К. Паустовский «Прощание с летом»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Использование приемовТКМПЧ дает возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_s_ispolzovaniem_priemov_tkmpch.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом») |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Создание условий для развития внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением. |
Задачи | Образовательные: -познакомить с произведением К. Паустовского «Прощание с летом» - закреплять умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; -закреплять умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; - закреплять умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Развивающие: -развивать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух; -формировать познавательную активность. Воспитательные: -воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету, -воспитывать любовь к природе. |
Ресурсы урока | Рабочая программа. Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» , 3 класс,1 часть. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Этапы урока | Ход урока | УУД |
Ι. Этап «Вызов» | Проверка домашнего задания. Чтение наизусть. Выставка иллюстраций. Чтение писем из леса. | Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. |
II. Этап «Осмысление» | – В первом классе и в третьем, в учебнике «В одном счастливом детстве», мы уже не раз встречались с рассказами К. Паустовского. Каким вам представляется автор – писатель и человек? (Ответы детей.) Мы с вами знаем, что К.Г. Паустовский жил в нашем городе. – Очень хотелось бы, чтобы вы полюбили книги Паустовского, полюбили природу, стали её понимать. Чтение текстов. 1. Работа с текстом до чтения. – Будем читать новый текст. С чего начнём? (Рассматриваем иллюстрацию, читаем название рассказа.) По названию предположите, о чем будет рассказ. – Верно, мы расстались с героями рассказа «Жильцы старого дома» в разделе «Летние путешествия и приключения». И вновь встретимся, быть может, в разделе, посвящённом осени. Как вы думаете, о каком периоде осени пойдёт речь в рассказе? (О поздней осени.) А какое событие произошло поздней осенью в старом доме в предыдущем рассказе? (Заиграла шкатулка мастера Гальвестона.) - Какие события могут произойти в описанной обстановке? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение части 1. Часть 1 дети читают про себя, пробуют самостоятельно вести диалог с автором и по ходу чтения обращают внимание на уже знакомых и пока незнакомых «жильцов старого дома». 1 Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда... Был конец ноября – самое грустное время в деревне. (Почему самое грустное, как вы думаете? Ответ отчасти в 1-м абзаце.) Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная вода хлестала в окна. Лучше всего было по вечерам. (Можно предположить почему?) Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше. (Нашли ответ?) Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. (Почему инвалид? Ведь так называют тяжелобольных людей. А самовар, наверное… (старый, может быть, помятый, долго живёт в доме.) Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого что стёкла запотевали и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно. После чая мы садились у печки и читали. (Вот и ещё ответ, почему лучше всего было по вечерам. Представьте себе эту уютную атмосферу старого дома.) По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра (обратите внимание: темнота как будто живая…), и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах. («…ненастная ночь в непроглядных лесах». Действительно страшно? А непроглядные леса – это какие? Попробуйте объяснить через состав слова.) Вопросы после чтения: – Узнали старый дом? А его жильцов? С кем уже знакомы? (Керосиновая лампа, Фунтик, а ещё появляется медный самовар-инвалид.) -Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? 2. Первичное чтение 2–4-й частей. Развитие эмоций, воображения. Комбинированное чтение вслух (дети и учитель). Возможны небольшие попутные комментарии учителя: Часть 2 1-й абзац: «…наступила необыкновенная тишина» (А что было перед этим, помните?) «…во сне кот» (Вы поняли, что произошло? Исчезли абсолютно все звуки, как будто всё умерло за окном. Мёртвая тишина…) 4-й абзац: «…заворожила стужа» (Заколдовала: всё стало белым, безмолвным, холодным.) 5-й абзац: «…падающий с ёлки» (Представили?) Часть 3 «…с первопутком» (Догадались, с чем поздравил? (Первый зимний путь по снежной дороге.) Часть 4 «День как будто дремал» (Что вы представили?) «…плавало много ряски» (Это водяное растение, которое образует на поверхности воды сплошной зелёный слой.) «…цвет его напоминал свинец» (То есть небо было… тяжёлым, тёмно-серым. Мы уже встречались с таким сравнением, помните? У Д. Самойлова.) «…снеговые тучи» («Вот-вот повалит первый снег» – так заканчивается стихотворение Д. Самойлова. А у Паустовского есть продолжение – как он повалил. Прочитаем следующий абзац.) 3. Выявление первичного восприятия. – Почему же зима показалась нашим героям такой же прекрасной, как лето? – Рассказ называется «Прощание с летом». Прощаться с кем-то или с чем-то, что любишь, всегда грустно, тяжело. А у вас осталось такое ощущение после чтения рассказа? – Как же удаётся Паустовскому создать настроение светлое, торжественное, праздничное даже? Давайте понаблюдаем. 4. Перечитывание (выборочное чтение частей 2–4). Часть 2 – Прочитайте, как описывает автор тишину. (Чтение 1-го абзаца.) – Как вы думаете, почему слово «умер» автор повторяет трижды? Попробуем заменить другим глаголом: затих, успокоился. Какой вариант точнее, выразительнее? – Читаем дальше. (Обращаем внимание детей на знак тире во 2-м абзаце.) Части 3–4 При перечитывании обращаем внимание на то, какие картины нарисовал писатель, как они создают торжественное, праздничное настроение (сравнение падающего снега со стеклянным дождём новогодней елки; снеговая вода из серебряного корыта и т.д.). 5. Обобщающая беседа. а) О чём рассказал К. Паустовский в своём произведении? Какое таинство природы сумел нарисовать? б) Согласны ли вы с названием рассказа «Прощание с летом»? Какое бы вы предложили название? в) Почему же автор назвал свой рассказ именно так? (С первым снегом, когда он укрывает землю мягким одеялом, действительно начинаешь понимать, что лето прошло и не воротится до следующего года…) г)Как бы вы закончили его? | Познавательные УУД 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникативные УУД 1. Выразительно читать и пересказывать текст. |
III. Этап «Рефлексия» | Работа с текстом после чтения. Сейчас вы попробуете составить три «тонких» и три «толстых» вопроса, запишете их в таблицу. Затем поработаете с вопросами в парах, выберете наиболее интересные, которые можно задать всему классу. «Тонкие» вопросы: Как звали таксу? О каком месяце говорится в рассказе? Какое самое грустное время года в деревне? С кем писатель сравнивает землю, на которую выпал снег? «Толстые» вопросы: Как вы думаете, почему Паустовскому показалось, что он оглох? Объясните, почему трудно было оставаться дома в первый день зимы? В чём разница первого дня зимы и середины зимы? | Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Развивать умение работать в паре . |
ΙV. Домашнее задание. | 1.Составить кроссворд, используя «тонкие» вопросы. 2.Написать мини-сочинение, используя «толстые» вопросы. | Регулятивные УУД 1.Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ К.Г.Паустовского "Прощание с летом".
Каждая встреча с произведениями этого автора помогает стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенн...
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
К. Г. Паустовский «Прощание с летом».
Урок литературы....
К. Г. Паустовский «Прощание с летом».
Урок литературы....
К. Паустовский "Прощание с летом"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100"...
К.Г. Паустовский «Прощание с летом».
План-конспект урока по теме "К.Г. Паустовский «Прощание с летом», 3 класс, "Школа-2100"...
К.Г.Паустовский "Прощание с летом" (конспект урока)
Данный материал поможет учителю начальных классов провести свой урок согласно новым требованиям ФГОС....