Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Комарова Светлана Васильевна

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch.gram_._2.rar1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ж]. Буквы Ж,ж.

Комарова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Обманковская ООШ»

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

  1. дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
  2. способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
  3. способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

Оборудование: карточки: «согласные»,  «гласные»; предметные картинки – солнышки для рефлексии, карточка с буквами Ж, ж; портрет жука для домашнего задания, карточки со скороговорками.

Техника: компьютер, медиапроектор, экран, колонки.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

- Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…».

- Какое у вас настроение?

2. Введение в тему урока (приложение 1)

- Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)

- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это        
                                             (Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далек      (жираф)

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит            (журавль)

- Как можно назвать всех одним словом?

-Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ж])

-А это кто? (СЛАЙД№4)

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?

- Как бы вы назвали наш урок?

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ж].

- Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.

РАБОТА  В  ПАРАХ:

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]  (артикуляция)

- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

- Какой это звук? (согласный)

- Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)

- Как произносится звук? (звонко)

- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

  1. Пиджак, рубашка, майка
  2. Шарф, жилет, шапка
  3. Шорты, бриджи, штаны
  4. Брюки, носки, джинсы

- Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?

==Расскажите, что узнали про звук [ж]?

- Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).

Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.

Ф/М  На лужайке, по ромашкам

          Жук летал в цветной рубашке:

          Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

          Я с ромашками дружу.

         Тихо на ветру качаюсь,

         Низко, низко наклоняюсь.

5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

- Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

- У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их  (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).

- Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)

- Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)

Когда слова начинаются с большой буквы Ж?

Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

6. Закрепление.

- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

(буклет садоводу-огороднику РИСУНОК №1)

7. Итог урока         

- Как назывался наш урок? Почему?

8. Рефлексия

-Продолжите предложения (СЛАЙД №9)

- Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].(РИСУНОК №2)

А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].

9. Домашнее задание

- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж. (РИСУНОК №3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]

Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"

Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...