К. Паустовский "Прощание с летом"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Жидкова Ирина Викторовна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._paustovskiy_proshchanie_s_letom.rar1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Подготовила Жидкова И. В.

Учитель начальных классов.

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема: Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

  • воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к природе, нравственные качества личности.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Орг. момент

Прозвенел звонок для нас.

Все уже зашли в наш класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем.

Наш урок начнем.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, отгадайте загадки.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Зажгла огней рябиновых костер.

То – щедрая красавица игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем (это золотая осень).

А это что за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней и голодно

В душе тоска и холодно

Все засыпают, угасают дни.(Это тоже осень.)– А какая это осень?(поздняя осень)

– Вспомните, кто помог нам увидеть осень, услышать ее звуки? (дети перечисляют названия и авторов произведений)

- О каких приметах осени, ее признаках говорят, прочитанные произведения, ваши рисунки?

Мы знаем насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

III. Постановка проблемы

- Но не только писали об осени, но и прозаики.

У вас на столах лежат карточки с ключевыми словами из знакомых вам произведений. Прочитайте их, обсудите в паре, что это за произведения и кто их автор.

Определи по ключевым словам, какое это произведение и кто его автор.

  1. Бывшая баня, густой сад, высокий частокол, западня для котов, облетающий сад, пустынный сентябрь, затерянность в этом огромном мире, ощущаю как счастье.
  2. Неприятности начались, такса Фунтик, кот Степан, война была объявлена, голенастый петух, звон дождевых капель, керосиновая лампа, музыкальный ящик мастера Гальвестона.

(ребята высказывают свои мнения)

Молодцы, вы сказали все верно

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

IV. Сообщение темы и целей урока

- сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством К. Г. Паустовского и его произведением «Прощание с летом»

- Откройте учебники на стр. 185

V. Работа над  анализом текста.

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о какой осени мы будем читать?

- Почему вы так решили?

Словарная работа:

стрёхи - нижний, свисающий край крыши, избы.

гравюра - выгравированный рисунок, изображение картины, рисунка путём оттиска.

тесовая крыша- крыша, покрытая тонкими дощечками (тёсом) из тёса

Художник  Брюллов- Карл Павлович 1799-1852 гг.. русский живописец.

Первопуток - первый зимний путь по свежему снегу

1 часть.  выразительно читает учитель

Анализ текста  

  1.      Какое настроение вызывает у Вас этот отрывок?
  2.      О каком месяце говорит автор?  (ноябре)
  3. Как называет его автор? Почему?

- А вы знаете как в народе называли ноябрь?

Ноябрь- полузимник, грудень.

 - Как вы понимаете слово полузимник?

Ноябрь - ворота зимы. В ноябре - зима с осенью борются.

2 часть

Анализ текста:

  1. Каким образом изменилось настроение и по какой  причине?

(На смену грустному, подавленному настроению приходит радость т.к. выпал первый снег. Праздник природы переходит в праздник души)

  1. Почему автор называет наступившую тишину «мёртвой»?
  2. Как воспринял первый снег Рувим?

3 часть

Анализ текста

 

- Что сказал о первом снеге дед Митрий?

- Почему трудно было оставаться дома?

- Куда автор и Рувим ушли в первый зимний день?

4 часть

- Почему писатель говорит «день будто дремал»?

(изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно)

- Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени?

- Какой была вода в Ларином озере? (черная, прозрачная)

На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? (цвет напоминал свинец)

  Как Паустовский показал, что зима начала «хозяйничать» над землёю?

- Почему 4 часть проникнут не только ощущением грусти, но и  радостью?

- Что радовало Паустовского зимой?

(Потому, что в приходе зимы есть своя радость, цветы под снегом, трещит огонь в печи, остались зимовать синицы, зима показалась такой же прекрасный как и лето).

 - Как называется первый зимний месяц? А как его в народе величают?

Декабрь -студень, студеный, стужайло.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

    - Как понимаете слово тешит? (радует)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

VI .Обобщение и систематизация знаний.

Обобщающая беседа.

а) О чём рассказал К. Паустовский в своём произведении? Какое таинство природы сумел нарисовать?

б) Согласны ли вы с названием рассказа «Прощание с летом»? Какое бы вы предложили название?

в) Почему же автор назвал свой рассказ именно так? (С первым снегом, когда он укрывает землю мягким одеялом, действительно начинаешь понимать, что лето прошло и не воротится до следующего года…)

VII. Подведение   итогов урока, выставление оценок.

 

- Чему учились на уроке?

Что понравилось, запомнилось?

VIII. Домашнее задание

1. Выразительное чтение отрывка, который особенно понравился.

2. Подготовить пересказ.

3. На страничку «Осень» выписать эпитеты, сравнения и олицетворения, слова и выражения, описывающие осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник"Лето, лето - красота!"

Развлекательно – познавательная программа для детей  младшего школьного возраста (1  класс). Проводится в конце учебного года.Класс празднично украшен. На доске три картины лета: на лугу, на...

"ЛЕТО, АХ ЛЕТО"

ПОЛОЖЕНИЕ О ФОТОКОНКУРСЕ...

" Лето, лето, мы рады тебе!"

Итоговое собрание - праздник для родителей и детей...

Лето! Ах, лето! Лето теплое кончилось...

Лето! Ах, лето! Лето теплое кончилось...Но остались детские сочинения-сообщения о том, как ходили в лес, ездили на конеферму в с. Дмитриевка, посетили храм Дмитрия Солунского, гд...

Конспект занятия "Лето, ах, лето..."

Конспект занятия  по предшкольной подготовке "Лето, ах, лето..."  поможет расширить знания детей о лете, обогатить словарный запас....

Проект Лети, лети лепесток

"Проект Лети, лети лепесток" (здоровьесберегающие технологии )описание и планирование проектной деятельности...