"Открытый" урок по литературному чтению в 4 классе "М.М.Пришвин "Выскочка"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Кижаева Лариса Владимировна

Данный урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС.  На  уроке используются  этапы  работы над развитием читательской грамотности обучающихся; приёмы технологии развития критического мышления, такие, как инсерт, синквейн. Разработанная  викторина в системе контроля и мониторинга  качества знаний PROClass помогает проверить и оценить понимание художественного текста обучающимися.  Урок демонстрирует практическую направленность учебного процесса,  разнообразное и в то же время рациональное использование средств обучения, познавательную активность обучающихся как доказательство развития метапредметных  результатов, имеет  воспитательную и эстетическую ценность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_4_klass.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

  КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА

ФИО :  Кижаева Лариса Владимировна

Место работы: ГБОУ СОШ пос. Чапаевский  м. р. Красноармейский   Самарской области

Должность: учитель  начальных классов

Предмет:  литературное чтение

Класс:  4

Время проведения: 15 февраля 2019г.

Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»

Базовый учебник:            Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. -  М.: Просвещение, 2018.  

Программа: Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015.

УМК  «Школа России»

Цель  урока:  Расширение знаний о творчестве М.М.Пришвина: знакомство с новым произведением  «Выскочка»

Задачи урока

  •  обучающие:

- совершенствовать навыки правильного и осознанного чтения;

- формировать умения анализировать содержание произведения;

- учить определять главную мысль произведения;

- владеть приемами монологической и диалогической речи; приемами индивидуальной и групповой работы;

- владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля;

- уметь работать  индивидуально, в парах и в группах;

  • развивающие:

- развивать речь: умение связно выражать свои мысли и впечатления;

- расширять словарный запас детей;

- развивать  внимание учащихся при работе с информационным и практическим материалом;

- способствовать развитию интереса к литературному творчеству изучаемого автора;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать,  обобщать;

  • воспитательные:

- воспитывать культуру устной и письменной речи;

- содействовать интересу и бережному отношению ко всему живому;

- способствовать развитию  нравственной  культуры учащихся;

- содействовать развитию  чувства сотрудничества и взаимопомощи;

- оценивать поступки героев и свои поступки;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний 

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая

Оборудование урока: ПК для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» 4 класс. – М.: Просвещение, 2015., презентация к уроку, презентация-викторина, выставка книг Д.Н Мамина-Сибиряка и А.И.Куприна на тему «Природа и мы», система мониторинга и качества знаний  PROClass, словарь Ожегова, карточки-схемы для групповой работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • личностные:

- проявлять интерес к произведениям о природе;

- выявлять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности;

- понимать и ценить такие общечеловеческие нравственные ценности, как добро, природа; 

  • предметные:

- различать художественные средства выразительности (эпитет, сравнение, метафору, фразеологизм);

- выделять главную мысль произведения;

- различать жанры и типы литературных произведений;

- ориентироваться в тексте для поиска ответов на вопросы;

- извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из литературного произведения;

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
  • регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя, индивидуально, в паре и в группе;

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий;

  • познавательные:

                    - отвечать на  вопросы учителя, находить нужную информацию  

                    в  предлагаемых текстах;

                    - осознанно строить речевые высказывания;

                       -  пользоваться  действиями сравнения, анализа, синтеза,  

                     обобщения;

                     -  установление причинно-смысловые связи;

  • коммуникативные:

- участвовать в диалоге с одноклассниками и  учителем;  

- слушать и понимать других, уметь договориться в совместной деятельности;

- сотрудничать в совместном решении проблем, предвидеть последствия коллективных решений;

- высказывать свою точку зрения;  

СЦЕНАРИЙ УРОКА

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

УЧИТЕЛЬ: - Посмотрев и прослушав видеофрагмент, попробуйте догадаться, о чём   будем говорить сегодня на уроке?                                                     (ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА-видео на стихотворение И.Мазнина)

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

УЧИТЕЛЬ: - Кто догадался, чему будет посвящён наш урок чтения? (Дружбе с природой и планетой.)

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ                                                                                  (ВЫСТАВКА КНИГ Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И.Куприна о природе)

УЧИТЕЛЬ: - Давайте вспомним, кто нас учил, как подружиться с природой и  какие качества мы должны в себе воспитывать, чтобы природа пожелала нашей дружбы. (Указывает на выставку.)

УЧИТЕЛЬ: - Разгадав анаграммы, назовите, с какими героями животного мира мы уже подружились,  читая  рассказы раздела «Природа и мы»

ШМРИЁПЫ  (ПРИЁМЫШ)     КОСЬБОЛО   (СОБОЛЬКО)                              РБСАОБ  (БАРБОС)      УАЖКЬЛ   (ЖУЛЬКА)

УЧИТЕЛЬ: - Какие писатели нас с ними познакомили? (Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн)

                            ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ   (Целеполагание)                                          

УЧИТЕЛЬ: - Какой писатель  продолжит  сегодня  наш путь к природе?  Попробуйте вспомнить его, прочитав отрывки из некоторых его произведений.

«Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… Стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь  и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь…»

«-Что вы смеётесь, глупыши?-сказал я ребятам. Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите: «до свидания!»

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать…»

      УЧИТЕЛЬ: -Чьи же эти красивые, добрые, важные слова?

(ПОРТРЕТ ПРИШВИНА)

УЧИТЕЛЬ: -Михаил Михайлович Пришвин прожил довольно долгую, насыщенную событиями  жизнь. Он работал и агрономом, и сельским учителем, и библиотекарем. Писатель очень много путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту: в леса и поля (слайд), реки и озёра (слайд), в её птиц и зверей (слайд), поэтому все  произведения писателя проникнуты огромной любовью к природе.

   УЧИТЕЛЬ: - Прочитайте, что говорил о Михаиле Михайловиче Пришвине писатель Максим Горький.

 «Прекраснейший вы художник, удивительно русский и в то же время удивительно оригинальный»

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

УЧИТЕЛЬ: -Давайте объясним значение слова «оригинальный», пользуясь словарём.

- Вот как Горький доказывал оригинальность Пришвина.

   «…до Вас так писать никто не умел»

«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»

УЧИТЕЛЬ: - Пришвина называют певцом природы, потому что природа – это его творческая лаборатория, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение, записывал многие удивительные явления, которые видел своими глазами.

-  За кем наблюдал как-то раз М.М.Пришвин, отгадайте.

Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт,  

Она знать даёт.     (собака)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.    (сорока)

ФИЗМИНУТКА

УЧИТЕЛЬ: -Изобразим некоторые действия этих животных, заодно отдохнём

Вот наш пёсик (покачивания головой вверх-вниз)

Серый хвостик (покачивание туловищем), чёрный носик (трут ладонью нос)

Пёс проказник и затейник (хлопки)

Как звенит его ошейник (круговые движения шеей и головой)

Пёсик любит порезвиться (прыжки )

И за кем-нибудь носиться (бег)

Кувыркнётся смело, ловко (прокрутиться на одной ноге)

На лету тряхнёт головкой (высокий прыжок и кивок  головой)

Как сорока-белобока на заре вставала ,(из приседа-стойка с потягиванием)

Стряпню затевала, воды носила, (изображение данных действий)

Тесто замесила, дров напилила, (изображение данных действий)

Печку растопила, гостей созывала: (изображение данных действий)

Слетайтеся, собирайтеся, (изображение данных действий)

Нынче у нас праздник, шумное веселье, (прыжки с хлопками)

У сороки- белобоки в доме новоселье. (прыжки с хлопками)

УЧИТЕЛЬ: - Расшифруйте название произведения М.М.Пришвина, которое будем читать.

1

2

3

4

1

ы

н

и

к

2

у

о

в

л

3

р

с

а

ч

                           

                3.1; 1.1; 2.3; 4.1; 2.2; 4.3; 4.1; 3.3 (ВЫСКОЧКА)  

УЧИТЕЛЬ: - А кого, вообще, называют выскочкой?  (Человека, который стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который  хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

УЧИТЕЛЬ: - А как в толковом словаре раскрывается значение этого слова?  (Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.)

УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, кто в произведении  М.М.Пришвина  окажется выскочкой? (приём предположения)       

УЧИТЕЛЬ: - Проверим свои предположения и узнаем подробнее  о  наблюдениях  М.М.Пришвина  за  героями-животными.  Отмечайте незнакомые слова знаком-галочкой.  (приём инсерт)

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ  (читает ЧТЕЦ с аудиоприложения)

Ученики следят за чтением по тексту и отмечают, сложные для понимания слова.

СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

УЧИТЕЛЬ: -Какие слова  показались вам не совсем понятными? Попробуйте  их объяснить, используя синонимы или выражения с подходящими значениями.

РАБОТА В ПАРАХ – раздаётся карточка с таблицей каждой паре

Соедините слова и выражения с их значением или синонимами:

  1. бдительность
  2. выводок
  3. с заскоком и с пыльцой в голове
  4. поскакала дуром
  5. замысел
  6. улучила
  7. радужный
  8. суета
  9. срам

 

А - нашла подходящее время

Б - стыд, позор

В - задуманный план действий

Г - излишняя торопливость

Д - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью

Е - не умная, глуповатая, странность в поведении

Ж - не попорядку, как попало, не думая

З - разноцветный

И - зоркость, настороженность

САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ. ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

-Прочитайте описание Вьюшки, её повадок.    (зачитывают из текста)

-Как у собаки появилась такая кличка?     (зачитывают из текста)

-Каким образом сорокам удалось украсть кость у собаки?    (зачитывают)

- Кто такая Выскочка?  Прочитайте, как описывает её Пришвин.   (зачитывают)

-На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?    (зачитывают)

-Найдите и прочитайте самый напряжённый момент рассказа.  (зачитывают)

-Прочитайте, какой Выскочка стала в конце рассказа?   (зачитывают)

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

(ГРУППОВАЯ РАБОТА)

Вопросы для 1 группы (1 ряда)

Вопросы для 2 группы (2 ряда)

  1. – К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
  2. – Найдите такие средства художественной выразительности, как сравнения и метафору. (Ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом…) (С пыльцой в голове, воровка яиц…)
  3. - Можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

  1. - Какое это произведение? Художественное  или научно-познавательное?

( художественное, так как  автор передаёт мысли, чувства к героям, а  не передаётся информация)

  1. – Найдите такие  средства художественной выразительности, как эпитеты и фразеологизмы. (Хвост радужный, блестящая, проворная, веселая собачка…) (С заскоком,  в семье не без урода…)
  2. -  Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

СООТНЕСЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ПОСЛОВИЦАМИ

Не подымай нос, споткнёшься.

Не примечать, так и хлебушка не едать.

Добрая шутка дружбы не рушит.

Авось да небось до добра не доведут.

По мышке и кошка зверь.

Без хвоста и пичужка не красна.

Делу время, потехе час.

УЧИТЕЛЬ:  -Какие народные пословицы связаны с рассказом М.М.Пришвина и как?

УЧИТЕЛЬ: - Прочитайте 6 вопрос на 95-ой странице. (Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни)

(Пока ученики читают, учитель записывает на доске клички героев в 2 столбика)

    ПРИШВИН                         ВЬЮШКА                    ВЫСКОЧКА

УЧИТЕЛЬ: - Какие чувства  автора вы выбрали  из 6-ого вопроса (на стр.95)  к героям-животным.  (устный выбор  со стр.95)

УЧИТЕЛЬ:- Так достоверно и невероятно точно описать особенности поведения, характерные повадки животных мог только чрезвычайно наблюдательный человек. Давайте вместе составим синквейн,  посвящённый Михаилу Михайловичу Пришвину.

ПРИШВИН

Внимательный, наблюдательный.

Путешествовал, любил, изучал.

Учит понимать и беречь родную природу.

Певец природы.

УЧИТЕЛЬ: - А теперь сами составьте синквейны про героев-животных: 1 группа – про Вьюшку, 2 группа – про Выскочку.

ВЬЮШКА                                                   ВЫСКОЧКА

Весёлая, бдительная.                                 Глупая, молодая.

Охотится, служит, защищает.              Стрекочет, ворует, рискует,

Не пустит врага.                                      В семье не без урода.

Охотничья лайка.                                      Нет большего срама, как лишиться

                                                                    сороке  хвоста

Проверка  уровня усвоения   учебного материала  (Электронный тест  в системе мониторинга и качества знаний  PROClass)

                           РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • итог  урока

УЧИТЕЛЬ: - Чему хотел научить нас М.М.Пришвин своим произведением?

(Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть  впросак, не надо быть выскочкой. Надо быть внимательным и наблюдательным к природе, тогда можно много интересного узнать.)

  • самооценка результатов своей деятельности

УЧИТЕЛЬ:- Проанализируйте и охарактеризуйте  свою работу: 1-ая группа по левой  «оценочной ладошке», 2-ая группа – по правой.

Выставление отметок  в соответствии с  отчётом  выполнения  электронного  теста  в системе мониторинга и качества знаний  PROClass

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

- А вы когда-нибудь сами замечали что-то удивительное в жизни окружающих вас животных? Вспомните дома такую необычную ситуацию из жизни животных и запишите рассказ, чтобы потом в классе мы выбрали самые интересные истории и поместили их в наш творческий альбом, который  (появился благодаря проектной деятельности)  будет постоянно пополняться вашими произведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...