К.Г. Паустовский «Прощание с летом».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "К.Г. Паустовский «Прощание с летом», 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_52_paustovskiy_proshchanie_s_letom.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 52. К.Г. Паустовский «Прощание с летом».

Цель. Научить анализировать эпическое произведение, используя рассказ К. Паустовского «Прощание с летом».

Задачи.

  1. Составление таблицы отличий лирики и эпоса.
  2. Составление образов персонажей по описанию и поступкам.
  3. Описание места действия, характеристика образов-персонажей, описание действий героев как способа выражения идеи произведения.
  4. Обсуждение финала и заголовка как способа подчеркнуть идею произведения.

Урок 52.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Мы снова возвращаемся к произведениям К.Г. Паустовского, в его дом в Мещёре.

Вспомните описание дома, из прошлых уроков.

Именно в этом доме, после продолжительных прогулок по лесу, после общения с природой, при свете керосиновой лампы, под мерное постукивание ходиков «рождались полные поэзии строки о любви и понимании природы земли Русской».

О том, как рождаются эти строки, К. Паустовский написал в повести «Золотая роза». Хотите узнать, кому на самом деле принадлежит старый дом?

«Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного  в

свое время гравера  Пожалостина.  Там  одиноко  доживала  свой  век  дряхлая

ласковая старушка - дочь Пожалостина.

   Я занял одну комнату в гулком, большом доме  с  почернелыми  ревенчатыми

стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было  проходить  через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами.

   Кроме старушки и меня, в доме больше никто  не  жил.  Дом  этот  считался

мемориальным.

   Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру  большой  и  такой  же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

   Я приехал работать и первое время писал  у  себя  в  комнате  с  утра  до

темноты.  Темнело  рано.  В  пять  часов  надо  было  уже  зажигать   старую

керосиновую лампу с абажуром в виде тюльпана из матового стекла.

   Но потом я перенес  работу  на  вечер.  Было  жаль  просиживать  немногие

дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по  лесам  и  лугам,

уже готовым к приходу зимы.

   Я бродил подолгу и видел  много  примет  осени.  По  утрам  в  лужах  под

стеклянной коркой льда были видны пузыри  воздуха.  Иногда  в  таком  пузыре

лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный  лист  осины  или березы. Мне нравилось  разбивать  лед,  доставать  эти  замерзшие  листья  и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая  куча  таких листьев.

Лучше всего  было  в  лесах.  По  лугам  дул  ветер,  а  в  лесах  стояла

похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в  лесах  было  особенно тихо от темных облаков. Они так низко нависали над землей, что  кроны  сосен закутывались подчас туманом.

   Иногда я ходил удить рыбу на протоки Оки.

   Много было примет осени, но я не старался  запоминать  их.  Одно  я  знал

твердо - что  никогда  не  забуду  этой  осенней  горечи,  чудесным  образом

соединенной с легкостью на душе и простыми мыслями.

   Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле  мокрые,  обтрепанные  подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.

   Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала.

А все, что называется материалом,  -люди,  события,  отдельные  частности  и

подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до  времени

где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому  ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и  перейдет  на бумагу».

Прочитайте название произведения?

Как вы думаете, о чём будет это произведение? Давайте проверим наши догадки?

2

Целевая установка на слушание

Что создаёт настроение?

3

Первичное восприятие

Чтение учителем.

4

Выявление специфики восприятия

Узнали старый дом? А его жильцов? С кем уже знакомы? (Кот, собака Фунтик)

5

Постановка учебной задачи на анализ

Какое настроение вы испытали, слушая эту главу? Попробуем разобраться, что же нам хотел сказать автор в своём произведении.

6

Перечитывание и анализ

Какое время года описывает автор? (конец ноября).

Зачитайте описание.

Какое настроение и почему испытывает автор? (грусть, идёт холодный дождь, рано  темнеет, холодно, сыро и так несколько дней подряд). А чтобы вы испытывали в такую погоду?

Зачитайте, как К.Г. Паустовский с помощью действий кота передаёт общее настроение.

Что подчёркивает образ кота в этой главе? (тоска, уныние)

Когда эта тоска и уныние отступали? Зачитайте по тексту.

Кто был тому помощником?

Составим систему образов.

Кто встретился нам в этой главе? (Кот, портрет, самовар, ветка берёзы, собака, темнота).

Запишем, что делали герои произведения.

Герои                                               Что делали

Кот-------------------------------------спал, вздрагивал

Автор и друзья-----------------------топят печь, читают

Портрет--------------------------------смотрел, думал, прислушивался,

Самовар-------------------------------пел песню

Ветка берёзы-------------------------стучится в окно

Собака---------------------------------плачет во сне, благодарит

Темнота--------------------------------шумит дождём, ветром

Во время записи дальнейшее обсуждение.

Что создавало уют вечером? (затопленная печь, от которой исходило тепло, а на стенах мелькали тени пламени). Зачитайте.

Автор говорит мы, как вы думаете с кем был автор? (Наверняка со своим другом Рувимом Фридманом).

Кто составил компанию друзьям? (портрет художника Брюллова).

Как оживляет его? (зачитайте). Зачем автор рассказывает о портрете, что этим хочет показать? (Задумчивость, умиротворение, отсутствие одиночества и холода – всё это настроение холодной осени отступает перед затопленной печью и тёплой компании друзей).

Но что привносит самовар в дом и как? (особенный уют, песней, от пара самовара запотевает окно, за которым виднеется ветка берёзы, как бы до конца отгораживает тёплый уютный вечер от промозглости осени за пределами дома). Вы знаете, что такое самовар? Посмотрите на картинку на стр. 185.

Почему автор говорит самовар-инвалид? (с каким-то недостатком, возможно уже от старости, но тем не менее это выражение подчёркивает давнюю дружбу, уже так давно знакомы, что фамильярничает, называя по-доброму самоваром инвалидом).

Но вот тёплый вечер заканчивается, наступает ночь. Почему собака плачет ночью? (Замерзает).

Вспомните, как описывал старый дом автор раннее? (Старый дом, возможно с тонкими стенами, значит тепло быстро уходило из дома).

Что делал хозяин дома и что получал в ответ? Зачитайте.

Как это можно выразить кратко? За добро получал добро.

Как автор заканчивает эту главу, какими словами?

Почему?

Что автор хотел подчеркнуть этими словами? (На улице холодно, сыро, темно. Но! Рядом с близкими и друзьями это ненастье отступает, каждый может подать руку помощи).

Как бы вы назвали эту главу? Самое грустное время. Непогода и тепло дома…

7

Целевая установка на слушание

Прочитаем вторую главу. Какие изменения произошли?

8

Первичное восприятие

Чтение учителем.

9

Выявление специфики восприятия

Неужели автор оглох?

10

Постановка учебной задачи на анализ

Что же произошло? Вспомните утро, когда вы встаёте, смотрите в окно и с удивлением обнаруживаете, что за окном лежит первый снег? Опишите ваши ощущения.

Давайте посмотрим, как К.Г. Паустовский смог описать свои впечатления от увиденного.

11

Перечитывание и анализ

Что же прежде всего поразило К.Г.? (тишина).

Как автор описывает тишину? Зачитайте.

Автору приснилось, что он оглох.

Почему стало тихо? Зачитайте.

Как автор говорит о причине тишины, как вы думаете почему? (Умерло, исчезло из этого мира).

Как можно заменить? Будет ли создаваться такое же ощущение?

Почему проснулся автор? (Удивился, встревожился, а вдруг действительно оглох).

Что же увидел писатель, когда проснулся? Зачитайте.

Что удивило автора? Время, за которое произошло изменение.

Как автор определил время изменения? Зачитайте.

Почему автор разрывает описание увиденного за окном, подсчётом времени? (Удивился, посмотрел на часы, и стал спокойно разглядывать изменения. Автор специально изменяет повествование, чтобы обратить внимание на время для преображения. Дальше, он любуется тишиной снежной ночи).

Как описал тишину снежной ночи автор? Зачитайте.

Чем отличается эта тишина от тишины в начале главы? (Эта тишина – спокойствие, умиротворение, а в начале – беспокойство, что же произошло, автору снится кошмар, что он оглох).

С чем сравнивается зимнее преображение природы?

Как бы вы назвали эту главу? Заветная тишина, ночное преображение,…

12

Целевая установка на слушание

С чем поздравил новый герой рассказа друзей?

13

Первичное восприятие

Чтение учителем.

14

Выявление специфики восприятия

Кто же этот новый гость? Дед Митрий. Почему Митрий (от Дмитрий, наверняка, сам дед называл себя так по-деревенски сокращая имя).

15

Постановка учебной задачи на анализ

В какое время суток происходят дальнейшие события? Утро.

Посмотрим, как выглядела природа утром?

16

Перечитывание и анализ

Как автор описывает изменения природы, произошедшие ночью, в лучах утреннего солнца? Зачитайте.

Как описывает дед Митрий? Что это означает? Зачитайте.

С чем дед поздравил обитателей дома? (С первопутком).

Как вы понимаете это слово? (первый путь, след, оставляемый на свежем снегу). Куда же отправились герои произведения?

Как вы назовёте эту главу? Первопуток/зимнее утро/ дед Митрий.

17

Целевая установка на слушание

Прочитаем последнюю главу, в ней автор делится с нами своим открытием. А вы сможете понять о каком открытии идёт речь?

18

Первичное восприятие

Чтение учителем.

19

Выявление специфики восприятия

Где происходит действие?

20

Постановка учебной задачи на анализ

Какое же открытие совершил автор? (дети могут не ответить, поэтому поставить как цель).

Давайте посмотрим, чем же занимался К.Г. в лесу и откроем этот «секрет писателя».

21

Перечитывание и анализ

Разделитесь на группы и найдите в тексте всё, что делал автор в лесу. Сделайте в тетради список дел. 2 мин.

Что делали                                     Наблюдения                                Открытие

Дышали на снежинки---------превращение капелька - лёд

Бродили по лесам--------------увидели снегирей, рябину

Обошли все места              доп. увидели птиц, небо, наблюд. за снегом

Сорвали рябину----------------как память о лете

Бросил камень------------------узнал, что образовался лёд

Обламывали льдинки---------запах брусники и снега

Одновременно, при записи что делали, анализируют причины, как это происходило с чтением текста. Введение новой графы «наблюдения».

Что происходило, когда друзья дышали на снежинки? Зачитайте.

Как запишем, какие наблюдения сделали друзья, когда дышали на снежинки? (превращение снежинки в капельку и капельки в лёд). Когда мы видем снежинки, лёд, что вспоминаем? (зиму) А когда капельки воды? (лето).

Как долго бродили друзья по заснеженному лесу, что увидели? (далее здесь будет дополнение в конце текста)

Зачем сорвали рябину? Зачитайте. Почему автор, видя снегирей и рябину вспоминает о лете?

(Когда дети говорят о том, как писатель бросил камень в озеро)

Что это за озеро,  опишите его? Зачитайте.

Зачем автор бросает камень в озеро? Зачитайте. Какое ещё напоминание о лете вы встретили? (рыбка плотица).

Какое наблюдение сделал автор, когда ломал лёд в руках? (пахнет снегом и брусникой). Какая взаимосвязь запахов? (Снег – зима, брусника – осень).

Какие ещё наблюдения сделали друзья, прогуливаясь по зимнему лесу?

Далее учитель обращается к делам и наблюдениям, кратко их зачитывает.

Так к какому же открытию пришёл автор через свои наблюдения? Зачитайте по тексту (последний абзац).

Как бы вы назвали эту главу? Воспоминание о лете / Зима и лето/…

Зачитаем названия наших глав.

Обратимся к названию произведения? Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Прощание с летом»? Что хотел сказать нам? Основная мысль – в последнем абзаце и первой главе. Зимой лето тоже остаётся вместе с птицам, спрятанной травой и цветами, запахом брусники, надо только увидеть это и помнить зимой о лете, которое непременно вернётся после зимы. Также важно, с кем будешь рядом в стужу. Как и в жизни в трудных ситуациях надо помнить о «лете» и важно, кто будет рядом.

Название глав надо записать перед схемами, тогда будет нечто плана.

Скажите, можно ли наши схемы использовать в качестве плана?

Д/з

Пересказ, нарисовать рисунок к одной из глав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ К.Г.Паустовского "Прощание с летом".

Каждая встреча с произведениями этого автора помогает стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенн...

К. Паустовский "Прощание с летом"

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100"...

К.Г.Паустовский "Прощание с летом" (конспект урока)

Данный материал поможет учителю начальных классов провести свой урок согласно новым требованиям ФГОС....

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Прощание с летом»

Знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Прощание с летом»...