Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass_urok_1.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча».
Цель : подготовить пересказ близкий к тексту.
Задачи:1) учить пересказу через приём «Зигзаг» (группы сменного состава)
2) расширять словарный запас
3) прививать интерес к литературе зарубежных авторов
4) осуществлять нравственное воспитание, познав «секрет счастья»
5)развивать критическое мышление
6) формировать навык работы в группе
Ход урока.
I Организационный момент.
II Стадия вызова.
-Как называется VI раздел, который мы недавно начали изучать? («Самое обыкновенное чудо» демонстрация слайда из презентации)
- Какие произведения этого раздела мы уже знаем? (составление кластера) (Глеб Горбовский «Розовый слон», Валентин Берестов «Честное гусеничное», Владимир Орлов «Я рисую море».)
- К какому жанру они относятся?(рассказ, былина, сказка )
- Похожи ли они на волшебные сказки, с которыми мы знакомились в другом разделе книги? (Нет)
-Прочтем, что сказал о них Борис Заходер.
«Самое обыкновенное чудо»
Глеб Горбовский «Розовый слон»
Валентин Берестов «Честное гусеничное»
Владимир Орлов «Я рисую море»
Джанни Родари «Солнце и туча»
«… Но бывают другие сказки. В них как будто ничего особенного не происходит . Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи- листок на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря- в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам ».
Борис Заходер
Учащиеся читают третий слайд презентации .
-Сегодня мы познакомимся с другим произведением Дж. Родари «Солнце и туча».
Что знаете об этом авторе?
Какие произведения Джанни Родари мы уже читали? (Кроме «Приключений Чиполлино» Родари написал много других сказок, удивительных историй и стихов). Некоторые из них вы можете увидеть на нашей выставке , понравившиеся прочесть, взяв здесь или в библиотеке, когда мы пойдём туда в очередной раз.
Демонстрация слайда.
Работа с текстом произведения до чтения.
-Прочитаем заглавие сказки.
- Можно ли по заголовку узнать, кто будут герои этого произведения
-Кто будут герои нового произведения?(Солнце и туча)
-Я попросила вас нарисовать солнце или тучу по собственным представлениям. Посмотрим, что из этого получилось.
(Учитель обращает внимание детей на получившиеся рисунки, которые размещены по всему классу. )
-Попробуем подобрать эпитеты к словам солнце и туча? Что такое эпитет?(ответ подготовленного ученика)
Эпитет – это чаще слово-признак, помогающее ярко представить явление или предмет.
Работа со слайдом презентации.
-Солнце какое?
-Туча какая? (ответы учеников)
-Прочитайте эпитеты, которые подобрала я. (работа со слайдом)
Солнце Туча
Доброе Злая
Тёплое Холодная
Ласковое Грубая
Щедрое Скупая
-Сравните каждый эпитет первого столбика с эпитетом из второго.
- Что заметили?
-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)
Посмотрим на иллюстрацию в учебнике на стр.122
-Чем она отличается от ваших?
- Что могло произойти между тучей и солнцем? (предположения детей)
Закройте учебник.
Возьмите карточку, прочитайте первое задание.
-Пофантазируем немного, попробуем восстановить сказку по ключевым словам.
1.Прочитайте ключевые слова . Почему они разбиты на две группы?
Попробуем восстановить сказку по ключевым словам.
Солнце туча
Лучи злилась
Щедро ворчала
Весело рассыпалась градом
Обсудите в группе последовательность событий.
- Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+»
Проверка выполнения задания по группам.
III Реализация смысла
Работа с текстом во время чтения.
Проверим наши предположения, прочитав текст (читают 2 подготовленных ученика). По ходу чтения подчеркните слова, которые вам не понятны.
Беседа после первичного чтения.
-Понравилась сказка? Чем?
-Почему все радовались солнечным лучам? (Солнце их щедро разбрасывало, а тепло и свет любят все.)
- Чему злилась туча?(солнце швыряет, транжирит луччи и может остаться ни с чем)
- Каким было солнце в конце дня?(Лучи были все на месте)
-Что случилось с тучей? (Удивилась так, что рассыпалась градом.)
- Как понимаете : «Лучей не убавилось»?
- Кто был счастливее?
-Что подчеркнули?(Дырявые руки- о неловком человеке, у которого всё валится из рук. Грозовое настроение- )
Словарная работа.
В тексте вам встретилось несколько сложных слов. Попробуем разобраться в их значении.(демонстрация слайда)
Колесница – большой колёсный экипаж.
В каком произведении уже встречали?(«Мифы Древней Греции»)
Транжира- тот, кто тратит деньги без разбора. В сказке в переносном значении.
Добрый-тот, кто делает добро другим, отзывчивый.
Щедрый- тот, кто охотно помогает другим, тратится на других, не скупой.
Физкультминутка про тучу.
Подготовка к выразительному чтению.
-Сколько здесь действующих лиц?
-С какой интонацией будем читать слова, относящиеся к солнцу?(радостно, торжественно ) Попробуем так прочитать.
-Это авторские слова или солнца?(авторские)
-Как будем читать слова, относящиеся к туче?(надменно, насмешливо, с укоризной…) Чьи это слова? (тучи).
-Будем читать самостоятельно, передавая нужную интонацию, одновременно выполняя задание №2 на карточке.
Прочитайте задание.
2. Индивидуальные задания на карточках для групп.
Подчеркните в тексте слова-действия, относящиеся к солнцу.(«Путешествовало , разбрасывало, продолжало катиться, раздаривало, сосчитало, бултыхнулось»)(для первой и второй группы)
Выберите из текста и подчеркните слова-действия, которые относятся к туче.(«Злилась, ворчала, хмурилась , не унималась, удивилась, рассыпалась».)
- Обсудите в группе ответ на второй вопрос.
Слово предоставляется второй группе, а первая её дополняет. Остальные подчёркивают. Аналогичная работа с другими двумя группами.
Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+».
Отслеживание последовательности событий в тексте с делением на части.
- Сегодня мы будем пересказывать сказку близко к тексту по плану , составленному из ваших рисунков.
-Для удобства работы, разделим сказку на части.
-Прочитайте первый абзац сказки. Что можно дорисовать на ваших рисунках?(колесницу) Кого встретило солнце? (тучу)Работать с этими двумя абзацами будут участники первой группы. Поставьте засечку, отметив границу. Ответьте на вопросы в третьем задании, подготовьте пересказ близкий к тексту.
-Кого потом встретило солнце?(виноградинку, травинку, паучка, капельки воды) До каких слов пойдёт вторая часть?(… заполучить свою частичку счастья) Что можно дорисовать? (виноградинку, травинку, паучка, капельки воды) Работать с этой частью будет вторая группа. Сделайте разметку.
Аналогичная работа с третьей группой. До каких слов пойдёт третья часть? (… миллиардами раздаривало свои лучи)Что можно дорисовать третьей группе?(злобную тучу и солнце с миллиардами лучей)
Четвёртая группа работает с двумя последними абзацами, где речь идет о заходе и туче, разразившейся градом.
- Дорисуйте иллюстрацию к своей части, ответьте на вопросы, подготовив пересказ.
Вопросы на карточках для каждой группы.
1 группа
- На чём путешествовало солнце? (колеснице)
- Как оно выглядело? (весело и горделиво)
- Как разбрасывало лучи? (щедро)
- Кто злился? (туча)
- Какое настроение было у тучи? (грозовое)
2 группа
1. Как туча называла солнце? (транжира)
2. Что туча просила сделать с лучами? (швырять)
3. Что ловило лучик солнца? (ягоды винограда)
4.Кто старался заполучить частичку солнца? (паучок, цветок, травинка)
3 группа
- Что говорила туча? (транжирить ещё)
- Что делало солнце? (продолжало катиться)
- Сколько было лучей?(миллиарды)
- Что делало с ними солнце?(раздаривало)
4 группа
1. Когда происходят события? (к заходу)
2. Что сделало солнце и в чём убедилось?(сосчитало лучи, которые все были на месте)
3. Как повела себя туча?(удивилась, рассыпалась градом)
4. Что сделало солнце?(бултыхнулось в море)
В итоге у учащихся в группе получаются части иллюстративного плана, которые они вывешивают на доску в определённом порядке.
Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+».
-Капитаны, поставьте оценку тем ребятам, которые сейчас хорошо помогали вам.
III Рефлексия.
Пересказ сказки близко к тексту(работа в группах сменного состава).
Представитель каждой группы начинает пересказывать свою часть текста для всего класса. Затем все учащиеся переходят из одной группы в другую так, что из прежней группы в новой оказывается только 1 или 2 представителя. Количество групп не меняется.
- Ребята, дружно встали! Учащиеся с красными значками идут в группу №1, с зелёными-в группу №2, с жёлтыми в группу №3, с оранжевыми- в группу №4. Сейчас в новой группе вы начнете пересказывать сказку по очереди в последний раз. Каждый пересказывает ту часть, которую пересказывал до этого в другой группе. Постарайтесь запомнить весь текст. Затем учащиеся возвращаются в первоначальные рабочие группы.
Заключительная беседа.
Учащиеся продолжают работать с макетом, изображающим пейзаж. Дополним наш макет, над которым мы работаем уже полгода.
- Поместите на макет того персонажа, которому симпатизирует автор (работают третьи помощники капитана).Дети помещают заранее вылепленное солнце.
- А кто из персонажей не нравится вам? Поместите этого персонажа.
(работают вторые помощники).
- Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у нее это не получилось?
- Доделайте макет сами.(Учащиеся добавляют град)
-Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча .
-Кто был счастливее: солнце или туча?
- Какой же секрет счастья открывает Джанни Родари? (Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.)
(читают слайд)
Домашнее задание (работа со слайдом).
I Сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь», «Море и звёзды».
ИЛИ
II Пересказать сказку Дж. Родари «Солнце и туча» самостоятельно или с опорой на ключевые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.
Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....
Комментарии
Дж. Родари "Солнце и туча".