116 | 19.04 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | Комбинированный урок. | ||||
117 | 21.04 | Н.Н. Носов «Федина задача». | Урок-игра. | ||||
118 | 22.04 | Н.Н. Носов «Телефон». | Урок развития умений и навыков. | ||||
119 | 25.04 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | Урок-дискуссия. | ||||
120 | 26.04 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Проверочная работа №3. | Урок обобщения и систематизации. | ||||
По страницам детских журналов (8 часов) | |||||||
121 | 28.04 | Работа над ошибками. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» -самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | Урок введения в новую тему. | ||||
122 | 29.04 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | Урок изучения нового материала. | ||||
123 | 05.05 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | Урок-дискуссия. | ||||
124 | 06.05 | Г. Б. Остер «Вредные советы». | Урок-игра. | ||||
125 | 10.05 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды». | Урок-игра. | ||||
126 | 12.05 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | Комбинированный урок. | ||||
127 | 13.05 | Создание сборника добрых советов. | Урок-проект. | ||||
128 | 16.05 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа №4. | Урок обобщения и систематизации. | ||||
Зарубежная литература (8 часов) | |||||||
129 | 17.05 | Работа над ошибками. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | Урок введения в новую тему. | ||||
130 | 19.05 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | Урок развития умений и навыков. | ||||
131 | 20.05 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Урок изучения нового материала. | ||||
132 | 23.05 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | Урок обобщения. | ||||
133 | 24.05 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Урок-проект. | ||||
134 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Контрольная работа №5. | Контрольно-обобщающий урок. | |||||
135 | Работа над ошибками. Итоговая диагностическая работа. | Контрольно-обобщающий урок. | |||||
136 | Работа над ошибками. Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по окружающему миру для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа по окружающему миру для коорекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекцио...
Адаптированная рабочая программа по предметам для обучающегося с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 4 класса.
Адаптированная рабочая программа и календарно тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуа...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (5.1 ) 2 класс
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит пояснительную записку по предметам, психолого- педагогические характеристики обучающихся с ОВЗ, КТП....
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...