2 класс картины весеннего леса в рассказе Г Скребицкого весна художник
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок по чтению во 2 классе "картины весеннего леса в рассказе Г. Скребицкого Весна художник.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе.
УМК «Школа России».
Учебный предмет | Литературное чтение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель | Вязанкина Наталья Александровна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата урока | 15.02.2024г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Картины весеннего леса в рассказе Г. Скребицкого «Четыре художника» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Обучающие: организовать деятельность учащихся для совершенствования техники чтения через материал для чтения «Весна-Красна» по Г.Скребицкому, развитию умения выразительно читать, передавать содержание текста, отвечать на вопросы по тексту. расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе; учить различать художественный рассказ; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения. Развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, анализировать и группировать по признакам. Воспитывающие: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к русскому языку, опирающееся на грамотную речь; формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе. Задачи: создать условия для «открытия» учащимися рассказа Г.Скребицкого «Весна-Красна»; формировать универсальные учебные действия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии, методы, приёмы | Поисковые методы обучения, игровые, методы, направленные на принятие учеником учебно- познавательной задачи, приёмы технологии РКМ: чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; перепутанные логические цепочки, поиск верных и неверных утверждений, планета с цветами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат (УУД) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные: научатся находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема). научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения. | личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения; метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные – различаютвиды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма работы | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная Индивидуальная Групповая | Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий М.В. Голованова Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ; программа дисциплины; конспект урока; литература для учителя; учебники; -интернет-сайты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент 2м | Организует деятельность учащихся на мотивацию урока. -Сейчас у нас урок литературного чтения. Начнём урок с хорошего настроения. Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. -Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок по чтению. - Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, Мы - внимательные, мы - старательные! | Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем. | Личностные: -выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют желание познавать новое Регулятивные: -уметь включаться в учебную работу Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний. Постановка целей урока 5м | -Сегодня вы сами назовете тему урока, если отгадаете загадку: Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весной) Учитель. Да, сегодня мы будем читать произведение русского писателя Г.Скребицкого о родной природе, о весне. , а как называется этот рассказ, вы скажите сами, когда отгадаете небольшой ребус. -худо | Дети отгадывают загадку и определяют тему урока. | Познавательные: -принимают и сохраняют учебную задачу -строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: -участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания Регулятивные: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Подготовка к первичному восприятию | Автор произведения Георгий Алексеевич Скребицкий 2 августа 1903 г. – 18 августа 1964 г Георгий Алексеевич Скребицкий был известным писателем, который преклонялся перед родными полями, лесами и горами и очень сильно любил их. Его книги рассказывают о необычайных приключениях и путешествиях в красивый и удивительный мир природы. Тексты, написанные им, были похожи на сказки и вызывали у людей ощущения, которые пробирают до самого сердца. . Он родился в 1903 году в Москве и его жизненный путь был необычным. Георгий был усыновлен в четырехлетнем возрасте Н.Н. Скребицкой. Семья переехала в небольшой городок Чернь в Тульской губернии, где он провел детство. Его приемный отец А.М. Полилов был земским врачом, увлекался рыбалкой и охотой, и это стало для Гриши прекрасным способом общения с природой. В доме Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили синички, сороки, ежики, зайчики, белочки. Г. Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства. Многие его произведения посвящены им. Георгию Алексеевичу очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. И я надеюсь, что вы не только сами будете с добротой относиться к нашим братьям меньшим, но и никому не позволите их обижать. Как многие из вас, Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой. Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться Он соединил в своей профессии две страсти – написание книг и изучение природы. Он стал одним из самых известных писателей-натуралистов. Писатель смог сохранить свои воспоминания о приключениях, а также детские воспоминания о природе. Георгий Алексеевич обратился к теме животных, написав рассказы и две повести, известные в нескольких странах. В 40-х годах он работал с писательницей Верой Чаплиной, создавая истории о животных для маленьких читателей и публикуя их в детских журналах. Его первое произведение "Ушан" о зайчике, которого родила осень, было знакомо многим школьникам и привело к написанию рассказов о разных животных. Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого о животных содержат истории о зайчике, сороках, лосихе, белочке и других обитателях леса. Его произведения обладают ласковым юмором, поэтичностью и душевной теплотой, которые раскрывают черты его мастерства. Эти книги помогают развивать характер, учат детей любить животных и бережно относиться к живой природе. Произведения Скребицкого широко используются для семейного чтения и внеклассных мероприятий. Основная задача творчества Георгия Алексеевича заключалась в том, чтобы познакомить его юных читателей с интересной жизнью обычных животных. Он надеялся, что они станут внимательнее наблюдать за животными, полюбят их и научатся ценить всю разнообразную природу нашей страны В июне 1964 года знаменитый писатель Георгий Скребицкий начал чувствовать себя плохо и, испытывая приступ острой боли в сердце, был госпитализирован. К несчастью, его состояние оставалось критическим, и 18 августа того же года он скончался от инфаркта. Его похоронили на знаменитом Ваганьковском кладбище в Москве. | Слушают учителя | Коммуникативные: - уметь воспринимать текст на слух | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Первичное восприятие. | Чтение сказки учителем. Понравилось ли вам произведение? Какое настроение оно вызывает? | Коммуникативные: уметь воспринимать текст на слух | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Словарная работа. | Какие слова были непонятны? Слайд Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли. Склон – наклонная поверхность. Угрюмый – неприветливый, мрачный, безрадостный. Художник – человек, который пишет картины. Луговина – небольшой луг. Калужница – травянистое растение с желтыми цветами. | Слушают учителя. Если знают, то отвечают. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Проверка качества первичного восприятия | – О ком или о чем это произведение? – Как автор называет Весну? Найдите в тексте и подчеркните. – Как начинается произведение? Прочитайте. – Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте. – Какой был лес? – Что значит: лес стоял хмурый и угрюмый? – Как Весна решила раскрасить лес? Прочитайте. – Какие кисточки взяла Весна для своей работы? Какие краски? – Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу. - Что развесила Весна на осины и тополя? – В этом произведении писатель использовал прием, который называется олицетворение. Олицетворение – это прием, когда неодушевленное изображается как живое. - Внимательно рассмотрите и найдите в тексте действия , которые относятся к ней. | Нахождение указанных частей в тексте. отвечают на вопросы. Выполняют задание в группе, проверяют и исправляют ошибки Читают вслух выбранный отрывок Индивидуальная работа. Каждый даёт ответ. Групповая работа Распределяют роли в группе. Планируют работу группы. Работают в группах над поставленными вопросами. | Познавательные: -ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; -строят логическую цепь рассуждений; -контролируют свою деятельность по результату выполнения задания Регулятивные: -осмысляют учебный материал; -действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Повторное чтение. | Читают про себя | Познавательные: -ориентируются в текущей учебной книге; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Физминутка | Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер срывает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад | Дети коллективно выполняют физминутку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Закрепление полученных знаний. | Игра называется «Перепутанные логические цепочки». Перед вами части рассказа, но они перепутаны, ваша задача – востановить порядок, поменять нумерацию в соответствии с номером части. «Перепутанные логические цепочки»
| Самостоятельная работа Ученики пересказывают текст прочитанного по отрывкам или то, что они запомнили. Работа в группах. Формирование стратегии смыслового чтения «Перепутанные логические цепочки» | Познавательные: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -воспринимать и понимать речь учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Обобщение и систематизация знаний и умений. | – Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий. – Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником? – Скажите, какие чувства вызвало у вас это произве- – Как вы считаете, какие чувства хотел передать автор Вывод. Произведение, в котором автор создает с помощью художественных средств образные картины, вызывающие у нас определенные чувства, называется художественным рассказом. – Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник» заканчивается словами: «А сколько птиц в лесу и в полях. И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело». – Что же это за дела? – Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? -Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой. -Как вы думаете, почему надо беречь цветы? -Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе. Украшаем планету цветами. | – Выводить потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; петь, чтобы мы наслаждались их песнями | Регулятивные: -уметь делать выводы Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме Предметные: - понимать смысл сказок о животных. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашняя работа: прочитать текст | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Итог урока. Рефлексия. | Наш урок подходит к завершению. Назовите автора произведения. Назовите заголовок. Назовите тему произведения. К какому жанру отнесем произведение? Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы. -Что вам понравилось на уроке? -С какими трудностями вы столкнулись? -Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? - Давайте подведем итоги. - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Сегодня активно на уроке работали… . - Спасибо, урок окончен. | Ученики. Г. Скребицкий. Ученики. «Весна-художник» Ученики. Это произведение о природе. | Регулятивные: -уметь выделять наиболее понравившиеся моменты на уроке Познавательные: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -воспринимать и понимать речь учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ПО ТЕМЕ "Г.СКРЕБИЦКИЙ "ВЕСНА-ХУДОЖНИК" 2 КЛАСС
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...
Урок по литературному чтению во 2 классе: "Г.Скребицкий "Весна-художник"
Урок по литературному чтению во 2 классе (образовательная система "Начальная школа ХХI века") - "Знакомство с произведением Г.Скребицкого "Весна-художник" прове...
Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...
Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Г.А. Скребицкого «Весна – художник»
Тест содержит семь вопросов по содержанию произведения Г.А. Скребицкого "Весна - красна"...
Конспект урока Г.А.Скребицкий "Весна - художник"
Технологическая карта урокаГ. А. Скребицкий "Весна-художник"Предмет:Литературное чтениеУчитель:Аббясова Альбина РустамовнаТема урока:Георгий Алексеевич Скребицкий "Весна-художник"Ц...
Конспект для урока литературы на тему : "Г. Скребицкий . Весна-художник"
Конспект разработан по программе "Школа 2100"...
Рабочий лист к рассказу Г.Скребицкого "Художник-Осень"
В рабочем листе представлены различные задания для работы по содержанию текста....