Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему М.Ю.Лермонтов "Утёс".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему М.Ю.Лермонтов "Утёс".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Озёрная средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
М.Ю. Лермонтов "Утёс"
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Амирова Ф.Г.
Цель урока: учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
Задачи урока.
Предметные:
- продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова,
- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.
Метапредметные:
- ставить учебные цели и задачи,
- планировать способы и пути достижения учебных целей,
- развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать словарный запас.
Личностные:
- воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Орг.момент. Психологический настрой. | Приветствует учащихся; настраивает на работу. - Ребята, сегодня у нас немного необычный урок, на нем присутствует много гостей. Улыбнитесь им. - Из глубокого колодца (руки «О») - Солнце медленно встает (руки над головой) - Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх) - Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты) - Новый день оно начнет (руки вниз широко) - С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам. Пусть наш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. | Проверяют готовность к уроку | Регулятивные, личностные, коммуникативные |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. - На примере какого произведения вы выполняли домашнюю работу? (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”) - Что необходимо человеку для выражения своего настроения? (цвет, звук, слово, эмоции). - Посмотрим, как вы смогли выразить свои эмоции в рисунке. Повесьте свои иллюстрации на доску. Каким средством вы воспользовались, чтобы ваш рисунок отличался от другого? (Цвет). - Ребята, а вы знаете, что М.Ю.Лермонтов был великолепным художником?(выступление ученика с информацией о Лермонтове- художнике). Посмотрите, как сам поэт изобразил картину моря уже не стихами, а акварелью. (На доске- репродукция «Парус»). - Ещё одним средством выразительности является музыка. | Вывешивают свои рисунки и отвечают на вопросы учителя. Ученик: Белый парус, голубой туман моря, игра волн; такое чувство, что слышишь шум моря, на тебя веет морской ветерок. Охватывает ощущение движения, красоты, стремительности, порыва. Исполнение ученицей романса »Парус» | Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные |
3 | Постановка учебной задачи. | - Какое средство выразительности помогает нам, по–разному рассказывать об одном и том же предмете? (эпитет) - Прочитайте свои эпитеты к слову парус. (…) -Ну, а теперь послушаем, как вы выучили стихотворение. (Чтение наизусть). 1) -Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать. У Н К П Р Ф Т Н Ё Ф Р К П Н С (Утёс) - Скажите, с творчеством какого поэта продолжим знакомиться сегодня на уроке. Итак, что мы должны узнать, с чем познакомиться, чему научиться? (целеполагание). Познакомимся… Научимся… Узнаем … (познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Утёс», научимся его выразительно читать, узнаем больше о поэте). | Ответы детей. Читают стихотворение «Парус» наизусть. Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.
Определяют тему и задачи урока. | Регулятивные, познавательные, коммуникативные Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4 | Подготовка к чтению стихотворения. Речевая разминка. | Учитель предлагает прочитать стихотворение Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно. - Прочитайте медленно, проговаривая каждое слово. (Читают 3 – 5 учеников) - О чём это четверостишие? (Ответ: о том, как нужно правильно разговаривать) - Какие слова надо выделить? Это должны быть самые главные слова. (Ответ: разговаривать, выговаривать, правильно и внятно, всё понятно) - Прочитайте медленно, выделяя интонацией главные слова. Физкультминутка. | Читают стихотворение, проговаривая выделенные слова. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные, коммуникативные. |
5 | Выявление места и причины затруднения. | - Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс». Предлагает детям послушать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией художественного текста. Слушание аудиозаписи стихотворения »Утёс». Прочитайте ещё раз про себя и найдите незнакомые слова. Словарная работа - Что такое утёс? Утёс – это высокая скала (гора) Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Морщина – расщелина. Вопросы учителя: 1. Какие чувства вызывает это стихотворение? 2. Подумайте, почему утёс плачет. Как об этом говорится в стихотворении? 3. Как поэт называет утёс? Вспомните, как называется этот приём.
| Прослушивают аудиозапись стихотворения «Утёс». Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения. Читают стихотворение, стараясь передать настроение. | Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные |
6 | Построение проекта выхода из затруднения. | Формулирует проблемный вопрос: Почему поэт называет тучку «золотой»? - Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт? Подтвердите строками из стихотворения. Работа в группах. -Давайте попытаемся охарактеризовать тучку и утёс. Какими предстают они в этом стихотворении? - Разложите карточки в две группы. тучка утес веселая великан маленькая старый лёгкая огромный юная неподвижный стремительная грустный золотая одинокий -Мы уже сказали с вами, что ещё одним средством выразительности является музыка. -Я предлагаю вам послушать романс «Утёс» на стихи М.Ю.Лермонтова. | Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения. Высказывают предположения. Слушают романс «Утёс». | Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные. |
7 | Реализация построенного проекта. | - Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо. - Но разве только об этом стихотворение? - Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось. - О ком можно рассказать этими словами? - О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения? ( О молодости и старости) - Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите. - Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс) - Почему же утёс чувствует себя как в пустыне? | Рассуждают, высказывают предположения, анализируют. Доказывают свою точку зрения. | Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные. |
8 9 | Творческая мастерская. Рефлексия учебной деятельности. | Пора творить и нам. Составление синквейнов. Попробуйте составить синквейн к образам стихотворения: утёс, туча. Тучка, Воздушная, лёгкая, Летает, резвится, играет. Она вдаль всегда уплывает. Странница. Утёс Одинокий, огромный. Грустит, задумался, плачет. Он тучку свою вспоминает. Великан. - Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал? (Поэт написал его за несколько недель до гибели). - Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким? Одиночество – это самое страшное состояние на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство. | Составляют синквейны. Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. | Регулятивные, личностные, коммуникативные Регулятивные, личностные, коммуникативные |
- Что нового для себя открыли? - Что вас удивило? - О чём тема нашего урока заставила вас задуматься? - Какие средства выразительности мы вспоминали и использовали на уроке? (эпитет, олицетворение, метафора…) Домашнее задание:1.) Выучить наизусть; 2.) сделать рисунок; Урок окончен. Спасибо! - Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество! На душе светло, как в храме, | Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. | Регулятивные, личностные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"
Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула
урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...