К.Г.Паустовский "Прощание с летом" (конспект урока)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный материал поможет учителю начальных классов провести свой урок согласно новым требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchanie_s_letom_urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пересичанская Светлана Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ гимназии № 40, г.Калининграда
Урок литературного чтения в 3 классе (программа «Школа 2100»)
Тема: Раздел 5. «Глухая пора листопада...» К.Г.Паустовский «Прощание с летом».
Цели:
- Изучить творчество русских и советских поэтов и писателей, посвященное красоте и поэзии осенней природы, многообразию осенних красок.
- Создать условия для внимательного отношения к языку художественных произведений,понимания образных выражений, использованных в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
- На произведениях К.Г. Паустовского воспитывать трепетное отношение к родному слову, учить детей вникать в суть слова, по-особому его слышать, чувствовать поэзию слова.
- Формировать у учащихся умения высказывать свои суждения.
Оборудование:
учебник для чтения серии «Свободный ум» «В одном счастливом детстве» (Книга для чтения в 3 классе, в двух частях), авторов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег», аудиозапись П.И.Чайковского «Декабрь (Рождество)» из цикла «Времена года», видеозарисовка «Первый снег» (Ворониной В.В.).
Ход урока:
1. Вхождение в урок.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Декабрь».
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. На ваших ладонях лежит цветок добра, чувствуете, как он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Чувствуете, как добро входит в вас, заряжает энергией, придает бодрость, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.
Без чего не может состояться урок литературного чтения?
Дети: Без книги.
Учитель: Без кого не может быть ни романа, ни басни?
Дети: Без автора.
Учитель: А для чего автор пишет?
Дети: Чтобы люди читали, узнавали то, что он знает.
Учитель: Без кого не может состояться урок литературного чтения?
Дети: Без читателей.
Учитель: Кем может быть на уроке читатель?
Дети: Слушателем, зрителем, актером, исследователем, критиком.
Учитель: Какие чувства могут возникнуть при чтении?
Дети:Радость, грусть, ирония, сожаление, сопереживание, восхищение.
Примечание: Слова написаны на карточках, прикреплены к доске.
Учитель: Какие слова остались?
Дети: Вдумчиво, внимательно.
Учитель: Что они характеризуют?
Дети: Качества, как должен поступать человек.
Учитель: Так надо читать произведение. Итак, друзья, взгляните на доску.
2. Тема урока.
На доске прикреплён портрет писателя.
Примечание:
На доске - запись:
Константин Георгиевич Паустовский «Прощание с летом».
Эпиграф: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,
подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
(К.Г.Паустовский)
Учитель: Прочитайте слова. Как вы их понимаете?
Дети: Русские слова особые, они напевны, поэтичны. Писатель сравнивает их с драгоценностями.
УчительКакое оно, русское слово?
Дети: Простое, понятное, образное, емкое, живое, загадочное, точное, звонкое.
Учитель: Какое средство выразительной речи использует писатель?
Дети: Сравнение.
Учитель: Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали?
Дети: «Золотой луг», «Кладовая солнца», «Кот-ворюга», «Корзина с еловыми шишками», «Случай в станционном буфете», «Наедине с осенью», «На дилижансе», «Золотая роза», «Жильцы старого дома», «Сказки», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Тёплый хлеб»
Учитель: Сегодня нам предстоит еще одна встреча с этим удивительным писателем. Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Проверим.
Учитель: Я буду читать произведение, а те из вас, кто хочет быть слушателем, будут слушать, те, кто хочет быть читателем, будут читать глазками. Задание: Определить вид искусства, жанр и тему произведения.
Примечание: Чтение произведения учителем. Проверка задания.
Дети: Рассказ о природе.
Учитель: Я думаю, что каждому из вас захотелось прочитать этот рассказ. И это не случайно, ведь Паустовский не только владеет тайнами природы, но мастерски умеет рассказать об этом. Как вы понимаете, что значит мастерски?
Дети: Умело, со сноровкой, быстро и хорошо.
3. Чтение текста детьми по абзацам.
Учитель: Какие чувства возникли у вас?
Дети: Сначала - грусть, некоторая унылость, потом возникло светлое чувство, торжественность, праздничность.
Учитель: Какие слова и выражения вас поразили?
Дети: «…наступила необыкновенная тишина», «…заворожила стужа», «день как будто дремал».
4. Физкультурная пауза под музыку.
5. Продолжение работы над темой.
Учитель: Сейчас мы будем с вами исследователями. Самостоятельная работа по рядам с карандашом в руках.
1 ряд. Подчеркните, какие краски можно увидеть.
2 ряд. Подчеркните, какие звуки можно услышать, если внимательно читать текст.
3 ряд. Подчеркните слова, значение которых надо объяснить.
Примечание: Проверка работы идёт в парах. Учитель отслеживает ход выполнения со стороны.
Учитель: Обратим внимание на слова и словосочетания. Давайте прочитаем их хором:
безмолвно
ходики
головокружительная высота
полночь
заворожила стужа
Учитель: Подберите к ним синонимы.
Дети: Тихо, часики, высотная, небоскребная, заоблачная, тишина, заколдовала, очаровала.
Учитель: Какие чувства испытывает автор?
Дети: Восхищение, радость, восторг, которые испытывают люди при виде первого снега.
Учитель: Почему автор испытал «странное ощущение»?
Дети: Ему было непонятно, необъяснимо.
Учитель: Как вы понимаете выражение «мертвая тишина»?
Дети: Исчезли абсолютно все звуки, как будто всё умерло за окном.
Учитель: Прочитайте отрывок так, чтобы мы почувствовали это.
Учитель: Какой прием использует автор?
Дети: Олицетворение.
Учитель: Прочитайте описание первого снега ночью. Какое средство выразительной речи использует писатель?
Дети: Сравнение.
Учитель: С чем автор сравнивает первый снег?
Дети: Со стеклянным дождем.
Учитель: Отчего утром хрустело все вокруг?
Дети: Снег выпал и ударил лёгкий морозец, он сковал снежинки, и они хрустели под ногами.
Учитель: Прочитайте этот отрывок красиво, выразительно.
6. Дополнение текста зрительным рядом.
Учитель: Будем зрителями.
Звучит музыка П.И. Чайковского. Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
Учитель: Посмотрите на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова. Как бы вы назвали эту картину?
Дети: Начало зимы. Сюрприз.
Учитель: Художник назвал картину «Первый снег». Почему именно «первый»?
Дети: Нет сугробов, местами еще видна голая земля.
Учитель: Какое время суток изображено? Как вы догадались?
Дети: Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
Учитель: Как первый снег изменил природу?
Дети: Украсил, принарядил, освежил.
Учитель: Кого изобразил художник на переднем плане?
Дети: Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.
Учитель: Опишите их внешний вид.
Дети: Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
Учитель: Вглядитесь в лица детей, что на них отражено?
Дети: Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник, ребятам нравится первый снег.
Учитель: Почему их удивляет первый снег?
Дети: Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.
Учитель: Художник пользовался красками. Попробуем выступить в роли писателей. Постарайтесь найти нужные, точные слова для того, чтобы описать снег, изображенный на картине. Подберите имена прилагательные.
Дети: Мягкий, робкий, добрый, тихий, пушистый, мохнатый и т.д.
Учитель: Подберите глаголы.
Дети: Идет, порхает, сыплется, падает, летит, кружится, танцует, опускается, укрывает.
Учитель: Поищем слова-сравнения.
Дети: Хлопьями, крупой, стеклянным дождем, пухом.
Учитель: Прочитайте строки из рассказа Паустовского, которыми можно озвучить эту картину.
Примечание: Дети читают.
Учитель: Что общего в рассказе Паустовского и картине Пластова?
Дети: И в рассказе, и на картине главное – первый снег, подчеркивается единство живой и неживой природы, природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
Учитель: Взгляните с позиции темы и настроения. Русский композитор Петр Ильич Чайковский выразил свои чувства в музыке, и она нам помогла передать настроение картины. Приходилось ли вам наблюдать, как падал первый снег?
Дети: Да, это явление завораживает, очаровывает, заставляет наблюдать.
Учитель: Запомнился ли вам этот день? Расскажите о своих чувствах.
Дети: Было восхищение, чувство таинственности, волшебности.
Учитель: Я предлагаю вам отправиться в наш, калининградский, зимний лес и увидеть самим очарование преображенного волшебного леса.
7. Видеозарисовка «Первый снег».
Учитель: Что вы можете сказать о человеке, который снял для нас этот фильм? Чем он хотел поделиться с нами?
Дети: Ему очень нравится зима, он наблюдательный человек, тонко чувствующий природу.
8. Итог урока.
Учитель: С кем произошла встреча на уроке?
Дети: С писателем К.Г.Паустовским, художником А.А. Пластовым, композитором П.И. Чайковским.
Учитель: Что можно сказать об этих людях?
Дети: Эти люди очень любят природу, внимательные, чувствительные, творческие.
Учитель: Этот мир вы можете открыть и для себя. Прочитайте. «Родная природа! Всмотритесь в нее, вслушайтесь в журчание весеннего ручейка, в песенку зимней вьюги. Что может быть прекраснее всего этого?» Кому из этих людей могут принадлежать слова?
Дети: Пришвину, Паустовскому, Скребицкому, Бианки. Мы не знаем.
Учитель: Вы правы, каждый мог их сказать. Но они принадлежат русскому писателю Г. Скребицкому.
9. Домашнее задание.
Что сумеешь - нарисуй,
Если сможешь - объясни,
Что захочешь - заучи,
С добрым чувством прочитай!
Использованные источники:
http://mafona.ru/AlbumInfo.aspx?albumId=123770
Примечание:
видеофайл прилагается к конспекту, а музыкальный файл все могут скачать свободно и бесплатно по данной ссылке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Когда наступит лето? Конспект урока по окружающему миру 1 класс
Когда наступит лето? Конспект урока по окружающему миру 1 класс...