К.Г.Паустовский "Прощание с летом" (конспект урока)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пересичанская Светлана Витальевна

Данный материал поможет учителю начальных классов провести свой урок согласно новым требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересичанская Светлана Витальевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 40, г.Калининграда

Урок литературного чтения в 3 классе (программа «Школа 2100»)

Тема: Раздел 5. «Глухая пора листопада...»  К.Г.Паустовский «Прощание с летом».

Цели:

  1. Изучить творчество русских и советских поэтов и писателей, посвященное красоте и поэзии осенней природы, многообразию осенних красок.  
  2. Создать условия для внимательного отношения к языку художественных произведений,понимания образных выражений,  использованных в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
  3. На произведениях К.Г. Паустовского воспитывать трепетное отношение к родному слову, учить детей вникать в суть слова, по-особому его слышать, чувствовать поэзию слова.
  4. Формировать у учащихся умения высказывать свои суждения.

Оборудование: 

учебник для чтения серии «Свободный ум» «В одном счастливом детстве» (Книга для чтения в 3 классе, в двух частях), авторов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег», аудиозапись П.И.Чайковского «Декабрь (Рождество)» из цикла «Времена года», видеозарисовка «Первый снег» (Ворониной В.В.).

Ход урока:

1. Вхождение в урок.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Декабрь».

Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. На ваших ладонях лежит цветок добра, чувствуете, как он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Чувствуете, как добро входит в вас, заряжает энергией, придает бодрость, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

Без чего не может состояться урок литературного чтения?

Дети: Без книги.

Учитель: Без кого не может быть ни романа, ни басни?

Дети: Без автора.

Учитель: А для чего автор пишет?

Дети: Чтобы люди читали, узнавали то, что он знает.

Учитель: Без кого не может состояться урок литературного чтения?

Дети: Без читателей.

Учитель: Кем может быть на уроке читатель?

Дети: Слушателем, зрителем, актером, исследователем, критиком.

Учитель: Какие чувства могут возникнуть при  чтении?
Дети:Радость, грусть, ирония, сожаление, сопереживание, восхищение.

Примечание: Слова написаны на карточках, прикреплены к доске.

Учитель: Какие слова остались?

Дети: Вдумчиво, внимательно.

Учитель: Что они характеризуют?

Дети: Качества, как должен поступать человек.

Учитель: Так надо читать произведение. Итак, друзья, взгляните на доску.

2. Тема урока.

На доске прикреплён портрет писателя.

Примечание:

На доске - запись:

Константин Георгиевич Паустовский «Прощание с летом».

Эпиграф: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

(К.Г.Паустовский)

Учитель: Прочитайте слова. Как вы их понимаете?

Дети: Русские слова особые, они напевны, поэтичны. Писатель сравнивает их с драгоценностями.

УчительКакое оно, русское слово?

Дети: Простое, понятное, образное, емкое, живое, загадочное, точное, звонкое.

Учитель: Какое средство выразительной речи использует писатель?

Дети: Сравнение.

Учитель: Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали?

Дети: «Золотой луг», «Кладовая солнца», «Кот-ворюга», «Корзина с еловыми шишками», «Случай в станционном буфете», «Наедине с осенью», «На дилижансе», «Золотая роза», «Жильцы старого дома», «Сказки», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Тёплый хлеб»

Учитель: Сегодня нам предстоит еще одна встреча с этим удивительным писателем. Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Проверим.

Учитель: Я буду читать произведение, а те из вас, кто хочет быть слушателем, будут слушать, те, кто хочет быть читателем, будут читать глазками. Задание: Определить вид искусства, жанр и тему произведения.

Примечание: Чтение произведения учителем. Проверка задания.

Дети: Рассказ о природе.

Учитель: Я думаю, что каждому из вас захотелось прочитать этот рассказ. И это не случайно, ведь Паустовский не только владеет тайнами природы, но мастерски умеет рассказать об этом. Как вы понимаете, что значит мастерски?

Дети: Умело, со сноровкой, быстро и хорошо.

3. Чтение текста детьми по абзацам.

Учитель: Какие чувства возникли у вас?

Дети: Сначала - грусть, некоторая унылость, потом возникло светлое чувство, торжественность, праздничность.

Учитель: Какие слова и выражения вас поразили?

Дети: «…наступила необыкновенная тишина», «…заворожила стужа», «день как будто дремал».

4. Физкультурная пауза под музыку.

5.  Продолжение работы над темой.

Учитель: Сейчас мы будем с вами исследователями. Самостоятельная работа по рядам с карандашом в руках.

1 ряд. Подчеркните, какие краски можно увидеть.

2 ряд. Подчеркните, какие звуки можно услышать, если внимательно читать текст.

3 ряд. Подчеркните слова, значение которых надо объяснить.

Примечание: Проверка работы идёт в парах. Учитель отслеживает ход выполнения со стороны.

Учитель: Обратим внимание на слова и словосочетания. Давайте прочитаем их хором:

безмолвно

ходики

головокружительная высота

полночь

заворожила стужа

Учитель: Подберите к ним синонимы.

Дети: Тихо, часики, высотная, небоскребная, заоблачная, тишина, заколдовала, очаровала.

Учитель: Какие чувства испытывает автор?

Дети: Восхищение, радость, восторг, которые испытывают люди при виде первого снега.

Учитель: Почему автор испытал «странное ощущение»?

Дети: Ему было непонятно, необъяснимо.

Учитель: Как вы понимаете выражение «мертвая тишина»?

Дети: Исчезли абсолютно все звуки, как будто всё умерло за окном.

Учитель: Прочитайте отрывок так, чтобы мы почувствовали это.

Учитель: Какой прием использует автор?

Дети: Олицетворение.
Учитель:  Прочитайте описание первого снега ночью. Какое средство выразительной речи использует писатель?

Дети: Сравнение.

Учитель: С чем автор сравнивает первый снег?

Дети: Со стеклянным дождем.

Учитель: Отчего утром хрустело все вокруг?

Дети: Снег выпал и ударил лёгкий морозец, он сковал снежинки, и они хрустели под ногами.

Учитель: Прочитайте этот отрывок красиво, выразительно.

6.  Дополнение текста зрительным рядом.

Учитель: Будем зрителями.

Звучит музыка П.И. Чайковского. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова. Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Начало зимы. Сюрприз.

Учитель: Художник назвал картину «Первый снег». Почему именно «первый»?

Дети: Нет сугробов, местами еще видна голая земля.

Учитель: Какое время суток изображено? Как вы догадались?

Дети: Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.

Учитель: Как первый снег изменил природу?

Дети: Украсил, принарядил, освежил.

Учитель: Кого изобразил художник на переднем плане?

Дети: Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.

Учитель: Опишите их внешний вид.

Дети: Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

Учитель: Вглядитесь в лица детей, что на них отражено?

Дети: Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник, ребятам нравится первый снег.

Учитель: Почему их удивляет первый снег?

Дети: Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.

Учитель: Художник пользовался красками. Попробуем выступить в роли писателей. Постарайтесь найти нужные, точные слова для того, чтобы описать снег, изображенный на картине. Подберите имена прилагательные.

Дети: Мягкий, робкий, добрый, тихий, пушистый, мохнатый и т.д.

Учитель: Подберите глаголы.

Дети: Идет, порхает, сыплется, падает, летит, кружится, танцует, опускается, укрывает.

Учитель: Поищем слова-сравнения.

Дети: Хлопьями, крупой, стеклянным дождем, пухом.

Учитель: Прочитайте строки из рассказа Паустовского, которыми можно озвучить эту картину.

Примечание: Дети читают.

Учитель: Что общего в рассказе Паустовского и картине Пластова?

Дети: И в рассказе, и на картине главное – первый снег, подчеркивается единство живой и неживой природы, природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
Учитель:  Взгляните с позиции темы и настроения. Русский композитор Петр Ильич Чайковский выразил свои чувства в музыке, и она нам помогла передать настроение картины. Приходилось ли вам наблюдать, как падал первый снег?

Дети: Да, это явление завораживает, очаровывает, заставляет наблюдать.
Учитель:  Запомнился ли вам этот день? Расскажите о своих чувствах.

Дети: Было восхищение, чувство таинственности, волшебности.
Учитель:  Я предлагаю вам отправиться в наш, калининградский, зимний лес и увидеть самим очарование преображенного волшебного леса.

7. Видеозарисовка «Первый снег».

Учитель: Что вы можете сказать о человеке, который снял для нас этот фильм? Чем он хотел поделиться с нами?

Дети: Ему очень нравится зима, он наблюдательный человек, тонко чувствующий природу.

8. Итог урока.

Учитель: С кем произошла встреча на уроке?

Дети: С писателем К.Г.Паустовским, художником А.А. Пластовым, композитором П.И. Чайковским.

Учитель: Что можно сказать об этих людях?

Дети: Эти люди очень любят природу, внимательные, чувствительные, творческие.

Учитель: Этот мир вы можете открыть и для себя. Прочитайте. «Родная природа! Всмотритесь в нее, вслушайтесь в журчание весеннего ручейка, в песенку зимней вьюги. Что может быть прекраснее всего этого?»  Кому из этих людей могут принадлежать слова?

Дети: Пришвину, Паустовскому, Скребицкому, Бианки. Мы не знаем.

Учитель: Вы правы, каждый мог их сказать. Но они принадлежат русскому писателю Г. Скребицкому.

9. Домашнее задание.

Что сумеешь - нарисуй,

Если сможешь - объясни,

Что захочешь - заучи,

С добрым чувством прочитай!

Использованные источники:

http://mafona.ru/AlbumInfo.aspx?albumId=123770 

Примечание:

видеофайл прилагается к конспекту, а музыкальный файл все могут скачать свободно и бесплатно по данной ссылке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Когда наступит лето? Конспект урока по окружающему миру 1 класс

Когда наступит лето? Конспект урока по окружающему миру 1 класс...