"Открытый" урок по литературному чтению в 4 классе "М.М.Пришвин "Выскочка"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются этапы работы над развитием читательской грамотности обучающихся; приёмы технологии развития критического мышления, такие, как инсерт, синквейн. Разработанная викторина в системе контроля и мониторинга качества знаний PROClass помогает проверить и оценить понимание художественного текста обучающимися. Урок демонстрирует практическую направленность учебного процесса, разнообразное и в то же время рациональное использование средств обучения, познавательную активность обучающихся как доказательство развития метапредметных результатов, имеет воспитательную и эстетическую ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_4_klass.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА
ФИО : Кижаева Лариса Владимировна |
Место работы: ГБОУ СОШ пос. Чапаевский м. р. Красноармейский Самарской области |
Должность: учитель начальных классов |
Предмет: литературное чтение |
Класс: 4 Время проведения: 15 февраля 2019г. |
Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка» |
Базовый учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2018. Программа: Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015. УМК «Школа России» |
Цель урока: Расширение знаний о творчестве М.М.Пришвина: знакомство с новым произведением «Выскочка» |
Задачи урока
- совершенствовать навыки правильного и осознанного чтения; - формировать умения анализировать содержание произведения; - учить определять главную мысль произведения; - владеть приемами монологической и диалогической речи; приемами индивидуальной и групповой работы; - владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля; - уметь работать индивидуально, в парах и в группах;
- развивать речь: умение связно выражать свои мысли и впечатления; - расширять словарный запас детей; - развивать внимание учащихся при работе с информационным и практическим материалом; - способствовать развитию интереса к литературному творчеству изучаемого автора; - развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру устной и письменной речи; - содействовать интересу и бережному отношению ко всему живому; - способствовать развитию нравственной культуры учащихся; - содействовать развитию чувства сотрудничества и взаимопомощи; - оценивать поступки героев и свои поступки; |
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая |
Оборудование урока: ПК для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» 4 класс. – М.: Просвещение, 2015., презентация к уроку, презентация-викторина, выставка книг Д.Н Мамина-Сибиряка и А.И.Куприна на тему «Природа и мы», система мониторинга и качества знаний PROClass, словарь Ожегова, карточки-схемы для групповой работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- проявлять интерес к произведениям о природе; - выявлять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности; - понимать и ценить такие общечеловеческие нравственные ценности, как добро, природа;
- различать художественные средства выразительности (эпитет, сравнение, метафору, фразеологизм); - выделять главную мысль произведения; - различать жанры и типы литературных произведений; - ориентироваться в тексте для поиска ответов на вопросы; - извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из литературного произведения;
- определять цель учебной деятельности; - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя, индивидуально, в паре и в группе; - планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий;
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в предлагаемых текстах; - осознанно строить речевые высказывания; - пользоваться действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; - установление причинно-смысловые связи;
- участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать других, уметь договориться в совместной деятельности; - сотрудничать в совместном решении проблем, предвидеть последствия коллективных решений; - высказывать свою точку зрения; |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЬ: - Посмотрев и прослушав видеофрагмент, попробуйте догадаться, о чём будем говорить сегодня на уроке? (ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА-видео на стихотворение И.Мазнина)
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
УЧИТЕЛЬ: - Кто догадался, чему будет посвящён наш урок чтения? (Дружбе с природой и планетой.)
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ (ВЫСТАВКА КНИГ Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И.Куприна о природе)
УЧИТЕЛЬ: - Давайте вспомним, кто нас учил, как подружиться с природой и какие качества мы должны в себе воспитывать, чтобы природа пожелала нашей дружбы. (Указывает на выставку.)
УЧИТЕЛЬ: - Разгадав анаграммы, назовите, с какими героями животного мира мы уже подружились, читая рассказы раздела «Природа и мы»
ШМРИЁПЫ (ПРИЁМЫШ) КОСЬБОЛО (СОБОЛЬКО) РБСАОБ (БАРБОС) УАЖКЬЛ (ЖУЛЬКА)
УЧИТЕЛЬ: - Какие писатели нас с ними познакомили? (Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн)
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (Целеполагание)
УЧИТЕЛЬ: - Какой писатель продолжит сегодня наш путь к природе? Попробуйте вспомнить его, прочитав отрывки из некоторых его произведений.
«Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… Стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь…»
«-Что вы смеётесь, глупыши?-сказал я ребятам. Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите: «до свидания!»
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать…»
УЧИТЕЛЬ: -Чьи же эти красивые, добрые, важные слова?
(ПОРТРЕТ ПРИШВИНА)
УЧИТЕЛЬ: -Михаил Михайлович Пришвин прожил довольно долгую, насыщенную событиями жизнь. Он работал и агрономом, и сельским учителем, и библиотекарем. Писатель очень много путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту: в леса и поля (слайд), реки и озёра (слайд), в её птиц и зверей (слайд), поэтому все произведения писателя проникнуты огромной любовью к природе.
УЧИТЕЛЬ: - Прочитайте, что говорил о Михаиле Михайловиче Пришвине писатель Максим Горький.
«Прекраснейший вы художник, удивительно русский и в то же время удивительно оригинальный»
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ
УЧИТЕЛЬ: -Давайте объясним значение слова «оригинальный», пользуясь словарём.
- Вот как Горький доказывал оригинальность Пришвина.
«…до Вас так писать никто не умел»
«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»
УЧИТЕЛЬ: - Пришвина называют певцом природы, потому что природа – это его творческая лаборатория, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение, записывал многие удивительные явления, которые видел своими глазами.
- За кем наблюдал как-то раз М.М.Пришвин, отгадайте.
Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (собака)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
ФИЗМИНУТКА
УЧИТЕЛЬ: -Изобразим некоторые действия этих животных, заодно отдохнём
Вот наш пёсик (покачивания головой вверх-вниз)
Серый хвостик (покачивание туловищем), чёрный носик (трут ладонью нос)
Пёс проказник и затейник (хлопки)
Как звенит его ошейник (круговые движения шеей и головой)
Пёсик любит порезвиться (прыжки )
И за кем-нибудь носиться (бег)
Кувыркнётся смело, ловко (прокрутиться на одной ноге)
На лету тряхнёт головкой (высокий прыжок и кивок головой)
Как сорока-белобока на заре вставала ,(из приседа-стойка с потягиванием)
Стряпню затевала, воды носила, (изображение данных действий)
Тесто замесила, дров напилила, (изображение данных действий)
Печку растопила, гостей созывала: (изображение данных действий)
Слетайтеся, собирайтеся, (изображение данных действий)
Нынче у нас праздник, шумное веселье, (прыжки с хлопками)
У сороки- белобоки в доме новоселье. (прыжки с хлопками)
УЧИТЕЛЬ: - Расшифруйте название произведения М.М.Пришвина, которое будем читать.
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | ы | н | и | к |
2 | у | о | в | л |
3 | р | с | а | ч |
3.1; 1.1; 2.3; 4.1; 2.2; 4.3; 4.1; 3.3 (ВЫСКОЧКА)
УЧИТЕЛЬ: - А кого, вообще, называют выскочкой? (Человека, который стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ
УЧИТЕЛЬ: - А как в толковом словаре раскрывается значение этого слова? (Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.)
УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, кто в произведении М.М.Пришвина окажется выскочкой? (приём предположения)
УЧИТЕЛЬ: - Проверим свои предположения и узнаем подробнее о наблюдениях М.М.Пришвина за героями-животными. Отмечайте незнакомые слова знаком-галочкой. (приём инсерт)
ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ (читает ЧТЕЦ с аудиоприложения)
Ученики следят за чтением по тексту и отмечают, сложные для понимания слова.
СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
УЧИТЕЛЬ: -Какие слова показались вам не совсем понятными? Попробуйте их объяснить, используя синонимы или выражения с подходящими значениями.
РАБОТА В ПАРАХ – раздаётся карточка с таблицей каждой паре
Соедините слова и выражения с их значением или синонимами: | |
| А - нашла подходящее время Б - стыд, позор В - задуманный план действий Г - излишняя торопливость Д - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью Е - не умная, глуповатая, странность в поведении Ж - не попорядку, как попало, не думая З - разноцветный И - зоркость, настороженность |
САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ. ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
-Прочитайте описание Вьюшки, её повадок. (зачитывают из текста)
-Как у собаки появилась такая кличка? (зачитывают из текста)
-Каким образом сорокам удалось украсть кость у собаки? (зачитывают)
- Кто такая Выскочка? Прочитайте, как описывает её Пришвин. (зачитывают)
-На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? (зачитывают)
-Найдите и прочитайте самый напряжённый момент рассказа. (зачитывают)
-Прочитайте, какой Выскочка стала в конце рассказа? (зачитывают)
ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
(ГРУППОВАЯ РАБОТА)
Вопросы для 1 группы (1 ряда) | Вопросы для 2 группы (2 ряда) |
|
( художественное, так как автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
|
СООТНЕСЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ПОСЛОВИЦАМИ
Не подымай нос, споткнёшься.
Не примечать, так и хлебушка не едать.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Авось да небось до добра не доведут.
По мышке и кошка зверь.
Без хвоста и пичужка не красна.
Делу время, потехе час.
УЧИТЕЛЬ: -Какие народные пословицы связаны с рассказом М.М.Пришвина и как?
УЧИТЕЛЬ: - Прочитайте 6 вопрос на 95-ой странице. (Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни)
(Пока ученики читают, учитель записывает на доске клички героев в 2 столбика)
ПРИШВИН ВЬЮШКА ВЫСКОЧКА
УЧИТЕЛЬ: - Какие чувства автора вы выбрали из 6-ого вопроса (на стр.95) к героям-животным. (устный выбор со стр.95)
УЧИТЕЛЬ:- Так достоверно и невероятно точно описать особенности поведения, характерные повадки животных мог только чрезвычайно наблюдательный человек. Давайте вместе составим синквейн, посвящённый Михаилу Михайловичу Пришвину.
ПРИШВИН
Внимательный, наблюдательный.
Путешествовал, любил, изучал.
Учит понимать и беречь родную природу.
Певец природы.
УЧИТЕЛЬ: - А теперь сами составьте синквейны про героев-животных: 1 группа – про Вьюшку, 2 группа – про Выскочку.
ВЬЮШКА ВЫСКОЧКА
Весёлая, бдительная. Глупая, молодая.
Охотится, служит, защищает. Стрекочет, ворует, рискует,
Не пустит врага. В семье не без урода.
Охотничья лайка. Нет большего срама, как лишиться
сороке хвоста
Проверка уровня усвоения учебного материала (Электронный тест в системе мониторинга и качества знаний PROClass)
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- итог урока
УЧИТЕЛЬ: - Чему хотел научить нас М.М.Пришвин своим произведением?
(Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой. Надо быть внимательным и наблюдательным к природе, тогда можно много интересного узнать.)
- самооценка результатов своей деятельности
УЧИТЕЛЬ:- Проанализируйте и охарактеризуйте свою работу: 1-ая группа по левой «оценочной ладошке», 2-ая группа – по правой.
Выставление отметок в соответствии с отчётом выполнения электронного теста в системе мониторинга и качества знаний PROClass
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
- А вы когда-нибудь сами замечали что-то удивительное в жизни окружающих вас животных? Вспомните дома такую необычную ситуацию из жизни животных и запишите рассказ, чтобы потом в классе мы выбрали самые интересные истории и поместили их в наш творческий альбом, который (появился благодаря проектной деятельности) будет постоянно пополняться вашими произведениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....