Методическая разработка по литературному чтению по теме "Н. Носов "Федина задача" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)
Урок открытия новых знаний. Способствует формированию представлений о понятиях "сатира" и "юмор", развитию самостоятельной аналитической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._nosov_fedina_zadacha_.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Егорова Л.В.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 "А"
УМК: "Школа России"
Ресурсы: Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. (учебник с. 164- 169)
Раздел "Собирай по ягодке- наберёшь кузовок" Урок 118 Н. Носов "Федина задача"
Тема урока: Н. Носов "Федина задача" Особенности юмористического рассказа.
Задачи урока:
- развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- развитие регулятивного УУД итогового самоконтроля на основе соотнесения составленного текста и его модели;
- развитие коммуникативного УУД умение организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально, в группе; находить общее решение.
Тип урока: открытие новых знаний | ||
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о понятиях «сатира» и «юмор», умения различать эти понятия; показать их назначение и отличие; способствовать совершенствованию техники чтения; развитию самостоятельной аналитической работы, нацеленной на решение поставленных вопросов; содействовать воспитанию культуры речи, стремления избавляться от своих недостатков | ||
Предметные: познакомятся с произведением Н. Н. Носова «Федина задача»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведении Н. Носова, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; участвовать в инсценировании | Метапредметные: познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст (под руководством учителя), выделяют основную мысль произведения и нравственный урок; регулятивные: формулируют учебную задачу урока; анализируют причины успеха/неуспеха коммуникативные: участвуют в дискуссии; выражают свободно свое мнение; толерантно относятся к мнению сверстников, проявляют уважение к различным точкам зрения, прислушиваются к тому, что говорят другие | Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению произведений Н. Носова, усваивают главный урок, извлеченный из рассказа |
Оборудование:
ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация; учебник "Литературное чтение. Часть 2" Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. (учебник с. 164- 169), карточки с заданиями для пар, групп; Толковый словарь Ожегова; аудиозапись Н. Носова "Федина задача" в исполнении Л. Дурова.
План урока с хронометражем
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (2 мин.).
2. Постановка цели. Актуализация знаний (6 минут).
3. Изучение нового материала (10мин.)
Первичное восприятие текста
Работа над текстом до начала чтения
Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова
Словарная работа
4. Физкультминутка (3 мин.)
5. Самостоятельное чтение (5 мин)
6. Закрепление изученного материала (15мин)
Проверка понимания, работа с текстом
Групповая работа
Экспериментальная деятельность
Чтение и анализ пословиц
7. Подведение итогов (3 мин)
8. Домашнее задание (1 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный этап | Учитель: Прозвенел звонок. Дети: гоним лень. Учитель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи | Дети делятся на группы | |
II.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия "нового знания" | Проверка домашнего задания "Великие путешественники" М. Зощенко. Задание: Восстановить порядок событий в рассказе. 1. Стёпа предлагает отправиться в кругосветное путешествие. 2. Встреча с родителями 3. Ребята отправляются в путь. 4. Ночлег в лесу. Хитрость Лёли. 5. Возвращение домой. 6. Подготовка к путешествию. (1,6,3,4,5,2) - Докажите, что рассказ юмористический. - Исследуйте, что может быть общего между шляпой, кашей и огурцами. Викторина"Угадай произведение" Котёнок в головном уборе. Любители придумывать разные истории. Зелёные пупырчатые овощи. Весёлый человечек на спутнике Земли. Полезное блюдо незадачливого поварёнка. Большие охотники для работы на приусадебном участке. Кусочек ткани, маскирующий дырку. - Кого можно назвать человеком с чувством юмора? (Затруднение) | Дети читают задание про себя. В парах обсуждают. Ответ дают сигнальной карточкой Автор- Н. Носов Живая шляпа Фантазёры Огурцы Незнайка на Луне Мишкина каша Огородники Заплатка | Личностные УУД -мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Предметные УУД - соотносить автора и название произведения Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в группах. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора V. Работа над содержанием текста. 1 Первичное чтение произведения 2 Работа с толковым словарем. VI. Повторное чтение и анализ произведения Рефлексия Итог урока Домашнее задание | Сформулируйте тему урока, используя "шифровку" на слайде: Ачадаз анидеф Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… Работа над текстом до начала чтения: Чтение заглавия произведения, рассматривание иллюстрации. Выдвижение гипотезы. - Попробуйте предположить; о чём будет это произведение? ( с.164, с. 166.) Рассказ о творчестве Н. Носова, – Что вы знаете про Н. Н. Носова? – Почему Носов стал детским писателем? - Скажите, пожалуйста, какие по характеру рассказы Носова? - Кто главные герои в них? -Так какие же эти носовские мальчишки? В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Учитель организует чтение текста сильными учащимися по ролям -Слушаем, отмечаем непонятные слова, чтобы задать вопросы - Понравилось вам произведение? -Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку? -К какому жанру относится произведение? Словарная работа -Какие трудные или не знакомые слова вы услышали в тексте? - Где мы можем найти значение этих слов? Перед вами лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в парах Найдите и прочитайте значение этих слов. Слайд 6 Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В море полудённом – в море в середине, в полдень. Кафтан – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек Физминутка под музыку Слайд 7 Организация чтения рассказа в группах - Какое настроение вызвало у вас произведение? (смешное, веселое, радостное) - Что рассмешило, что показалось грустным? -Над кем вы смеялись? Почему? (Над Федей, он выглядит смешно со стороны, он не понял почему не решил задачу) - Какой тип речи использует главный герой- Федя? (монолог или диалог) - Почему Феде не удалось решить задачу? - Сможет ли Юра ему помочь? Анализ произведения Организация работы в группах 1.Исследователи- №1 а) Какой номер задачи был задан Феде? (639) б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?(6) в) Сколько мелодий прослушал Федя? (8) г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"?(2) 2. Исследователи №2 -Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. (Приложение) 3.Аналитики- подобрать пословицы и поговорки к рассказу -За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. -Ум хорошо, а два лучше. -Делу время, потехе час. -Работа не волк, в лес не убежит. -За много дел не берись, а в одном отличись. 4.Мыслители Составить словесный портрет Феди опорные слова- внешний вид -внутренние характеристики -ваше отношение Опорные вопросы -Понравился ли вам Федя? (Да, на меня похож, мне его жаль, никак задачу не решит... Не понравился плохой ученик....) -Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке) - О чем это говорит? (Он любит гулять, веселиться... наверное не очень любит учиться...) -Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит включая телевизор: "Веселее будет делать уроки". Значит делать уроки невесело и скучно. -Как Федя слушает концерт? (С интересом, вникает в содержание песни, посчитал сколько раз упоминается колокольчик) -А что мешает Феде делать задачу? Как он думает? (Телевизор, Федя злится на него) -А на самом деле что мешает Феде? (Он сам себе мешает, его неумение сосредоточиться на одном деле) Вывод -Любит гулять, веселиться, кататься на коньках. -Не очень любит учиться, ленивый -Любит музыку(внимательно слушает концерт. вникает в содержание песни, делает верные замечания) - Глупым его нельзя назвать - Он не видит причин своей неудачи. 5 Экспериментаторы Решить задачу из рассказа в наушниках под музыкальное сопровождение. - В чем сложность задания? - О чем песня, вспомните слова. -Какой можно сделать вывод? - С какой целью автор написал рассказ? Выберите ответ 1. Развеселить читателя. 2. Подшутить над кем-нибудь. 3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. 4. Разбудить фантазию читателя. - О чём нам предлагает задуматься автор? - Как он это делает? Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь. – Что острее и обиднее: юмор или сатира? – О каких людях говорят «человек с чувством юмора»? Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились? – Что полезного для себя вы взяли из рассказа «Федина задача»? – Я предлагаю применить все эти советы и попробовать решить эту задачу дома. – На протяжении нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? – Выскажите свое отношение к творчеству Н. Носова, продолжите фразу: «Я люблю книги Н. Носова, потому что они…» – Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание? Домашнее задание дифференцированное: 1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова 2. Пересказать понравившийся эпизод 3. Решить Федину задачу 4. Придумать продолжение рассказа 5. Попробовать самим написать смешной рассказ 6. Нарисовать рисунки к рассказу
| Отгадывают "шифровку", определяют тему Предположения детей: - поменять местами буквы - прочитать задом наперед Рассуждение детей Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение. Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора (Добрые, смешные, весёлые) Главными героями рассказов Носова являются мальчишки. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, Чтение по ролям Рассуждение и высказывание детей. Работа в парах. Работа с толковым словарем Ожегова. Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полудённом, кафтан, чурбан. Выполняют движения под музыку Самостоятельная работа в группах Дети работают с текстом Понравился потому, что… Не понравился, потому, что… Монолог потому, что…. Федя отвлекался Рассуждение детей Презентация работы в группах Каждая группа выдвигает гипотезу, и аргументируют свой ответ. Каждая группа высказывает свою точку зрения. Самостоятельная деятельность детей. Сравнение результатов. Рассуждение детей (отвлекала песня) Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически невозможно! Оценивают свою работу и работу товарищей на уроке Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли; Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ; Структурирование знаний; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Установление причинно-следственных связей Предметные УУД - прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям - воспринимать текст на слух Регулятивные: Контроль, коррекция. Оценка. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; . Познавательные УУД -Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. -высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному Личностные УУД - Соотносит поступки и события Коммуникативные УУД -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в паре, в группах Познавательные УУД - анализ, синтез, сравнение - Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера - Определять основную и второстепенную информацию Личностные УУД Устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом Познавательные УУД -определять направление текста обосновывать своё мнение - строить логические цепи рассуждения Познавательные УУД -Устанавливать причинно-следственные связи. - анализ, синтез, сравнение Регулятивные УУД - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Коммуникативные УУД -умение работать в паре, в группах. -умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД -Устанавливать причинно-следственные связи. - анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД - слушать и слышать других, приходить к общему мнению |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа в парах
Проверка домашнего задания
«Великие путешественники» М. Зощенко
Задание : Восстановить порядок событий в рассказе. Поставить цифры в пустой прямоугольник слева
Стёпка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.
Лёля и Минька встречаются с родителями.
Путешественники отправляются в путь.
Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лёли.
Дети возвращаются домой.
Дети готовятся к путешествию.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Работа в группах
Исследователи Группа №1
Задание: Работа с текстом
а) Какой номер задачи был задан Феде?
б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?
в) Сколько мелодий прослушал Федя?
г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"?
Аналитики
Задание: Подобрать пословицы и поговорки к рассказу
-За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
-Ум хорошо, а два лучше.
-Делу время, потехе час.
-Работа не волк, в лес не убежит.
-За много дел не берись, а в одном отличись.
Экспериментаторы
Задание: Решить задачу из рассказа в наушниках под музыкальное сопровождение.
- В чем сложность задания?
- О чем песня, вспомните слова.
-Какой можно сделать вывод?
Мыслители
Задание: Составить словесный портрет Феди
Опорные слова- внешний вид
-внутренние характеристики
-ваше отношение
Опорные вопросы
-Понравился ли вам Федя?
-Что делал Федя до того, как стал делать уроки?
- О чем это говорит?
-Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки?
-Как Федя слушает концерт?
-А что мешает Феде делать задачу? Как он думает?
-А на самом деле что мешает Феде?
Исследователи Группа №2
Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи.
Музыкальный номер (песня) | Эмоциональное состояние | |
«Блоха» ♪ |
Федя начал злиться, даже ругаться. | |
«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ |
Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи. | |
«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ |
Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде. | |
«Однозвучно гремит колокольчик» ♪ |
Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. | |
«Колокольчики мои» ♪ |
- Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. | |
«Не счесть алмазов в каменных пещерах» ♪ |
Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Лист самооценки
Вид работы | Справился хорошо | Надо ещё поработать | Пока не получается | Как улучшить результат | |
1 | Громкое чтение | ||||
2 | Безошибочное чтение | ||||
3 | Выразительное чтение | ||||
4 | Скорость чтения | ||||
5 | Работа в паре | ||||
6 | Работа в группе | ||||
7 | Коллективная работа | ||||
8 | Индивидуальная работа | ||||
9 | Работа со словарём | ||||
Результат |
Лист самооценки
Вид работы | Справился хорошо | Надо ещё поработать | Пока не получается | Как улучшить результат | |
1 | Громкое чтение | ||||
2 | Безошибочное чтение | ||||
3 | Выразительное чтение | ||||
4 | Скорость чтения | ||||
5 | Работа в паре | ||||
6 | Работа в группе | ||||
7 | Коллективная работа | ||||
8 | Индивидуальная работа | ||||
9 | Работа со словарём | ||||
Результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса
Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...
Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК
Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...
Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.
Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...