Конспект для урока литературы на тему : "Г. Скребицкий . Весна-художник"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Прилепская Анастасия Романовна

Конспект разработан по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura._vesna-hudozhnik.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»

Технологическая карта урока

по предмету литературное чтение в 2 «В» классе

по теме «Г. Скребицкий . Весна-художник»

Студентки 41 группы

Прилепской Анастасии Романовны

Дата проведение:

 Методист-предметник:_____________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

Оценка за разработку технологической карты:________/___________

 (Подпись преподавателя)

Учитель класса_____________________________________________

(Ф.И.О учителя)

Допуск к проведению урока__________________________________

(подпись учителя)

Оценка за проведениеурока:_________/___________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс 2 «В»

УМК: «Школа 2100»

Тема урока: «Г. Скребицкий . Весна-художник»

Тип: открытия новых знаний

Цель урока: ознакомление с творчетвом Г. Скребицкий . Весна-художник

Задачи  урока:

Дидактические: познакомить со стихотворением  Г. Скребицкий . Весна-художник

Развивающие: развивать логическое мышление, память

Воспитательные: воспитывать любовь к математике

Оборудование: учебник 2 класс, 2 часть; презентация

Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ

УУД:

Предметные: познакомиться со стихотворением Г. Скребицкий . Весна-художник

Метапредметные:

Регулятивные: Ученик умеет составлять план действий

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; ребенок умеет слушать и слышать.

 Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации

Личностные: Развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

Организационный момент.

Сформировать положительный настрой на урок

Беседа

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

-Ответы детей

Фронтальная

П- ребенок умеет слушать и слышать

У ребенка сформирована учебная мотивация

Актуализация знаний.

Активизировать познавательные процессы

Беседа

-Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?        (весной)

Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне.

 А сейчас определите свое настроение на оценочном листе.

Ученики читают приметы; пословицы; стихи о весне.

Закличка о весне. (хором).

Весна

Фронтальная, индивидуальная

Слайд 1

П- умеет слушать и слышать;

К- ученик умеет вступать в диалог

У ребенка сформирована учебная мотивация

Постановка учебной задачи.

Проговорить тему и цель урока.

Беседа

(20.07.1903 - 18.08.1964)

 Скребицкий родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.
В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.
Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества.
Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи - природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.
В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.
Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.
Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды - по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.
Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.
Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.
Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике - «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.
Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках.
Вершиной творчества Скребицкого, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979) и - изданная посмертно - повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966). Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчивают творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.
Летом 1964 г. Г.А.Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.
18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Слушают

Фронтальная

Слайд 2

К- умеет выражать свои мысли

Р- ученик может поставить учебную задачу

У ребенка сформирована учебная мотивация

Открытия нового знания.

Тренировать способность к применению знаний.

Беседа

Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник».

Чтение  рассказа  Г. Скребицкого «Весна-художник» по учебнику хорошо читающим учащимся или учителем вслух.

Работа с текстом .

-Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны?

(луговина-луг, калужница - травянистое растение с желтыми цветами)

-Как называет писатель весну? Найдите, подчеркните ответы в тексте карандашом.

- Почему? Как начинается произведение? Почему Весна не сразу взялась за дело? Какой был лес? Что значит «лес стоял хмурый и угрюмый»? Как решила Весна раскрасить лес? Какие она взяла кисточки?

-Какие краски использовала Весна? Подчеркни эти слова карандашом.

-Давайте вместе с художником-Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим первую картину. Найдите ее описание. (Дети читают.)

-Что сделала Весна?

Ученик. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки.

Подчеркните слова, которые обозначают эти краски.

-Попробуйте представить эту картину.

-Что мы видим?

-Тебе нравится эта картинка?

-Найдите описание  весенней лужи?

-Какую следующую картину она нарисовала? 

 Дети читают описание каждой  картины, подчеркивают слова-описания.

- Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий.

-О чем они нам говорят?  Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником?

Ученик. Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины.

-Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше всего.

-Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие-то чувства? Какие?

-А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении? Нравится ли ему это время года?

Вывод. Такой рассказ, в котором, автор создает с помощью художественных средств образные картины и само произведение вызывает у нас определенные чувства, называется художественным рассказом.

Работа в рабочей тетради.

Ответы детей

Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные сережки.

Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу стало веселее.

(лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …)

цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужнице, насекомые, птицы)

(приятные, восторг, любовь…)

Фронтальная, индивидульная

Учебник

Раздаточный материал

Учебник

Познакомиться со стихотворением

П-ребенок умеет слышать и слушать

У ребенка сформирована учебная мотивация

Физкультминутка

-А теперь давайте отдохнем.

Встаем из-за парт, смотрим на экран и повторяем.

-Повторяют движения.

Фронтальная

Видеоролик

У ребенка сформирована учебная мотивация

Закрепление ранне изученного. Зафиксировать правило умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Беседа

1.Повторное чтение.

В художественном рассказе описаны картины, образы весны, которые можно представить.

Обобщение:

-Картины эти образные, созданы с помощью художественных средств. Автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам представить художественный образ, а не просто передают факт. Кроме того, это произведение вызывает у нас определенные чувства: весна нам нравится, она очень красива.

-А теперь я хочу, чтобы вы лучше представили наступление  весны и предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой «фильм», в котором кроме словесных описаний есть картинные.

2.Просмотр слайдового фильма «Г. Скребицкий «Весна-художник».(презентация№2)

3.Обмен впечатлениями.

-Что  вам понравилось больше всего? Совпали ли ваши картины, которые вы представляли, с теми, которые вы видели на слайдах?

4.Беседа об охране природы.

-Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?

Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека  насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.

-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.

-Как вы думаете, почему надо беречь цветы?

-Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.

 Слушают

Работают

- Описывается природа Русии

 -Необъятность, просторы Руси, природа.

-Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь

-Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой

Рассказывают

Фронтальная, индивидуальная

Учебник 4 класс, 2 часть, слайд 3

Учебник

Учебник

Учебник

Закрепить чтение стихотворения

П-ребенок умеет слышать и слушать,

может создавать устные высказывания;

К-ребенок умеет выражать свои мысли

У ребенка сформирована учебная мотивация

Рефлексия.

Домашнее задание. Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности.

Беседа

-Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков жанр этого произведения?

 Оцените свое настроение в оценочных листах.

Домашнее задание: прочитать рассказы, нарисовать рисунки к рассказу Г.Скребицкого «Весна-художник»

Ответы детей

Индивидуальная

Слайд 4

У ребенка развита рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ТЕМЕ "Г.СКРЕБИЦКИЙ "ВЕСНА-ХУДОЖНИК" 2 КЛАСС

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Урок по литературному чтению во 2 классе: "Г.Скребицкий "Весна-художник"

Урок по литературному чтению во 2 классе (образовательная система "Начальная школа ХХI века") - "Знакомство с произведением Г.Скребицкого "Весна-художник" прове...

Конспект урока литературы на тему С.В. Михалков «Мой щенок».

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Литературное чтение.Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».Тип урока: комбинированный.Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия с...

Конспект урока литературы по теме "Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»".

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида Конспект урокаАттестуемый педагог (ФИО): Булатова Лидия ПавловнаПредмет: литературное чтение...

Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Г.А. Скребицкого «Весна – художник»

Тест содержит семь вопросов по содержанию произведения Г.А. Скребицкого "Весна - красна"...

Конспект урока Г.А.Скребицкий "Весна - художник"

Технологическая карта урокаГ. А. Скребицкий "Весна-художник"Предмет:Литературное чтениеУчитель:Аббясова Альбина РустамовнаТема урока:Георгий Алексеевич Скребицкий "Весна-художник"Ц...