МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА литературного чтения в 1 классе по теме: Стихи детям А.Л.Барто
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 105.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Бетлицкая средняя общеобразовательная школа
Урок литературного чтения
1 класс
УМК «Школа России»
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Билибина А.М.
2015-2016 уч.г
Учебник Климановой Л. Ф.
Тема: Стихи детям А. Л. Барто
Цели:
1. Познакомиться с творчеством русской поэтессы А.Л.Барто:
2. Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, развивать образное и ассоциативное мышление, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь.
3. Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки: воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.
Планируемый результат:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Предметные:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.
11. Ресурсы:
Основные
Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто
Дополнительные
Раздаточный материал, тесты, картинки
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Все мы знаем –
Чтение – лучшее учение.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.
У. Ребята, вспомните, чему были посвящены наши последние уроки чтения?
Д. Знакомству с творчеством писателей.
У. Сегодня мы с вами продолжим работу и познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Открою вам секрет – это будет поэтесса.
II. Актуализация знаний.
У. С чего мы начинаем работать ?
Д. С повторения.
Задание на интерактивной доске.
У. Соедините стрелками писателя и его произведение.
1. «Приплыла к нему рыбка, спросила:
-Чего тебе надобно, старче?» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке…»
2. «Помню я была мала, тетка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха…Л.Н.Толстой
3. «Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно…» К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
4. «Свинки замяукали: «Мяу, мяу».Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю»
К.И.Чуковский «Путаница»
5. «Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.» В.В.Бианки «Первая охота»
6. «Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась.»М.М.Пришвин «Глоток молока»
7. «Раз – котенок самый белый, два – котенок – самый смелый»
С.В.Михалков «Котята»
У. Вы хорошо знаете произведения и их авторов и с работой справились быстро и хорошо.
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. Вы хотите узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, тогда послушайте стихи.
Д. Читают стихи А.Л.Барто «Зайка», «Бычок», «Самолет»и др.(слайд)
У. А зовут эту писательницу и поэтессу удивительно – Агния Львовна.
Д. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведением «Помощница»; учиться правильно, выразительно читать произведение «Помощница», отвечать на вопросы.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
У. Стихи А.Л.Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже дедушки и бабушки. Поэтому, наверное, в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.
У. А сейчас мы откроем « Азбуку» и прочитаем стихотворение « Зайка». Получилось ли у вас запомнить это стихотворение сразу?
Д. Да.
У. Теперь вы сможете любому малышу рассказать это стихотворение. Это будет очень полезное дело.
У. Ребята, как вы думаете, кому посвящено творчество Агнии Барто ?
Д. Творчество Агнии Барто посвящено детям.
У. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.
У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?
Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.
У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
Чтение стихотворения учителем.(слайд)
У. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (видео).)
Проверка правильности восприятия стихотворения.
У. О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?
Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане
У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?
У. Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница» .
У.Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?
Ответы детей
- Первичная проверка понимания.
У. Как вы ответите на поставленный вопрос?
Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.
У. Чем вы это можете доказать?
Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.
Выборочное чтение
Д. Таня открыла дверь кошке.
Д. Таня ела, чай пила.
У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?
Д. Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.
Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму. Выборочное чтение
У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?
Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.
Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.
У. Докажите это словами текста.
Выборочное чтение
У. Можно ли назвать Таню помощницей?
Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.
У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? Ответы детей
У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.
У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.
У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?
Д. Автор называет ее Танюша. Другие мнения детей
У. Каково ваше отношение к Тане? Ответы детей
IV. Физкультминутка.(слайд)
У. Я сейчас буду перечислять полезные дела и легкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы наклоняетесь влево. Если услышите название легкого занятия, делаете наклон влево. Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород.
V.Включение в систему знаний.
У. Ребята, вы знаете , что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они хотят рассказать нам что- то, чему- то научить нас. Какие выводы вы можете сделать для себя, прочитав это произведение? Ответы детей
VI. Чтение стихотворения «Игра в слова» учителем
- Чтение стихотворения детьми. Анализ.(слайд)
У.Агния Барто предлагает вам игру. Прочитайте, как называется её стихотворение.
1)Первичное восприятие.
У. Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите:
- О чём это стихотворение? Ответы детей
2)Вторичное восприятие и работа с содержанием текста.
(чтение по строфам с карандашом в руке)
Задание: выделить голосом выделенные в тексте звуки.
1 строфа:
У.Как предлагает А.Барто прочитать слова с выделенными буквами? Подчеркните слово «погромче».
- Что вы услышали? Почему? Ответы детей
2 строфа:
У. Какие буквы выделены?
Почему слова с выделенными буквами А.Барто просит прочитать «потише»? Подчеркните это слово.
3 строфа:
У.Чтобы услышать кукушку, какие слоги надо выделить при чтении? Ответы детей
4 строфа:
У.Как нужно прочитать эту строфу, чтобы представить листопад? (плавно, нараспев)
5 строфа:
У. Как прочитать эти строчки? (быстро)
- Почему? Ответы детей
VII.РЕЛАКСАЦИЯ:
У. Когда журчат ручьи?
- Послушайте журчание воды (запись звуков природы).
- Представим, что видим сон. Мы гуляли по зелёной прохладной роще. Присев у ручейка, мы услышали звуки жучащей воды…
- Проснулись. Как себя чувствуете? Продолжаем работу.
- Работа над многозначностью слова ключ (слайд )
У.Чем интересно слово родник? (Его можно назвать по-другому – ключ.)
- Как называются слова, называющие одно и то же по-разному? (Синонимы.)
- Как надо прочитать строчки в скобках? (шутливо)
У.Вам нравится играть в слова?
Д.Ответы детей
VIII. Творческая работа (слайд)
У.Попробуйте придумать продолжение стихотворения. Слово «Весна»
Слова – помощники: спешат, весна, красу,идет, несет, ручьи
Журчат ручьи, спешат грачи,
Весна идет, красу несет.
IX.Информация о домашнем задании
X. Рефлексия учебной деятельности.(слайд)
У . Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?
Вы достигли поставленной цели?
Агния Львовна говорила:
-Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет.
Оцените себя. Молодцы! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...