Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
|
- Мотивация (самоопределение к деятельности)
|
- Ребята, девизом нашего занятия я выбрала следующее стихотворение:
Затруднение в ученье – К новым знаниям ведет. Кто дорогу сам осилит, Непременно их найдет!
- Как вы думаете, почему я выбрала именно такие слова для нашего урока?
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была плодотворной?
- Вот по этому принципу мы и начнем работать, но сначала договоримся о том, как будем учитывать результат своей работы:
- Вы будете использовать фишки, если даете правильный ответ, то одну фишку берете и кладете в свою накопительную карточку.
| Мы будем открывать новые знания… Если мы будем испытывать трудности в учении и сами будем их преодолевать, то эти знания запомнятся нам надолго.
|
- Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии
- Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты;
- Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала;
- Наличие индивидуального задания для постановки проблемы;
- Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.
| - Ребята, вспомните, а на сегодняшний день, что вы уже знаете? (цепочка)
- А чем отличается устная речь от письменной?
- Какое правило про слоги знаете?
- На какие 2 группы делятся все звуки?
- А как отличить гласный звук от согласного?
- А согласные звуки в свою очередь, на какие группы делятся?
- А вспомните способ различения согласных по звонкости – глухости.
- А ещё, на какие группы делятся согласные звуки?
- А как отличить твердый звук от мягкого?
- А ещё, что мы уже заем? (З-Б)
- Ребята, посмотрите, буквы рассыпались. Подумайте, по какому признаку их можно сгруппировать? (город букв)
- Ребята, а сейчас, работая в парах, вы заселите жильцов в домики.
- Кто желает работать у доски? Ты… - находишь буквы, обозначающие гласные звуки, а ты… - согласные звуки.
- Проверяем.
- Оцените себя.
| Р – П – С – Сл – З – Б
- Мы знаем…, что речь бывает устная и письменная
- Мы знаем…, что речь состоит из предложений
- Мы знаем…, что предложения состоят из слов
- Мы знаем…, что слова состоят из слогов
- Мы знаем…, что слоги состоят из звуков
- Мы знаем…, что звуки на письме обозначаются буквами
|
- Постановка проблемы.
- Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)
- Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне;
- Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)
| Ребята, посмотрите, а все ли домики в городе букв у вас заселены?
- Значит, что нам предстоит сегодня открыть на уроке? (звуковичок)
- А вот этот новый звук спрятан в имени сказочного персонажа, а вот какого вы отгадаете сами, если внимательно будете смотреть отрывок из мультфильма.
- Кто догадался, о каком сказочном герое идет речь в отрывке?
- Какой первый звук вы слышите в имени старухи?
- Значит, какая же цель нашего урока?
- познакомиться … с звуком ш;
- Какие учебные задачи вы поставите пред собой?
- учиться отличать … звук ш от других звуков речи;
- узнать … какой буквой обозначается звук ш;
- учиться читать … слова с новой буквой;
| - нет, есть свободные домики
- новый звук и узнать, какой буквой он обозначается
Шапокляк ш
|
- Открытие нового знания
- Рационально выбрана форма
работы по построению нового способа действия (парная, групповая, коллективная) - Чётко зафиксирован новый способ действия в языке (устно, знаково);
- Способ действия зафиксирован в модели (схемы, таблицы и т.д.
| - Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?
- Правильно, нужно выяснить, что же это за звук. А для этого назовите мне предметы, изображенные на слайде.
шапка шишка шуба шест - Значение всех слов понятно?
- Что объединяет все эти слова?
- В какой части слова он стоит?
- Какое слово лишнее? Почему?
- А теперь каждая группа будет выполнять своё задание:
1 группа – проанализируйте данные слова и выясните гласный этот звук или согласный;
2 группа – с помощью этих же слов и инструментов определите звук по звонкости – глухости;
3 группа – проанализируйте слова и выясните, какой это звук твердый или мягкий.
- Но сначала повторим правила сотрудничества:
- Слушать друг друга;
- Уметь уступать;
- Уметь договариваться;
- Распределять роли в группе.
- Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Оценивает себя в листе.
- Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.
Постепенное одевание звуковичка
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что вы узнали о звуке, работая в группах. (Коротко все, что мы знаете про звук Ш)
- Можем сказать, что решили учебную задачу?
|
Во всех словах есть звук Ш В начале слова |
- Первичное закрепление
- Показан образец комментирования выполнения задания учителем;
- Задания для первичного
закрепления дают возможность самостоятельного комментирования |
- А теперь ребята, я вас проверю и вы себя сами проверите как умеете отличать звук Ш от других звуков речи. Если слышите звук Ш – стоите, если нет звука в данном слове - приседаете.(стихотворение)
- Докажите.
- А здесь чему учились, выполняя это задание?
- Решили учебную задачу? Включались в работу, научились - оценивать себя
| Шуба, шапка, шляпа, шар, Шли однажды на базар. Шли пешком, неспешно шли, И шалаш в лесу нашли, Посмотрели на шалаш: Был ничей, а будет наш. |
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся (дифференциация);
- Организована самопроверка (по образцу, эталону);
- Рациональная форма фиксации результатов (плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)
| - Ребята, внимание на экран. Шапокляк перепутала звуковые модели слов, с которыми мы работаем.
- Помогите соотнести звуковую модель и рисунок.
- Перед вами лежат карточки, с которыми вы будете работать самостоятельно. Простым карандашом от рисунка проведите стрелочку к модели слова.
- Проверяем по эталону.
- Все ли модели слов нам подошли?
- Почему нет? Докажите.
- Чему учились на этом этапе урока?
Физминутка - здоровье | Шуба
Шапка
Шишки
|
- Включение в систему знаний и повторение.
- Выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний.
|
- Ребята, звуковичка одели, но до сих пор личика нет, значит, какую следующую задачу необходимо решить?
- Может кто-то уже знает, какой буквой на письме обозначают звук Ш
- Выберите её среди данных и правильно произнесите.
- Пофантазируйте на что похожа буква Ша
На что похожа буква ша На зубья этого ковша.
- Смоделируйте из фасоли маленькую печатную букву ша
- Что узнали на этом этапе урока?
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»
- Прочитайте слоги, записанные на слайде (про себя, хором, хорошо читающий ученик)
- Посмотрите внимательно, среди слогов спрятались слова, найдите их и прочитайте.
- Внимание на слайд, проверьте себя, все ли слова вы нашли?
- Чему учились, выполняя это задание? Кто включался в работу, оцените себя.
- А теперь я предлагаю вам дослушать песенку Шапокляк до конца и подумать над словами этой песни.
- Скажите, правильно ли учит нас поступать старуха Шапокляк?
- Почему?
- Оцените себя
|
|
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
- Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма);
- Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений.
| - Итак, ребята, какие же знания вы сегодня от урока приобрели?
- Где можете применить свои знания?
- А какой результат совместной работы вы получили?
- На какую улицу поселите звук ш и букву ша. Заселите жильца в домик.
- Я – знаю…
- Я - умею…
- Я - научился…
|
|
- Здоровьесберегающий аспект.
- Преодоление утомляемости (своевременность и объём физминуток (статическое напряжение мышц, упражнение для глаз, моторика, мозговая деятельность и т.д.), смена видов деятельности, системный контроль за осанкой);
- Психологический климат урока (тактичность, доброжелательность и т.д.)
|
|
|