2 класс картины весеннего леса в рассказе Г Скребицкого весна художник
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 

Открытый урок по чтению во 2 классе "картины весеннего леса в рассказе Г. Скребицкого Весна художник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока по литературному чтению во 2 классе.  

 УМК «Школа России».

Учебный предмет

Литературное чтение.

Класс

2

Учитель

Вязанкина Наталья Александровна

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дата урока

15.02.2024г.

Тема  урока

Картины весеннего леса в рассказе Г. Скребицкого «Четыре художника»

Цели урока

Обучающие: организовать деятельность учащихся  для  совершенствования  техники чтения через  материал  для чтения  «Весна-Красна» по Г.Скребицкому, развитию  умения  выразительно читать, передавать содержание текста,  отвечать на вопросы по тексту. расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе; учить различать художественный рассказ; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

Развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать,  анализировать и группировать по признакам.

Воспитывающие: способствовать  воспитанию  бережного  отношения   к природе,  к  русскому языку, опирающееся на грамотную речь;  формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру;  пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе.

Задачи: создать условия для «открытия» учащимися рассказа Г.Скребицкого «Весна-Красна»; формировать универсальные учебные действия.

Технологии, методы, приёмы

Поисковые методы обучения, игровые, методы, направленные на принятие учеником учебно- познавательной задачи, приёмы технологии РКМ: чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; перепутанные логические цепочки, поиск верных и неверных утверждений, планета с цветами.

Планируемый результат (УУД)

предметные: научатся находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема). научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения.

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные – различаютвиды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче.

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий М.В. Голованова Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ; программа дисциплины; конспект урока; литература для учителя; учебники; -интернет-сайты.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный

момент 2м

Организует деятельность учащихся  на мотивацию урока.

-Сейчас у нас урок литературного чтения. Начнём урок с хорошего настроения.

Друг на друга посмотрели,

 Повернулись, подтянулись

 И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок по чтению.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы - внимательные, мы - старательные!

Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

Личностные: 

-выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют желание познавать новое

Регулятивные:

-уметь включаться в учебную работу

Коммуникативные: 

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация опорных знаний. Постановка целей урока 5м

 -Сегодня вы сами назовете тему урока, если отгадаете загадку:

Ожил лужок,                                  

День прибывает,        

Когда это бывает? (весной)        

Учитель. Да, сегодня мы будем читать произведение  русского писателя Г.Скребицкого о родной природе, о весне. , а как называется этот рассказ, вы скажите сами, когда отгадаете небольшой ребус.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d8b213bb9a0ac60de4ca2dee02c2c046&n=33&h=192&w=480

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c34/00027d33-a388cf76/hello_html_m678b4466.jpg

-худо

Дети отгадывают загадку и определяют тему урока.

Познавательные:

-принимают и сохраняют учебную задачу

-строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

-участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

Регулятивные:
-уметь воспринимать и анализировать тему уроку

3. Подготовка к первичному восприятию

Автор произведения Георгий Алексеевич  Скребицкий 2 августа 1903 г. – 18 августа 1964 г

Георгий Алексеевич Скребицкий был известным писателем, который преклонялся перед родными полями, лесами и горами и очень сильно любил их. Его книги рассказывают о необычайных приключениях и путешествиях в красивый и удивительный мир природы. Тексты, написанные им, были похожи на сказки и вызывали у людей ощущения, которые пробирают до самого сердца.

. Он родился в 1903 году в Москве и его жизненный путь был необычным. Георгий был усыновлен в четырехлетнем возрасте Н.Н. Скребицкой. Семья переехала в небольшой городок Чернь в Тульской губернии, где он провел детство. Его приемный отец А.М. Полилов был земским врачом, увлекался рыбалкой и охотой, и это стало для Гриши прекрасным способом общения с природой.

В доме Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили синички, сороки, ежики, зайчики, белочки. Г. Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства. Многие его произведения посвящены им. Георгию Алексеевичу очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. И я надеюсь, что вы не только сами будете с добротой относиться к нашим братьям меньшим, но и никому не позволите их обижать. Как многие из вас, Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой.

Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться

Он соединил в своей профессии две страсти – написание книг и изучение природы. Он стал одним из самых известных писателей-натуралистов.

Писатель смог сохранить свои воспоминания о приключениях, а также детские воспоминания о природе. Георгий Алексеевич обратился к теме животных, написав рассказы и две повести, известные в нескольких странах. В 40-х годах он работал с писательницей Верой Чаплиной, создавая истории о животных для маленьких читателей и публикуя их в детских журналах. Его первое произведение "Ушан" о зайчике, которого родила осень, было знакомо многим школьникам и привело к написанию рассказов о разных животных.

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого о животных содержат истории о зайчике, сороках, лосихе, белочке и других обитателях леса. Его произведения обладают ласковым юмором, поэтичностью и душевной теплотой, которые раскрывают черты его мастерства. Эти книги помогают развивать характер, учат детей любить животных и бережно относиться к живой природе. Произведения Скребицкого широко используются для семейного чтения и внеклассных мероприятий.

Основная задача творчества Георгия Алексеевича заключалась в том, чтобы познакомить его юных читателей с интересной жизнью обычных животных. Он надеялся, что они станут внимательнее наблюдать за животными, полюбят их и научатся ценить всю разнообразную природу нашей страны

В июне 1964 года знаменитый писатель Георгий Скребицкий начал чувствовать себя плохо и, испытывая приступ острой боли в сердце, был госпитализирован. К несчастью, его состояние оставалось критическим, и 18 августа того же года он скончался от инфаркта. Его похоронили на знаменитом Ваганьковском кладбище в Москве.

Слушают учителя

Коммуникативные:                                                   - уметь воспринимать текст на слух

3. Первичное  восприятие.

Чтение сказки учителем.

Понравилось ли вам произведение?  Какое настроение оно вызывает?

Коммуникативные:                                                    уметь воспринимать текст на слух

4. Словарная работа.

Какие слова были непонятны? Слайд

Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.

Склон – наклонная поверхность.

Угрюмый – неприветливый, мрачный, безрадостный.

Художник – человек, который пишет картины.

Луговина – небольшой луг.

Калужница – травянистое растение с желтыми цветами.

Слушают учителя. Если знают, то отвечают.

6. Проверка качества первичного восприятия

– О ком или о чем это произведение?

– Как автор называет Весну? Найдите в тексте и подчеркните.

– Как начинается произведение? Прочитайте.

– Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте.

– Какой был лес?

– Что значит: лес стоял хмурый и угрюмый?

– Как Весна решила раскрасить лес? Прочитайте.

– Какие кисточки взяла Весна для своей работы? Какие краски?

– Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу.

- Что развесила Весна на осины и тополя?

– В этом произведении писатель использовал прием, который называется олицетворение.

Олицетворение – это прием, когда неодушевленное изображается как живое.

- Внимательно рассмотрите  и найдите в тексте действия , которые относятся к ней.

Нахождение указанных частей в тексте.

отвечают на вопросы.

Выполняют задание в группе, проверяют и исправляют ошибки

Читают вслух выбранный отрывок

Индивидуальная работа.

Каждый даёт ответ.

Групповая работа

Распределяют роли в группе. Планируют  работу группы. Работают в группах над поставленными вопросами. 

Познавательные:

-ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

-строят логическую цепь рассуждений;

-контролируют свою деятельность по результату выполнения задания

Регулятивные:

-осмысляют учебный материал;

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других

7. Повторное чтение.

Читают про себя

Познавательные:

-ориентируются в текущей учебной книге;

8.Физминутка

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад

Дети коллективно выполняют физминутку

9. Закрепление полученных знаний.

Игра называется «Перепутанные логические цепочки». Перед вами  части рассказа, но они перепутаны, ваша задача – востановить порядок, поменять нумерацию в соответствии с номером части.

«Перепутанные логические цепочки»                

1.

День за днём всё наряднее пишет свою картину весна

1.Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать?

2.

Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать?

2.Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый.

3.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.

3.Взяла она тонкие кисточки.

4.

Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый.

4.День за днём всё наряднее пишет свою картину весна

5.

Выглянуло солнышко.

5.На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.

6.

А что это в зелёной траве?

6.Ещё рисует день за днём.

7.

Ещё рисует день за днём.

7.Посреди небольшого луга уже зеленеет трава.

8.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину.

8.Всё оживает кругом.

9.

Посреди небольшого луга уже зеленеет трава.

9.А сколько птиц в лесу и в полях!

10.

Всё оживает кругом.

10.Бегут дни за днями.

11.

А сколько птиц в лесу и в полях!

11.А что это в зелёной траве?

12.

Бегут дни за днями.

12.Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину.

13.

Взяла она тонкие кисточки.

13.Выглянуло солнышко.

Самостоятельная работа

Ученики пересказывают текст прочитанного по отрывкам или

 то, что они запомнили.

Работа в группах.

Формирование стратегии смыслового чтения

 «Перепутанные логические цепочки»

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-воспринимать и понимать речь учителя

10. Обобщение и систематизация знаний и умений.

– Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий.

– Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником?

– Скажите, какие чувства вызвало у вас это произве-
дение?

– Как вы считаете, какие чувства хотел передать автор
в этом произведении? Нравится ли ему это время года?

Вывод. Произведение, в котором автор создает с помощью художественных средств образные картины, вызывающие у нас определенные чувства, называется художественным рассказом.

– Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник» заканчивается словами: «А сколько птиц в лесу и в полях. И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело».

– Что же это за дела?

– Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?

-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.

-Как вы думаете, почему надо беречь цветы?

-Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.

Украшаем планету цветами.

– Выводить потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; петь, чтобы мы наслаждались их песнями

Регулятивные:

-уметь делать выводы

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме

Предметные:

- понимать смысл сказок о животных.

 11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашняя работа: прочитать текст

12. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Назовите автора произведения.

Назовите заголовок.

Назовите тему произведения.

К какому жанру отнесем произведение?

 Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы.

-Что вам понравилось на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись?

-Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- Давайте подведем итоги.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Сегодня активно на уроке работали… .

- Спасибо, урок окончен.

Ученики. Г. Скребицкий.

Ученики. «Весна-художник»

Ученики. Это произведение о природе.

Регулятивные:

-уметь выделять наиболее понравившиеся моменты на уроке

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-воспринимать и понимать речь учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ТЕМЕ "Г.СКРЕБИЦКИЙ "ВЕСНА-ХУДОЖНИК" 2 КЛАСС

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Урок по литературному чтению во 2 классе: "Г.Скребицкий "Весна-художник"

Урок по литературному чтению во 2 классе (образовательная система "Начальная школа ХХI века") - "Знакомство с произведением Г.Скребицкого "Весна-художник" прове...

Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Г.А. Скребицкого «Весна – художник»

Тест содержит семь вопросов по содержанию произведения Г.А. Скребицкого "Весна - красна"...

Конспект урока Г.А.Скребицкий "Весна - художник"

Технологическая карта урокаГ. А. Скребицкий "Весна-художник"Предмет:Литературное чтениеУчитель:Аббясова Альбина РустамовнаТема урока:Георгий Алексеевич Скребицкий "Весна-художник"Ц...

Рабочий лист к рассказу Г.Скребицкого "Художник-Осень"

В рабочем листе представлены различные задания для работы по содержанию текста....