Литературное чтение
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация Рассказовского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор школы ______________ М.В.Филонов Приказ № 153 от 2 сентября 2019 г. | Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению (протокол № 1 от 2 сентября 2019 г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
для 4 а класса
на 2019 - 2020 учебный год
срок реализации: 1 год
составитель: учитель
МБОУ Платоновской СОШ
Ремизова Татьяна Николаевна
2019 год
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- формирование собственной позиции в жизни, расширение кругозора,
чтение художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- знакомство с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения(правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы, научится осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития. Воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации.
Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.Различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки.
Для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
Для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
Для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), чувствами героев, опираясь на содержание текста.
Для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание.
Различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов).
В результате изучения литературного чтения ученик должен научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет);
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представление разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
№ п/п | Тема | Кол - во часов | Контрольная работа | Проверочная работа | Проект |
1 | Вводный. Знакомство с учебником. | 1 | - | - | - |
2 | Книга в мировой культуре. | 4 | - | 1 | - |
3 | Истоки литературного творчества. | 14 | - | 1 | - |
4 | О Родине, о подвигах, о славе. | 12 | - | 1 | 1 |
5 | Жить по совести, любя друг друга. | 12 | - | 1 | - |
6 | Литературная сказка. | 19 | - | 1 | - |
7 | Великие русские писатели. | 36 | 1 | - | - |
8 | Литература как искусство слова. | 4 | - | 1 | - |
9 | Повторение. | 3 | - | - | - |
Итого | 105 | 1 | 6 | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 4 класса на 2019-2020 учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС (предметная линия «Перспектива»).
УМК: учебник: Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева, Литературное чтение. М.: Просвещение, 2019. (Образовательный стандарт). М.: Просвещение. Сборник рабочих программ. Система учебников "ПЕРСПЕКТИВА" 1-4 классы. Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков и др.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контро-ля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | Вводный | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | Уметь ориентироваться в учебнике по литературному чтению. | Текущий | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. | ||
Книга в мировой культуре (4 ч) | |||||||||
2 | Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге. | 1 | Поста-новка учебной задачи. | Рассуждение о роли книги в мировой культуре. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. | Уметь ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Текущий | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. | ||
3 | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. | 1 | Решение частных задач. | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. | Уметь участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки рассказа, сообщений. | Текущий | Отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | ||
4 | История книги. Подготовка сообщения о книге. Пересказ текста «Удивительная находка». | 1 | Решение частных задач. | История книги. Подготовка сообщения о книге. Чтение и пересказ текста «Удивительная находка». | Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, с соблюдением норм литературного произношения. | Текущий | Объяснять, в чем ценность книги. Определять нравственный смысл слова «добро». | ||
5 | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. | 1 | Решение частных задач. | Экскурсия в библиотеку. Книги из далекого прошлого. Рукописные книги Древней Руси, книги из пергамента, складная книга древнего Востока, книги из дере-вянных дощечек. | Уметь составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. | Текущий | Объяснять нрав-ственный смысл произведений. Рассказывать о своем отношении к книге | ||
Истоки литературного творчества(14 ч) | |||||||||
6 | Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов. | 1 | Решение частных задач. | Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | Уметь предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. | Текущий | Объяснять нрав-ственный смысл пословиц; Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. | ||
7 | Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | 1 | Решение частных задач. | Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | Уметь обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. | Текущий | Находить нужную книгу по заданным параметрам. Классифицировать книги по темам. | ||
8 | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 | Решение частных задач | Знакомство с «Притчей о сеятеле» (из Нового Завета). Обсуждать смысл притчи. | Уметь обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. | Текущий | Читать вслух с пос-тепенным перехо-дом на чтение про себя. Объяснять смысл понятий «притча» | ||
9 | Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 | Решение частных задач | Знакомство с притчей «Милосердный самарянин» (из Нового Завета). Обсуждать смысл притчи. | Уметь обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. | Текущий | Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настрое-ние. | ||
10 | Былины. Особенности былинных текстов. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | 1 | Решение частных задач | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность. | Уметь выявлять особенности былинного текста. Уметь сравнивать былину со сказочным текстом. | Текущий | Определять название выставки книг. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение. | ||
11 | «Ильины три поездочки.». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь сравнивать поэтический и прозаический тексты былин | Текущий | Воспринимать красоту родного края в произведе-ниях литературы и живописи. Сравнивать проза-ические и поэти-ческие тексты. | ||
12 | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 | Решение частных задач | Славянский миф. Особенности мифа. | Осознанно читать целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение. | Текущий | Уметь различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. | ||
13 | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | 1 | Решение частных задач | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | Уметь выявлять особенности мифа. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. | Текущий | Находить в мифологическом тексте эпизоды описания устройства мира древних людей. | ||
14 | Мы идём в библиотеку. Мифы. Легенды, придания. | 1 | Постановка учебной задачи | Мифы. Легенды, придания. Работа с тематической выставкой. | Уметь определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. | Текущий | Читать самостоя-тельно учебный материал. Выбирать вопросы, на которые предсто-ит ответить при чте-нии раздела. | ||
15 | Самостоятельное чтение. Сказки о животных. | 1 | Решение частных задач | Сказки о животных. | Знать виды народных сказок, сказки о животных; проводить обобщение. | Текущий | Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения; составлять краткую аннотацию. | ||
16 | Тайская народная сказка « Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. | 1 | Решение частных задач | Тайская народная сказка « Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. | Уметь читать текст осознанно, правильно; находить необходимый материал для подготовки сценария. | Текущий | Рассказывать сказ-ку по иллюстрации-ям, с использова-нием опорных слов. Определять качес-тва главных героев сказки, называть их. | ||
17 | Семейное чтение «Царь и кузнец» притча. «Шрамы на сердце» притча. | 1 | Решение частных задач | «Царь и кузнец» притча. «Шрамы на сердце» притча. | Уметь читать текст осознанно, правильно целыми словами. Уметь читать вслух и про себя. | Текущий | Оценивать события, героев произведения. Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. | ||
18 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Конт-роль знаний | Обобщение по разделу «Истоки литературного творчества» | Уметь формулиро-вать ответы на вопросы, строить речевое высказывание в устной форме. | Текущий | Распределять роли, инсценировать эпизоды сказки. Составлять план сказки, дополнять составленный план. | ||
19 | Внеклассное чтение. Урок – дискуссия по теме «Былины» | 1 | Конт-роль знаний | Урок обощения и контроля изученного | Знать Жанры. Составлять связный рассказ о прочитанном. | Текущий | Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов. | ||
О Родине, о подвигах, о славе (12 ч) | |||||||||
20 | К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | 1 | Постановка учебной задачи. | Смысл понятий: поступок, подвиг. Различие жанров произведений: стихотворение. | Уметь рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий. | Текущий | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностик. | ||
21 | Н.Языков «Мой друг!...» А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь». | 1 | Решение частных задач | Герои произведений. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. | Текущий | Сравнивать произведения художественной литературы и живописи. | ||
22 | Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов «Ледовое побоище». Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом». | 1 | Решение частных задач | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь формулиро-вать ответы на вопросы, строить речевое высказывание в устной форме. | Текущий | Понимать поэтические произведения о Родине; формировать систему нравственных ценностей. | ||
23 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 1 | Решение частных задач | Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Давать характерис-тику героев, назы-вать их качества. | Текущий | Уметь анализировать лирический текст, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. | ||
24 | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. | 1 | Решение частных задач | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. | Уметь называть особенности исторической песни. | Текущий | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | ||
25 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | 1 | Решение частных задач | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | Уметь определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. | Текущий | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; чувствовать гордость за свою Родину. | ||
26 | А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. | 1 | Решение частных задач | Произведение А. Приставкина « Портрет отца». Картина В. Костецкого «Возвращение». | Уметь сравнивать произведения разных жанров. | Текущий | Уметь читать вслух и про себя; эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи. | ||
27 | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 | Постановка учебной задачи | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. | Уметь рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. | Текущий | Быть патриотом, чувствовать гордость за свою Родину. | ||
28 | Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | 1 | Решение частных задач | Подборка исторической литературы для детей. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. | Текущий | Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообще-ние по заданной тематике. | ||
29 | Семейное чтение. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. | 1 | Решение частных задач | Произведение Ф. Семяновского «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации. | Уметь находить нужную информацию через различные источники. | Текущий | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
30 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | 1 | Решение частных задач | Обобщение и повторение изученного раздела «О Родине, о подвигах, о славе» | Уметь участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. | Текущий | Составлять устный рассказ по картине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
31 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 1 | Решение частных задач | Обзор книг, самостоятельно отобранных и прочитанных детьми. Пословицы. | Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Уметь находить нужную информацию через различные источники. | Текущий | Уметь участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
Жить по совести, любя друг друга (12 ч) | |||||||||
32 | Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. Детство Никиты. Смысл. | 1 | Постановка учебной задачи | Беседа на тему «Жить по совести, любя друг друга». А. Толстой. Детство Никиты. | Уметь предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. | Текущий | Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. | ||
33 | А. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | 1 | Решение частных задач | А. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | Уметь читать вслух и про себя. Уметь характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. | Текущий | Читать самостоя-тельно учебный текст. Находить вопросы, на которые предсто-ит ответить при чтении. | ||
34 | И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов. | 1 | Решение частных задач | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения | Уметь сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. | Текущий | Использовать различные виды чтения; понимать настроение поэта. | ||
35 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. | 1 | Постановка учебной задачи | А.Гайдар. Тимур и его команда. | Уметь Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. | Текущий | Умение работать с книгой | ||
36 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | 1 | Решение частных задач | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | Уметь составлять текст по аналогии с данным. | Текущий | Обсуждать с дру-гом значения поня-тий: доброжелатель-ность, терпение, уважение. | ||
37 | М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | 1 | Постановка учебной задачи | М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | Уметь читать текст осознанно, правильно целыми словами. | Текущий | Объяснять смысл рассказа. Придумывать рассказы на основе рисунков. | ||
38 | И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. | 1 | Постановка учебной задачи | И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. | Уметь соотносить содержание текста и пословицу. | Текущий | Обсуждать содержание текста Подробно переска-зывать от имени героя. | ||
39 | Н. Носов. Дневник Коли Синицына. | 1 | Решение частных задач | Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Рекомендации по составлению собственного дневника. | Уметь читать текст осознанно, правильно целыми словами. | Текущий | Составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана | ||
40 | Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | Решение частных задач | Многообразие детской литературы. | Уметь определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. | Текущий | Обсуждать с дру-гом значения поня-тий: доброжелатель-ность, терпение, уважение. Обсуждать проб-лему «Что такое настоящая дружба». | ||
41 | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. | 1 | Решение частных задач | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. | Уметь выявлять особенности юмористического текста | Текущий | Пересказывать от имени героя. Обсуждать с дру-гом значения поня-тий: доброжелатель-ность, терпение, уважение. | ||
42 | Семейное чтение. В. Драгунский «…бы». | 1 | Решение частных задач | Семейное чтение. В. Драгунский « …бы». Смысл рассказа. | Уметь выявлять особенности юмористического текста | Текущий | Пересказывать от имени героя. Обсуждать с дру-гом значения поня-тий: доброжелатель-ность, терпение, уважение. | ||
43 | Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Решение частных задач | Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. Обобщение по разделу. | Уметь обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. | Текущий | Определять сис-тему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. | ||
Литературная сказка (19 ч) | |||||||||
44 | Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок. | 1 | Решение частных задач | Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. | Уметь предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. | Текущий | Находить в тексте средства художеств-енной выразитель-ности. Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои дости-жения. | ||
45 | Братья Гримм - собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. | 1 | Решение частных задач | Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. | Уметь писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. | Текущий | Читать текст осоз-нанно, правильно, целыми словами. Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои дости-жения. | ||
46 | Братья Гримм. Особенности зарубежной литературной сказки. | 1 | Постановка учебной задачи | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки | Уметь выявлять особенности литературной сказки | Текущий | Находить в тексте средства художеств-енной выразитель-ности. Проверять себя, оценивать свои достижения. | ||
47 | Братья Гримм. Особенности зарубежной литературной сказки | 1 | Решение частных задач | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки | Уметь характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. | Текущий | Читать текст осознанно, правильно, целыми словами. | ||
48 | Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. Мальчик с пальчик. Герои сказки. | 1 | Решение частных задач | Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки. | Уметь обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. | Текущий | Читать текст осоз-нанно, правильно, целыми словами. Осмысливать понятие «литера-турная сказка». | ||
49 | Шарль Перро. Особенности зарубежного сюжета. Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. | 1 | Решение частных задач | Шарль Перро. Особенности зарубежного сюжета. Спящая красавица. Представление книги. | Уметь обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. | Текущий | Читать текст осоз-нанно, правильно, целыми словами. Осмысливать понятие «литера-турная сказка». | ||
50 | Сказки Г.-Х. Андерсена. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | 1 | Решение учебной задачи | Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | Уметь сравнивать сказки разных писателей. Определять основ-ные события сказки. | Текущий | Определять систе-му вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Называть главную мысль сказки. | ||
51 | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | 1 | Решение частных задач | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | Уметь анализировать прочитанную сказку, называть главных героев и давать им характеристику. | Текущий | Обсуждать с друзь-ями проблему про-читанного текста. Осмысливать понятие «литера-турная сказка». | ||
52 | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | 1 | Решение частных задач | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | Уметь анализировать прочитанную сказку. | Текущий | Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои дости-жения. | ||
53 | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. | 1 | Решение частных задач | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. | Уметь анализировать прочитанную сказку, называть главных героев и давать им характеристику. | Текущий | Обсуждать с друзь-ями проблему про-читанного текста. Читать текст осоз-нанно , правильно целыми словами. | ||
54 | Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. | 1 | Решение учебной задачи | Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. Сказки зарубежных писателей. | Уметь анализировать прочитанную сказку, Определять основные события сказки. | Текущий | Давать характерис-тику героев, назы-вать их качества; создавать сказку по аналогии. | ||
55 | Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | Сказки зарубежных писателей. | Уметь работать с тематическим каталогом, находить нужную книгу | Находить нужную книгу в библиотеке по заданным пара-метрам. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам | |||||
56 | Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. | 1 | Решение учебной задачи | Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. | Уметь анализировать прочитанную сказку, называть главных героев и давать им характеристику. | Текущий | Находить нужную книгу в библиотеке по заданным пара-метрам. Самостоятельно работать с текстом. | ||
57 | Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. | 1 | Решение учебной задачи | Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. | Уметь анализировать прочитанную сказку, называть главных героев и давать им характеристику. | Текущий | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагности- ческой работы, представленной в учебнике. | ||
58 | С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки. | 1 | Решение частных задач | Особенности литературной сказки | Уметь анализировать литературные сказки. | Текущий | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
59 | С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. | 1 | Решение учебной задачи | Особенности литературной сказки | Уметь работать в группах, инсцени-ровать литературные сказки. | Текущий | Распределять роли для инсценирова-ния (уметь работать в группах). | ||
60 | Наш театр. Э.Хогарт. Мафин печет пирог. Инсценирование. | 1 | Решение учебной задачи | Особенности литературной сказки Инсценирование. | Уметь работать в группах, инсцени-ровать литературные сказки. | Текущий | Распределять роли для инсценирова-ния (уметь работать в группах). | ||
61 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога. | 1 | Решение учебной задачи | Маленькие и большие секреты страны Литера-турии. Обобщение по разделу. | Уметь проверить свои знания. | Итоговый | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
62 | Обобщающий урок – игра «Крестики - нолики» | 1 | Решение частных задач | Обобщение материала по теме «Литературная сказка» | Уметь обобщать знания по теме. | Итоговый | Формулировать ответы на вопросы. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Великие русские писатели (36 ч) | |||||||||
63 | Вводный урок по содержанию раздела. | 1 | Решение учебной задачи | Беседа о великих русских писателях. Работа с учебным матариалом. | Уметь предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. | ||
64 | Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. | 1 | Решение частных задач | Понятия: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение | Уметь объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
65 | К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | Решение учебной задачи | К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | Уметь называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. | Фронтальный | Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. | ||
66 | Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». | 1 | Решение частных задач | Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». | Уметь составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||
67 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. | 1 | Решение частных задач | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. | Уметь сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Сравнивать литературные сказки. | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||
68 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. | 1 | Решение частных задач | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. | Уметь сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. | ||
69 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои произведения. | 1 | Решение частных задач | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. | Уметь характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки | Фронтальный | Планировать свое действие. Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||
70 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. | 1 | Решение частных задач | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. | Уметь называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. | Фронтальный | Совершенствование уровня читатель-ской компетенции. Техника чтения. | ||
71 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. | 1 | Решение частных задач | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. | Уметь называть и характеризовать волшебные предметы в сказке | Фронтальный | Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||
72 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок | 1 | Решение частных задач | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок | Уметь сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Сравнивать литературные сказки | Фронтальный | Осознанное и произвольное построение речевого высказы-вания. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
73 | А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 | Решение частных задач | Сравнение произведения живописи и литературы. | Уметь выбирать стихи для выразительного чтения | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. Овладение техникой чтения. | ||
74 | А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Средства художественной выразительности для создания образа весны. | Уметь находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. | Фронтальный | Совершенствовать мыслительные операции. Уметь формулиро-вать собственное мнение. | ||
75 | Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | Решение частных задач | Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы | Фронтальный | Участвовать в кол-лективном обсужде-нии проблем. Планировать действия согласно поставленной задаче. | ||
76 | И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. | 1 | Решение частных задач | И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы; выбирать информацию для подготовки сообщения по теме. | Фронтальный | Осознавать значимость чтения. Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. | ||
77 | Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. | Решение частных задач | И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы; выбирать информацию для подготовки сообщения по теме. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Совершенствовать уровень читатель-ской компетентнос-ти. | |||
78 | М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. | 1 | Решение частных задач | М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. | Уметь выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. | Фронтальный | Совершенствование уровня читатель-ской компетенции. Овладение техникой чтения. | ||
79 | М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. | 1 | Поиск и открытие нового способа действия | М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. | Уметь употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. | Фронтальный | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | ||
80 | М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | Поиск и открытие нового способа действия | М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. | Фронтальный | Совершенствование уровня читатель-ской компетенции. Овладение техникой чтения | ||
81 | М. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | Решение частных задач | М. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. | Фронтальный | Формировать необходимый уро-вень читательской компетенции. | ||
82 | М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. | 1 | Решение частных задач | М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. | Уметь выявлять особенности исторической песни. | Фронтальный | Совершенствовать мыслительные операции. Уметь формулиро-вать собственное мнение. | ||
83 | М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. | 1 | Решение частных задач | М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов | Уметь выявлять особенности исторической песни. | Фронтальный | Овладение техни-кой чтения, приема-ми понимания прочитанного. Осознавать значимость чтения. | ||
84 | Подготовка сообщения о Л. Толстом. | 1 | Решение частных задач | Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. | Уметь выбирать информацию, для подготовки сообщения по теме; задавать самостоятельно вопросы к тексту. | Фронтальный | Овладение техни-кой чтения, приема-ми понимания прочитанного. Осознавать значимость чтения. | ||
85 | Л. Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа. | 1 | Решение частных задач | Л. Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа. | Уметь задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов; выразительно читать стихотворения. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Совершенствовать уровень читатель-ской компетентнос-ти. | ||
86 | Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | 1 | Решение частных задач | Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | Уметь употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. | Фронтальный | Контролировать свои действия по точному ориенти-рованию в учебни-ке. | ||
87 | И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. | 1 | Решение частных задач | И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. | Уметь употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. | Фронтальный | Овладение техни-кой чтения, приема-ми понимания прочитанного. Осознавать значимость чтения. | ||
88 | И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 | Решение частных задач | И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. | Фронтальный | Осознавать значи-мость чтения. Совершенствовать уровень читатель-ской компетентнос-ти. | ||
89 | И. А. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. | 1 | Решение частных задач | И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. | Уметь задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов; выразительно читать стихотворения. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Совершенствовать уровень читатель-ской компетентнос-ти. | ||
90 | И. Бунин. Ещё и холоден и сыр... Выразительное чтение. | 1 | Решение частных задач | И. Бунин. Ещё и холоден и сыр.... выразительное чтение. | Уметь создавать способы решения проблем творческого характера. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать значи-мость чтения. | ||
91 | Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. | 1 | Решение частных задач | Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы | Фронтальный | Осознавать значи-мость чтения. Совершенствовать уровень читатель-ской компетентнос-ти. | ||
92 | Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. | 1 | Поиск и открытие нового способа действия | Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. | Уметь составлять план действий, владеть приемами понимания прочи-танного. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
93 | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег… | 1 | Решение частных задач | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег… | Уметь создавать способы решения проблем творческого характера. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать значи-мость чтения. | ||
94 | Басни Л.Толстого. Специфические особенности басни как жанра. | 1 | Решение частных задач | Басни Л.Толстого. | Уметь составлять план действий, владеть приемами понимания прочи-танного. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать значи-мость чтения. | ||
95 - 96 | Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. | 2 | Решение частных задач | Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов | Уметь владеть приемами понимания прочитанного. | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
97 | Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. | 1 | Решение частных задач | Нравственно-этические понятия (дружба, друзья, обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие честность). | Уметь распределять роли. Инсценировать произведение | Фронтальный | Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать значи-мость чтения | ||
98 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Контроль знаний | Обобщение по разделу «Великие русские писатели» | Уметь формули-ровать собственное мнение и позицию | Фронтальный | Развивать чувство товарищества, взаимопомощи; проявлять любовь к книгам. | ||
Литература как искусство слова (4 ч) | |||||||||
99 - 100 | Обобщение по курсу литературного чтения. | 2 | Решение частных задач | Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. | Уметь формули-ровать собственное мнение и позицию | Фронтальный | Развивать чувство товарищества, взаимопомощи; проявлять любовь к книгам. | ||
101 | Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг» | 1 | Контроль знаний | Работа с карточками, прослушивание отрывков из литературных произведений. | Уметь формули-ровать собственное мнение и позицию | Итоговый | Развивать чувство товарищества, взаимопомощи; проявлять любовь к книгам. | ||
102 | Урок – игра «Литературные тайны» | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация полученных знаний по разным темам. | Уметь пользоваться полученными знаниями на практике | Итоговый | Развивать чувство товарищества, взаимопомощи; проявлять любовь к книгам. | ||
103 - 105 | Резерв | 3 |
Календарно – тематическое планирование
Программы «Тамбовские писатели - детям» в качестве учебного модуля в учебном предмете
Литературное чтение 4 класс.
Количество часов:
Всего за год – 17, в 2 недели – 1 час.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Примерные сроки изучения |
1 четверть (4ч.) | |||
1 | Биография и творчество И.С.Кучина. | 1 | |
2 | Избранные произведения И.С.Кучина. Девятое мая. Откровенный разговор. | 1 | |
3 | И.С.Кучин. Земляки. Мне казалось. | 1 | |
4 | Обобщающий урок по творчеству И.С.Кучина. | 1 | |
- знать: биографию и творчество И.С.Кучина; - уметь: узнавать стихотворения И.С.Кучина; - применять: при чтении художественных произведений в конкурсах выразительного чтения. | |||
2 четверть (4ч.) | |||
5 | Биография и творчество А.Д.Жарикова. | 1 | |
6 | А.Д.Жариков. Повесть о маленьком сержанте. | 1 | |
7 | А.Д.Жариков. Гвардии сержант Володя Валахов. Юные партизаны. | 1 | |
8 | Обобщающий урок по творчеству А.Д.Жарикова. | 1 | |
- знать: биографию и творчество А.Д.Жарикова; - уметь: узнавать произведения А.Д.Жарикова среди других художественных произведений; - применять: при чтении художественных произведений в конкурсах выразительного чтения. | |||
3 четверть (5 ч.) | |||
9 | Биография и творчество А.Е.Шилина. | 1 | |
10 | А.Е.Шилин. Первый подвиг. Две минуты. | 1 | |
11 | Обобщающий урок по творчеству А.Е.Шилина. | 1 | |
12 | Биография В.Т.Дорожкиной. | 1 | |
13 | Творчество В.Т.Дорожкиной. | 1 | |
4 четверть (4 ч.) | |||
14 | Избранные стихотворения В Т. Дорожкиной. С малой родиной я говорю. Какая удивительная сила. | 1 | |
15 | В.Т.Дорожкина. Я знаю. Я не люблю. Поздняя весна. | 1 | |
16 | В.Т.Дорожкина. В селе Татаново. Друг к другу надо быть добрее. | 1 | |
17 | Обобщающий урок по творчеству В.Т.Дорожкиной. | 1 | |
- знать: биографию и произведения А.Е.Шилина, В.Т.Дорожкиной; - уметь: отличать их произведения от произведений других авторов; - применять: при подготовке к конкурсам выразительного чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....