Воспитательные: воспитывать любовь к математике Оборудование: учебник 2 класс, 2 часть; презентация Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ УУД: Предметные: познакомиться со стихотворением Г. Скребицкий . Весна-художник Метапредметные: Регулятивные: Ученик умеет составлять план действий Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; ребенок умеет слушать и слышать. Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации Личностные: Развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока
| Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | Организационный момент. Сформировать положительный настрой на урок | Беседа | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
| -Ответы детей | Фронтальная |
|
| П- ребенок умеет слушать и слышать | У ребенка сформирована учебная мотивация
| Актуализация знаний. Активизировать познавательные процессы | Беседа | -Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку: Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весной) Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне. А сейчас определите свое настроение на оценочном листе. Ученики читают приметы; пословицы; стихи о весне. Закличка о весне. (хором). |
Весна
| Фронтальная, индивидуальная | Слайд 1
|
| П- умеет слушать и слышать; К- ученик умеет вступать в диалог | У ребенка сформирована учебная мотивация
| Постановка учебной задачи. Проговорить тему и цель урока. | Беседа | (20.07.1903 - 18.08.1964) Скребицкий родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику. Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества. Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи - природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом. В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей. Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц. Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды - по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты. Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой. Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание. Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике - «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах. Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках. Вершиной творчества Скребицкого, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979) и - изданная посмертно - повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966). Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчивают творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера. Летом 1964 г. Г.А.Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце. 18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. | Слушают
| Фронтальная | Слайд 2 |
| К- умеет выражать свои мысли Р- ученик может поставить учебную задачу | У ребенка сформирована учебная мотивация
| Открытия нового знания. Тренировать способность к применению знаний. | Беседа | Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник». Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник» по учебнику хорошо читающим учащимся или учителем вслух. Работа с текстом . -Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны? (луговина-луг, калужница - травянистое растение с желтыми цветами) -Как называет писатель весну? Найдите, подчеркните ответы в тексте карандашом. - Почему? Как начинается произведение? Почему Весна не сразу взялась за дело? Какой был лес? Что значит «лес стоял хмурый и угрюмый»? Как решила Весна раскрасить лес? Какие она взяла кисточки? -Какие краски использовала Весна? Подчеркни эти слова карандашом. -Давайте вместе с художником-Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим первую картину. Найдите ее описание. (Дети читают.) -Что сделала Весна? Ученик. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки. Подчеркните слова, которые обозначают эти краски. -Попробуйте представить эту картину. -Что мы видим? -Тебе нравится эта картинка?
-Найдите описание весенней лужи?
-Какую следующую картину она нарисовала?
Дети читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания. - Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий. -О чем они нам говорят? Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником? Ученик. Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины. -Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше всего. -Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие-то чувства? Какие? -А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении? Нравится ли ему это время года? Вывод. Такой рассказ, в котором, автор создает с помощью художественных средств образные картины и само произведение вызывает у нас определенные чувства, называется художественным рассказом. Работа в рабочей тетради.
|
Ответы детей
Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные сережки. Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу стало веселее. (лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …) цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужнице, насекомые, птицы)
(приятные, восторг, любовь…)
| Фронтальная, индивидульная | Учебник
Раздаточный материал
Учебник
| Познакомиться со стихотворением
| П-ребенок умеет слышать и слушать | У ребенка сформирована учебная мотивация
| Физкультминутка |
| -А теперь давайте отдохнем. Встаем из-за парт, смотрим на экран и повторяем. | -Повторяют движения. | Фронтальная | Видеоролик |
|
| У ребенка сформирована учебная мотивация | Закрепление ранне изученного. Зафиксировать правило умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число. | Беседа | 1.Повторное чтение. В художественном рассказе описаны картины, образы весны, которые можно представить. Обобщение: -Картины эти образные, созданы с помощью художественных средств. Автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам представить художественный образ, а не просто передают факт. Кроме того, это произведение вызывает у нас определенные чувства: весна нам нравится, она очень красива. -А теперь я хочу, чтобы вы лучше представили наступление весны и предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой «фильм», в котором кроме словесных описаний есть картинные. 2.Просмотр слайдового фильма «Г. Скребицкий «Весна-художник».(презентация№2) 3.Обмен впечатлениями. -Что вам понравилось больше всего? Совпали ли ваши картины, которые вы представляли, с теми, которые вы видели на слайдах? 4.Беседа об охране природы. -Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением. -Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой. -Как вы думаете, почему надо беречь цветы? -Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе. | Слушают
Работают
- Описывается природа Русии -Необъятность, просторы Руси, природа. -Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь -Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой Рассказывают
| Фронтальная, индивидуальная | Учебник 4 класс, 2 часть, слайд 3
Учебник
Учебник
Учебник
| Закрепить чтение стихотворения | П-ребенок умеет слышать и слушать, может создавать устные высказывания; К-ребенок умеет выражать свои мысли | У ребенка сформирована учебная мотивация | Рефлексия. Домашнее задание. Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности. | Беседа | -Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков жанр этого произведения? Оцените свое настроение в оценочных листах. Домашнее задание: прочитать рассказы, нарисовать рисунки к рассказу Г.Скребицкого «Весна-художник»
| Ответы детей | Индивидуальная | Слайд 4 |
|
| У ребенка развита рефлексия. |
|
|