Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс
рабочая программа по логопедии
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
- ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
- низкий уровень познавательной активности,
- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
- более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_3-4_klass.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Зимовниковская СОШ № 6
имени Героя России Дьяченко А.А.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________
Полищук Е.В.
№121 от 30 августа 2023 г.
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда
для обучающихся тяжелыми нарушениями речи
4 класс
Зимовники, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по логопедии для среднего звена общеобразовательной школы разработана на основе Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 18.05.2023г. № 372, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, АООП образования обучающихся с задержкой психического развития, рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
- ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
- низкий уровень познавательной активности,
- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
- более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Предлагаемая программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речи обучающихся, восполнение пробелов подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
Цель программы:
коррекция дефектов устной речи и формирование функционального базиса навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР.
Задачи программы:
- совершенствовать звукопроизношение,
- формировать фонематические процессы анализа и синтеза,
- активизировать словарный запас,
- формировать грамматический строй речи,
- развивать связную речь,
- развивать мелкую моторику,
- вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
- предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,
- развивать мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся.
Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и системного специального обучения воспитанников.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 68 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 35-40 минут.
Общие требования к организации занятий:
- направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала;
- деятельностный характер занятия;
- широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;
- обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
- мотивационная установка,
- коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематического анализа и синтеза,
- лексико-грамматические упражнения,
- развитие связной речи,
- неречевых процессов,
- развитие мелкой моторики,
- рефлексивный анализ.
Особенности организации работы по коррекции звукопроизношения
Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).
Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
- проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
Предметные результаты освоения содержания программы преодоления общего недоразвития речи
у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать);
у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
у ребёнка формируются умения:
- образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
- употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;
- вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.
Целевая группа. Программа рассчитана на Турченко О., у которой по заключению ПМПК № 69 от 7.06.2018 смешенное парциальное недоразвитие, является ребенком с ограниченными возможностями здоровья, нуждается в особых условиях получения образования.
Содержание программы
Программа включает в себя четыре блока: диагностика; формирование неречевых психических школьно-значимых функций; развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; коррекция звукопроизношения.
Коррекционная работа по 2, 3 и 4 блокам взаимосвязана и проводится на протяжении всего курса обучения в первом классе. Исходя из того, что при комплектовании групп детей учитывается однородность речевых нарушений, количество часов на усвоение коррекционного материала каждого блока может варьироваться и носить направленный характер данной группы.
Логопед выбирает из каждого блока необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу
Диагностика проводится 2 раза в год. Вводная диагностика осуществляется с 1 по 15 сентября, итоговая диагностика проводится с 15 по 30 мая.
1 блок. Диагностика (вводная и итоговая)
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения. Правильно проведенное обследование позволяет: дать полное и точное заключение состояния речи детей; установить степень выраженности нарушения; подходить системно к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития включает в себя диагностику устной речи, которая осуществляется учителем-логопедом индивидуально с каждым учащимся и письменной речи (итоговая диагностика), диагностика которой проводится на фронтальных занятиях.
Логопедическое обследование устной речи проводится индивидуально и включает в себя:
Акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический): предречевые вокализации (гуканье, гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
Изучение мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).
Изучение импрессивной речи: понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т.п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).
Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т.п.).
Строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений: тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии).
Состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
Словарный состав языка: самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, антонимов, выявление общих категориальных названий. Соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.
Грамматический строй речи: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.
Состояние связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.
Динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).
Итоговая диагностика направлена на выявление динамики развития устной речи, особенностей формирования письменной речи на материале письменных работ учеников.
При обследовании письменной речи младших школьников, которое проводится фронтально в конце года, необходимо выявить: правильное соотношение звук — буква; обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове; смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку, особенности звукового анализа и синтеза; особенности слухоречевой памяти, используя разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо).
Изучение навыка чтения: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; способность чтения слогов, слов, предложений, текста и характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены); характер чтения (побуквенное, послоговое или слитное, выразительное); понимание прочитанного; отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать)
Результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка.
2 блок. Формирование неречевых психических школьно-значимых функций.
Развитие и уточнение пространственных представлений. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади - спереди», «вперед - назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху - внизу», «сверху - снизу», «над - под»). Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Развитие и уточнение временных представлений. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономерности каких-либо действий и событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.).
Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.). Коррекция и совершенствование наглядно-образного мышления. Развитие общей и мелкой моторики (использование физминуток и динамических пауз, самомассажа рук, пальчиковой гимнастики).
Коррекция и совершенствование фонематических процессов. Выделение и называние неречевых звуков. Различение на слух голоса по высоте, силе и тембру. Воспроизведение ритмического рисунка с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.
Формирование чётких фонематических представлений.
Запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов, слов постепенно увеличивая численность элементов (от двух-трех до шести-семи). Нахождение в словесном или слоговом ряду «лишнего», отличающегося одним звуком. Подбор сходных по звучанию слов.
Совершенствование и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Выделение заданного звука на фоне слова (первоначально выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова). Определение общего звука в словах. Самостоятельное придумывание слов с определенным звуком. Определение места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Определение и называние последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук). Преобразование слов путем добавления, изменения или перестановки одного звука. Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слова (соотнесение слова и изображения, схемы; вписывание в схему заданных букв, определение слова по отдельным буквам и т.п.)
3 блок. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой.
Развитие связной речи учащихся обеспечивается сквозным видом речевых заданий, включаемых практически на каждом занятии в форме игровых приемов.
Задачи: формировать умение составлять предложения по картинкам, сериям картинок; распространять и сокращать предложения; составлять короткие рассказы (по картинному и вопросному плану) из 2-4 простых предложений; заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
В процессе работы школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Совершенствование мелодико-интонационной стороны речи осуществляется путем воспроизведения чистоговорок, предложений, небольших стихотворений с различной громкостью, в различном темпе; изменяя тон голоса, передавая личное отношение (радость, безразличие, огорчение) к тем или иным явлениям окружающего мира.
На занятиях необходимо проводить работу по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Задачи: уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; работать над пониманием и правильным употреблением предложно-падежных конструкций.
Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования.
Задания, направленные на развитие речи, должны органически входить в основное содержание занятия.
4 блок. Коррекция звукопроизношения.
Основная стадия работы состоит из четырёх этапов.
1. Подготовительный.
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Направления работы: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих и/или искажённых звуков, формирование направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; фонематического слуха; отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции; уточнение гласных звуков и сохранных согласных.
2. Постановка отсутствующих и/или искажённых звуков.
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.
Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительном этапе: о строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др. Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука (на основе как кинестетических, так и слуховых ощущений, а также с привлечением зрительного анализатора и тактильно-вибрационной чувствительности). Иначе говоря, использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.
3. Автоматизация поставленных звуков.
Цель: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка.
4. Дифференциация поставленных звуков.
Здесь работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков, как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.
Количество часов по | Очное обучение |
учебному плану | (ОО) |
Всего за учебный год | 68 |
|
|
На 1 полугодие | 32 |
|
|
На 2 полугодие | 36 |
|
|
|
|
Литература:
1.Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
2.Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» –М.,1999.
3.Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
4.Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М.,2001.
5.Репина З.А.,В. И.Буйко. Уроки логопедии.- Екатеринбург, “ Литур”, 1999.
6.Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников». –М.,1997.
7.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. «Нарушение речи у детей» –М.,1993.
8.Фомичева М.Ф.. Воспитание у детей правильного произношения.-
М.: “ Просвещение”, 1988.
9.Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи» - М.,2000.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Сроки проведения | |
Обследование учащихся | ||
Предложение как единица речи. Виды предложений | ||
Главные и второстепенные члены предложения. | ||
Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами. | ||
Лексическое значение слова. Многозначные слова | ||
Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы | ||
Правописание гласных и согласных в корнях слова | ||
Правописание приставок и суффиксов. | ||
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | ||
Наречие как часть речи. Правописание наречий. | ||
Имя существительное. Падеж имен существительных. | ||
Падеж имен существительных. | ||
Склонение имен существительных | ||
Именительный и винительный падежи имен существительных. | ||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.. | ||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | ||
Предложный падеж имен существительных. | ||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | ||
Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных | ||
Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.. | ||
Именительный, винительный ,родительный падежи. | ||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | ||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | ||
Склонение имен прилагательных во множественном числе. | ||
Местоимение как часть речи. | ||
Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. | ||
Спряжение глаголов. | ||
1 и 2 спряжение глаголов будущего времени | ||
Упражнение в правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем времени. | ||
Правописание –тся –ться в возвратных глаголах | ||
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | ||
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | ||
Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
Итоговая диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...
Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 класс
Рабочая программа составлена с учётом коррекционной работы и является комплексным психолого-медико- педагогическим сопровождением процесса освоения АООП НОО (вариа...