Конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока о весне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_vesna.docx | 29.6 КБ |
polyubuysya_vesna_nastupaet.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Полюбуйся, весна наступает! Стихи о весне.
Учитель: Галактионова Светлана Аркадьевна
Цель урока:учить видеть красоту весенней природы, читая и анализируя стихи о весне.
Задачи:
- Работать над формированием навыка выразительного чтения.
- Продолжить работу над развитием речи, воображения, наблюдательности, мышления.
- Читая стихи показать красоту, точность, звучность поэтического слова, развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:мультимедийный проектор, сборник стихов, цветные карандаши.
Использование современных педагогических технологий: информационно-коммуникативная, игровая, эдоровьесберегающая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
- Организационный момент и введение в тему урока.
Учитель читает стихотворение Модзалевского Льва Николаевича «Появление весны»
Весна с улыбкой шлёт привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая.
Стихотворение Л.Н. Модзалевского, которое я вам прочитала, называется «Появление весны».
- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?
Тема нашего урока «Полюбуйся, весна наступает! Чтение стихов о весне».
- Какое у вас представление о весне? Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений.О ней поют, сочиняют стихи, ее фотографируют, о ней создают картины. О весне сочиняют стихи и любуются её красотой.
На доске три графы:
- Меня заинтересовала тема урока
- Я не в восторге от темы урока, но буду стараться.
- Свободная (индивидуальное мнение)
Дети берут по магнитику, и каждый выбирает графу для своего магнита.
II. Актуализация знаний
Слайд №1 картинка «Красавица Весна»
- Какое название мы придумаем к этой картинке? Почему?
Задание: среди предложенных стихотворений и загадок давайте посмотрим, если стихотворение или загадка к нашей картинке «Красавица – Весна». Чтение загадки.
Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство, чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы,
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица-…
А теперь, чтобы лучше понять нам стихотворение мы с помощью цветных карандашей придадим стихотворению яркость и красочность.
Одновременно с детьми учитель работает на доске
Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство, чтоб всё цвело.
Вот такое цветовое решение мы нашли к нашим строчкам.
- Какие ваши впечатления о работе над стихотворением с использованием изобразительных средств?
Через несколько минут мы с вами откроем лирическую страничку.
- как вы объясните слово «лирическая»? Слово лирика произошло от названия музыкального инструмента лира. Произведение, исполняемое под звуки лиры, и есть лирическое, наполненное чувственностью, переживаниями, эмоциями и настроением.
III.Физминутка
На-на-на, к нам уже пришла весна.
Ло-ло-ло, и на улице светло.
Чи-чи-чи, к нам уже летят грачи.
Ру-ру-ру, рады солнцу и теплу.
- Кто может рассказать про первый весенний месяц? (Главная задача марта – тьму зимнюю одолеть). Небо уже по-весеннему голубеет, а земля всё ещё покрыта снегом и льдом.
Слайд №2 Юон К. Ф. «Мартовское солнце».
Солнце начинает одолевать зиму.
Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по – тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. Перед нами – известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце». Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу. По проселочной дороге едут всадники – деревенские ребятишки. Кто знает, может по поручению кого-то из родителей, а может и без спроса оседлав лошадей. Снег отчетливо оставляет следы лошадиных копыт и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села.
Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут за ребятнёй, как будто провожая маленьких всадников. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух! Скоро, очень скоро потекут ручьи с деревенских крыш, радостно защебечут птицы на все голоса, деревьях будут прорезаться первые почки и придёт настоящая, долгожданная весна!
Задание: среди предложенных стихотворенийдавайте найдём и выразительно прочитаем стихотворение, в котором описаны признаки марта.
Мартовские тени (Хрестоматия А.В. Тихонова)
В роще синие тени
Соскользнули с берёз:
Ночью крепок мороз.
…Но ветви берёз розовеют,
Очнувшись от зимнего сна.
И ветры весенние веют,
И шепчут берёзкам: «Весна…»
- Что объединяет стихотворение «Мартовские тени» и картину Юона «Мартовское солнце»?
- Назовите признаки марта в стихотворении.
- Найдём и прочитаем приметы марта.
1. В марте день ночью меряется, равняется.
2. Иногда и март морозом хвалится.
- Кто может назвать главную задачу второго весеннего месяца? (Главная задача апреля – снег согнать, землю отогреть).Апрель – месяц ледохода.
Слайд №3 Левитан «Весна. Большая вода»
Картина Левитана «Весна. Большая вода» спокойна и радостна. Зима уже ушла, и весь снег стаял, и было его столько, что затопило и дома, и низины, и лодка стала единственным транспортом в некоторых местах…Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем.
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.
Задание: среди предложенных стихотворений давайте найдём и выразительно прочитаем стихотворение, в котором описаны признаки апреля.
Апрельские хроники (Хрестоматия А.В. Тихонова)
Зима- старуха ёжится
Сугробам у двора
А солнце в лужах множится,
Грачи кричат: «Ура!»
Длиннее день, короче тьма.
Прощай, холодная зима!
Мы открываем шире дверь –
Входи, ликующий апрель!
- Какие слова вам были непонятны? (Хроника – последовательное сообщение о факте)
- Назовите признаки апреля в стихотворении.
-Найдём и прочитаем приметы апреля.
Апрель с водой, май с травой.
- Кто может назвать главную задачу третьего весеннего месяца? (Главная задача мая – одеть в зелень листву).
Слушание музыки.
Задание: среди предложенных стихотворений давайте найдём и выразительно прочитаем стихотворение, в котором описаны признаки мая.
Скворечник (Хрестоматия А.В. Тихонова)
Молнии сверкают в майскую грозу
Яблони роняют белую слезу
А скворчихи-мамы больше не ворчат,
Ведь сегодня вылет у птенцов-скворчат!
Опустел скворечник – опустеет класс,
И скворчиха – мама вновь проводит нас.
Мы опять вернёмся рыжим сентябрём:
Голоса окрепнут – песню ей споём!
- Назовите признаки мая в стихотворении.
-Найдём и прочитаем приметы мая.
1. Цветущий май – настоящий май.
2. Как в мае рожь, так и будет рожь.
IV. Закрепление пройденного
Задание: выберите понравившееся стихотворение и с помощью цветных карандашей оформите стихотворение в цветовой гамме.
- Какая цветовая гамма у вас получилась?
V. Рефлексия. Подведение итогов.
На доске три графы:
- Было интересно…
- Мне захотелось…
- Свободная (индивидуальное мнение)
Дети берут по магнитику, и каждый выбирает графу для своего магнита, и устно продолжают незаконченную мысль.
Список использованной литературы:
- Кленова Т.В. В гости к весне. Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения.// Начальная школа: журнал. – 2012. – №2. – с. 63-66.
- Машукова Е.И. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится.// Начальная школа: журнал. – 2013. – №2. – с. 35-37.
- Тихонов А.В. Окружающий мир. Времена года. Весна. Хрестоматия для 1-4 классов/ Москва «Росмен», 2004.
- Устинова Б.А. Весна – чудесная пора. Классный час. III класс.// Начальная школа: журнал. – 2011. – №5. – с. 82-85.
- Хрестоматия для внеклассного чтения. Стихи и рассказы о родной природе/ Москва «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Юон Константин Фёдорович «Мартовское солнце»
Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....