Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Федотова Анна Николаевна

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_urok_1.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча».

Цель : подготовить  пересказ близкий к тексту.

Задачи:1) учить пересказу через приём «Зигзаг» (группы сменного состава)

               2) расширять словарный запас

              3) прививать интерес к литературе зарубежных авторов

              4) осуществлять нравственное воспитание, познав «секрет счастья»  

              5)развивать критическое мышление

              6) формировать навык работы в группе

Ход урока.

I Организационный момент.

II Стадия вызова.

-Как называется VI раздел, который мы недавно начали изучать? («Самое обыкновенное чудо» демонстрация слайда из презентации)

  -  Какие произведения этого раздела мы уже знаем? (составление кластера) (Глеб Горбовский «Розовый слон», Валентин Берестов «Честное гусеничное», Владимир Орлов «Я рисую море».)

- К какому жанру они относятся?(рассказ, былина, сказка )

- Похожи ли они на волшебные сказки, с которыми мы знакомились в другом  разделе книги? (Нет)

 -Прочтем, что сказал о них Борис Заходер.

                                                     

«Самое обыкновенное чудо»

Глеб Горбовский «Розовый слон»

Валентин Берестов «Честное гусеничное»

Владимир Орлов «Я рисую море»

Джанни Родари «Солнце и туча»

                                                                 

«… Но бывают другие сказки. В них как будто ничего особенного не происходит . Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные  вещи- листок на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря- в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам ».

                                                                                 Борис Заходер

Учащиеся читают третий слайд презентации .

-Сегодня мы познакомимся с  другим произведением Дж. Родари «Солнце и туча».

Что знаете об этом авторе?

 Какие произведения Джанни Родари мы уже читали? (Кроме «Приключений Чиполлино» Родари написал много других сказок, удивительных историй и стихов). Некоторые из них вы можете увидеть на нашей выставке , понравившиеся прочесть, взяв здесь или в библиотеке, когда мы пойдём туда в очередной раз.

Демонстрация слайда.

Работа с текстом произведения до чтения.

-Прочитаем заглавие сказки.

- Можно ли по заголовку узнать, кто будут герои этого произведения

-Кто будут герои нового произведения?(Солнце и туча)

-Я попросила вас нарисовать солнце или тучу по собственным представлениям. Посмотрим, что из этого получилось.

(Учитель обращает внимание детей на получившиеся рисунки, которые размещены по всему классу. )

-Попробуем подобрать эпитеты к словам  солнце и туча? Что такое эпитет?(ответ подготовленного ученика)

Эпитет – это чаще слово-признак, помогающее ярко представить явление или предмет.

Работа со слайдом презентации.

-Солнце какое?

-Туча какая? (ответы учеников)

-Прочитайте эпитеты, которые подобрала я. (работа со слайдом)

   Солнце                                         Туча

       Доброе                                                                Злая

       Тёплое                                                              Холодная

     Ласковое                                                              Грубая

      Щедрое                                                               Скупая

-Сравните каждый эпитет первого столбика с эпитетом из второго.

- Что заметили?

-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы) 

Посмотрим на иллюстрацию в учебнике на стр.122

-Чем она отличается от ваших?      

- Что могло произойти между тучей и солнцем? (предположения детей)  

Закройте учебник.

Возьмите карточку, прочитайте первое задание.

-Пофантазируем немного, попробуем восстановить сказку по ключевым  словам.

1.Прочитайте ключевые слова . Почему они разбиты на две группы?

Попробуем восстановить сказку по ключевым словам.

                       Солнце                                  туча

                       Лучи                                   злилась

                      Щедро                                 ворчала

                      Весело                                рассыпалась градом

Обсудите в группе последовательность событий.

- Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+»

Проверка выполнения задания по группам.

III Реализация смысла

Работа с текстом во время чтения.

Проверим наши предположения, прочитав текст (читают 2 подготовленных ученика). По ходу чтения подчеркните слова, которые вам не понятны.

Беседа после первичного чтения.

-Понравилась сказка? Чем?

-Почему все радовались солнечным лучам? (Солнце их щедро разбрасывало, а тепло и свет любят все.)

- Чему злилась туча?(солнце швыряет, транжирит луччи и может остаться ни с чем)

- Каким было солнце в конце дня?(Лучи были все на месте)

-Что случилось с тучей? (Удивилась так, что рассыпалась градом.)

- Как понимаете : «Лучей не убавилось»?

- Кто был счастливее?

-Что подчеркнули?(Дырявые руки- о неловком человеке, у которого всё валится из рук. Грозовое настроение- )

Словарная работа.

В тексте вам встретилось несколько сложных слов. Попробуем разобраться в их значении.(демонстрация слайда)

Колесница – большой колёсный экипаж.

В каком произведении уже встречали?(«Мифы Древней Греции»)

Транжира- тот, кто тратит деньги без разбора. В сказке в переносном значении.

Добрый-тот, кто делает добро другим, отзывчивый.

Щедрый- тот, кто охотно помогает другим, тратится на других, не скупой.

Физкультминутка про тучу.

Подготовка к выразительному чтению.

-Сколько здесь действующих лиц?

-С какой интонацией будем читать слова, относящиеся к солнцу?(радостно, торжественно ) Попробуем так прочитать.

-Это авторские слова или солнца?(авторские)

-Как будем читать слова, относящиеся к туче?(надменно, насмешливо, с укоризной…) Чьи это слова? (тучи).

-Будем читать самостоятельно, передавая нужную интонацию, одновременно выполняя задание №2 на карточке.

Прочитайте задание.

2. Индивидуальные задания на карточках для групп.

 Подчеркните  в тексте слова-действия, относящиеся к солнцу.Путешествовало , разбрасывало, продолжало катиться, раздаривало, сосчитало, бултыхнулось»)(для первой и второй группы)

 Выберите из текста и подчеркните слова-действия, которые относятся к туче.(«Злилась, ворчала, хмурилась , не унималась,  удивилась, рассыпалась».)

- Обсудите в группе ответ на второй вопрос.

Слово предоставляется второй группе, а первая её дополняет. Остальные подчёркивают. Аналогичная работа с другими двумя группами.

Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+».

Отслеживание последовательности событий в тексте с делением на части.

- Сегодня мы будем пересказывать сказку близко к тексту по плану , составленному из ваших рисунков.

-Для удобства работы, разделим сказку на части.

 -Прочитайте первый абзац сказки. Что можно дорисовать на ваших рисунках?(колесницу) Кого встретило солнце?  (тучу)Работать с этими двумя абзацами будут участники первой группы. Поставьте засечку, отметив границу. Ответьте на вопросы в третьем задании, подготовьте пересказ близкий к тексту.

-Кого потом встретило солнце?(виноградинку, травинку, паучка, капельки воды) До каких слов пойдёт вторая часть?(… заполучить свою частичку счастья) Что можно дорисовать? (виноградинку, травинку, паучка, капельки воды)  Работать с этой частью будет вторая группа. Сделайте разметку.

Аналогичная работа с третьей группой. До каких слов пойдёт третья часть? (… миллиардами раздаривало свои лучи)Что можно дорисовать третьей группе?(злобную тучу и солнце с миллиардами лучей)

 Четвёртая группа работает с двумя последними абзацами, где речь идет о заходе и туче, разразившейся градом.

  1. Дорисуйте иллюстрацию к своей части, ответьте на вопросы, подготовив пересказ.

Вопросы на карточках для каждой группы.

1 группа

  1. На чём путешествовало солнце? (колеснице)
  2. Как оно выглядело? (весело и горделиво)
  3. Как разбрасывало лучи? (щедро)
  4.  Кто злился? (туча)
  5. Какое настроение было у тучи? (грозовое)

2 группа

1. Как туча называла солнце? (транжира)

2. Что туча просила сделать с лучами? (швырять)

3. Что ловило лучик солнца? (ягоды винограда)

4.Кто старался заполучить частичку солнца? (паучок, цветок, травинка)

3 группа

  1. Что говорила туча? (транжирить ещё)
  2. Что делало солнце? (продолжало катиться)
  3. Сколько было лучей?(миллиарды)
  4. Что делало с ними солнце?(раздаривало)

4 группа

1. Когда происходят события? (к заходу)

2. Что сделало солнце и в чём убедилось?(сосчитало лучи, которые все были на месте)

3. Как повела себя туча?(удивилась, рассыпалась градом)

4. Что сделало солнце?(бултыхнулось в море)

В итоге у учащихся в группе получаются части иллюстративного плана, которые они вывешивают на доску в определённом порядке. 

Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+».

-Капитаны, поставьте оценку тем ребятам, которые сейчас хорошо помогали вам.

III Рефлексия.

Пересказ сказки близко к тексту(работа в группах сменного состава).

Представитель каждой группы начинает пересказывать свою часть текста для всего класса. Затем все учащиеся переходят из одной группы в другую так, что из прежней группы в новой оказывается только 1 или 2 представителя. Количество групп не меняется.

  - Ребята, дружно встали! Учащиеся с красными значками идут в группу №1, с зелёными-в группу №2, с жёлтыми в группу №3, с оранжевыми- в группу №4. Сейчас в новой группе вы начнете пересказывать сказку по очереди в последний раз.  Каждый пересказывает ту часть, которую пересказывал до этого в другой группе. Постарайтесь запомнить весь текст. Затем учащиеся возвращаются в первоначальные рабочие группы.

Заключительная беседа.

Учащиеся продолжают работать с макетом, изображающим пейзаж. Дополним наш макет, над которым мы работаем уже полгода.

- Поместите на макет того персонажа, которому симпатизирует автор (работают третьи помощники капитана).Дети помещают заранее вылепленное солнце.

- А кто из персонажей не нравится  вам? Поместите этого персонажа.

(работают вторые помощники).

- Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у нее это не получилось?

- Доделайте макет сами.(Учащиеся добавляют град)

-Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча .

-Кто был счастливее: солнце или туча?

- Какой же секрет счастья открывает Джанни Родари? (Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.)

(читают слайд)

Домашнее задание (работа со слайдом).

I Сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь», «Море и звёзды».

ИЛИ

II Пересказать сказку Дж. Родари «Солнце и туча» самостоятельно или с опорой на ключевые слова.

 

 

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....


 

Комментарии

Басович Елена Григорьевна

Анна Николаевна! Разработка урока замечательная, на уровне современных требований, с использованием новых технологий. Спасибо. Обязательно использую в своей работе. Елена Григорьевна.