Рабочая программа и КТП 1-4 классы
рабочая программа по чтению
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Никольская ООШ»
_______________ / Графкина С.Н
_____________________________
Рабочие программы
(на основе сборника рабочих программ «Школа России»)
1- 4 классы
Литературное чтение
по учебникам «Литературное чтение» ( авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
Программа составлена Худорожковой Ольгой Евгеньевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2019 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- принятие и освоение социальной роли школьника;
- положительное отношение к урокам литературного чтения;
- умение оценивать однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых правил;
- постепенное понимание того, что жизнь не похожа на сказки;
- невозможность разделить людей на хороших и плохих;
- умение объяснять, что связывает тебя с другими людьми и с природой;
- внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- делать вывод о результате, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем, вырабатывать критерии оценки;
- осознавать причины своего успеха (неуспеха)
Познавательные
Учащийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Учащийся получит возможность научиться:
- знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
- выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
- понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию
Коммуникативные
Учащийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Учащийся получит возможность научиться:
- внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
- сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
- читать по слогам;
- читать слог + целое слово с постепенным увеличением скорости чтения;
- читать вслух осмысленно, передавая интонацию;
- подробно пересказывать текст;
- различать научно-познавательный и художественный тексты;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным произведениям, уметь отвечать на вопросы по тексту и задавать их;
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать целыми словами;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, ее элементах;
- осмыслять нравственное содержание прочитанных произведений и соотносить с реалиями жизни;
- выказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- пересказывать текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащийся получат возможность научиться:
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
- читать по ролям литературные произведения
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
- различать произведения по жанру: загадка, песня, сказка;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- называть героев произведения и давать их простейшую характеристику.
Учащийся получит возможность научиться:
- отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков;
- находить в литературных произведениях факты, связанные с историей России и ее культурным наследием.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;
- опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;
- умение оценивать однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых правил;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- готовить при помощи ИКТ и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- самостоятельно оценивать правильность действия, внесения корректив;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Учащийся получит возможность научиться:
- оценивать правильность выполнения тех или иных действий;
- планировать свои действия по мере необходимости.
Познавательные
Учащийся научится:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту, представленную в виде: текста, иллюстраций, элементарных схем и таблиц;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;
- отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста;
- находить нужные книги в библиотеке;
- участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащийся получит возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: выказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
- пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
- пользоваться приемами выборочного чтения в соответствии с задачами чтения под руководством учителя;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах,
- опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
Учащийся получит возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.). При выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащийся получит возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности;
- использовать знания о рифме, особенностях юмористических произведений в своем творчестве.
Учащийся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
- принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
-к онтролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно делать несложные выводы;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в группе, паре.
- проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные
Учащийся научится:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;
- осознавать смысл понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;
- понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;
- участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
-представлять информацию в форме текста, таблицы.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений;
- обобщать и преобразовывать модели;
- представлять информацию в форме сложного плана;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме на уроке;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;
- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Учащийся получит возможность научиться:
- строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме во внеурочной деятельности;
- аргументировать свою точку зрения;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
- находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;
- конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в группе, паре;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- корректно отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно ;
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- делить текст на части, озаглавливать их под руководством учителя;
- подробно пересказывать текст или его фрагменты;
- находить эпизод из текста для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- понимать прочитанное и выделять главную мысль, понимать, позицию какого героя поддерживает автор;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста с цельью его изучения и осмысления;
- делить текст на части, подбирать заглавие к ним, составлять самостоятельно план для пересказа;
- создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
- готовить проекты о книгах и писателях;
- готовить проекты о книгах и писателях.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
- писать небольшие по объему сочинения и изложения по пословице, по аналогии с прочитанным текстом;
- читать по ролям литературные произведения;
- пересказывать русские народные сказки, находить в них нравственные ценности русского человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- выборочно пересказывать текст;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов;
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;
- различать литературные и народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор);
- создавать разные тексты по аналогии на основе авторского, используя средства художественной выразительности;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- оценка на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначных поступков;
- умение отделять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях;
- оценка ситуации и умение отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие;
- умение объяснить и оценить поступки с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;
- осознание своих личных качеств и черт характера, мотивов, целей и результатов;
- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- построения отношений с людьми других мировоззрений, уважение к иному мнению, истории, культуры других народов и стран;
- соблюдение правил поведения общих для всех людей, всех граждан России;
- умение делать выбор поступков в однозначно оцениваемых ситуациях;
- признание своих плохих поступков и умение отвечать за них.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Выпускник научится:
- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;
- выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;
- планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
- работать по плану, используя основные средства;
- по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;
-в ыдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели;
- планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;
- работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ).
Познавательные
Выпускник научится:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;
- извлекать информацию - из текста, таблиц, схем, иллюстраций;
- анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;
- группировать факты и явления;
- сравнивать факты и явления;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логичные рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи);
- устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если …, то…”);
Коммуникативные
Выпускник научится:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
- принимать концептуальный смысл текстов в целом.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности.
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения.
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика.
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность.
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно -популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование 1 класс
40 часов
Дата | № урока | Тема урока | Часы |
Вводный урок | 1 | ||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 1 | |
Жили-были буквы | 7 | ||
2 | Стихотворения В. Данько , С Черного, С.Маршака | 1 | |
3 | Литературные сказки. И. Токмакова «Аля, кляксич и буква «А» | 1 | |
4 | Литературные сказки. Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | 1 | |
5 | Стихотворения. Г. Сапгир «Про Медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Гамазкова , Е. Григорьева «Живая азбука» | 1 | |
6 | Творческая работа: волшебные превращения | 1 | |
7 | Проектная деятельность. «Создаем город букв», «Буквы-герои сказок» | 1 | |
8 | Конкурс чтецов. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
Сказки, загадки, небылицы | 8 | ||
9 | Сказки авторские и народные. Е. Чарушин «Теремок», «Рукавичка». «Курочка ряба» | 1 | |
10 | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | 1 | |
11 | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. | 1 | |
12 | Потешки. Герои потешки | 1 | |
13 | Небылицы. Сочинение небылиц | 1 | |
14 | Сказки А.С.Пушкина | 1 | |
15 | Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | |
16 | Произведения К.Ушинского и Л.Толстого. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
«Апрель! Апрель! Звенит капель» | 5 | ||
17 | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т.Белозерова, С.Маршака | 1 | |
18 | Литературная загадка. Сочинение загадок. | 1 | |
19 | Проект «Составляем сборник загадок» | 1 | |
20 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа | 1 | |
21 | Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
И в шутку и всерьёз | 6 | ||
22 | Веселые стихи для детей. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | 1 | |
23 | Юмористические рассказы. Н. Артюхова «Саша- дразнилка» | 1 | |
24 | Веселые стихи для детей. К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук» | 1 | |
25 | Веселые стихи для детей И. Токмаковой, К.Чуковского, И.Пивоварова, О.Григорьева, Т.Собакина | 1 | |
26 | Юмористические рассказы для детей М.Пляцковского | 1 | |
27 | К. Ушинский «Что хорошо и что дурно», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
Я и мои друзья | 7 | ||
28 | Рассказы о детях Ю. Ермолаева | 1 | |
29 | Рассказы о детях М.Пляцковского | 1 | |
30 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Дружба» | 1 | |
31 | И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня» | 1 | |
32 | Стихотворения Я.Акима и Ю.Энтина | 1 | |
33 | Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 | |
34 | Проект «Наш класс- дружная семья». Создание летописи класса. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
О братьях наших меньших | 6 | ||
35 | Стихотворения о животных. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак»,И.Токмакова «Купите собаку» | 1 | |
36 | Рассказы. В. Осеева «Собака яростно лаяла» | 1 | |
37-38 | Стихи о животных Г.Сапгира, И.Токмаковой, М.Пляцковского | 2 | |
39 | Сказки- несказки. Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж» | 1 | |
40 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
136 часов
Дата | №урока | Тема урока | Часы | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |||||||
1 | Знакомство с учебником. | 1 | ||||||
Самое великое чудо на свете | 4 | |||||||
2 | Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг. Входная диагностическая работа | 1 | ||||||
3 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Экскурсия | 1 | ||||||
4 | Старинные и современные книги. | 1 | ||||||
5 | Напутствие читателю Р.Сефа. | 1 | ||||||
Устное народное творчество | 15 | |||||||
6 | Русские народные песни. | 1 | ||||||
7 | Потешки и прибаутки | 1 | ||||||
8 | Считалки и небылицы | 1 | ||||||
9 | Загадки. Распределение загадок по тематическим группам | 1 | ||||||
10 | Пословицы и поговорки. Сочинение по пословице | 1 | ||||||
11 | Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…» | 1 | ||||||
12 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | ||||||
13 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | ||||||
14 | Русская народная сказка» Лиса и тетерев». Проверка техники чтения | 1 | ||||||
15 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | ||||||
16 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 | ||||||
17-18 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди». | 2 | ||||||
19 | А.А.Шибаев «Вспомним сказку» | 1 | ||||||
20 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество."Тест №1 | 1 | ||||||
Люблю природу русскую. Осень | 8 | |||||||
21 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки | 1 | ||||||
22 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | ||||||
23 | К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила» | 1 | ||||||
24 | А. Фет «Ласточки пропали». А.Толстой «Осень» | 1 | ||||||
25 | Осенние листья – тема для поэтов. | 1 | ||||||
26 | В. Берестов «Хитрые грибы» | 1 | ||||||
27 | М. Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так светло кругом». | 1 | ||||||
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Проверочная работа № 1 | 1 | ||||||
Русские писатели | 14 | |||||||
29 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Викторина по сказкам поэта | 1 | ||||||
30 | А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | ||||||
31 | Лирические стихотворения А.Пушкина. | 1 | ||||||
32-34 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и | рыбке» | 1 | |||||
35 | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | ||||||
36 | И. А.Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | ||||||
37 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | ||||||
38 | Л.Н.Толстой «Филипок» | 1 | ||||||
39 | Л.Н.Толстой «Котенок» | 1 | ||||||
40 | Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» | 1 | ||||||
41 | Разноцветные страницы. Проверка техники чтения | 1 | ||||||
42 | Обобщение по разделу «Русские писатели». Контрольная работа № 1 | 1 | ||||||
О братьях наших меньших | 12 | |||||||
43 | Научно-популярный текст Н.Сладкова «Они и мы». А.А.Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | ||||||
44 | Веселые стихи о животных. Б.Заходера, И.Пивоваровой. | 1 | ||||||
45 | Веселые стихи о животных. В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | ||||||
46 | Рассказ о животных М.Пришвина «Ребята и утята | 1 | ||||||
47 | Рассказ о животных Е.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | ||||||
48 | Рассказ о животных Б.Житков «Храбрый утенок» | 1 | ||||||
49-50 | Рассказ о животных В.Бианки «Музыкант | 2 | ||||||
51-52 | В.Бианки «Сова» | 2 | ||||||
53 | Разноцветные страницы | 1 | ||||||
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2 | 1 | ||||||
Из детских журналов | 9 | |||||||
55 | Знакомство с детскими журналами | 1 | ||||||
56 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?» | 1 | ||||||
57 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи» | 1 | ||||||
58 | Д.Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | ||||||
59 | Ю.Владимиров «Чудаки» | 1 | ||||||
60 | А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка» | 1 | ||||||
61 | Д.Хармс «Веселый старичок» | 1 | ||||||
62 | Проект «Мой любимый детский журнал» | 1 | ||||||
63 | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Тест № 2 | 1 | ||||||
Люблю природу русскую. Зима | 9 | |||||||
64 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | 1 | ||||||
65 | Стихи о первом снеге И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, Я.Л.Акима | 1 | ||||||
66 | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…». | 1 | ||||||
67 | Лирические стихотворения С.Есенина. | 1 | ||||||
68 | Русская народная сказка «Два мороза». | 1 | ||||||
69 | С.В.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | ||||||
70 | Веселые стихи о зиме А.Л.Барто, С.Д.Дрожжина | 1 | ||||||
71 | Разноцветные страницы. Проверка техники чтения | 1 | ||||||
72 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Контрольная работа № 3 | 1 | ||||||
Писатели детям | 17 | |||||||
73 | К.Чуковский «Путаница» | 1 | ||||||
74 | К.Чуковский «Радость» | 1 | ||||||
75-77 | К.Чуковский «Федорино горе». | 3 | ||||||
78 | Творчество С.Я.Маршака. «Кот и лодыри | 1 | ||||||
79 | Творчество С.Михалкова. «Мой секрет», «Сила воли». | 1 | ||||||
80 | С.Михалков «Мой щенок». Проверка техники чтения | 1 | ||||||
81 | Творчество А.Барто. «Веревочка». | 1 | ||||||
82 | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 1 | ||||||
83 | А.Барто «Вовка - добрая душа». | 1 | ||||||
84 | Знакомство с творчеством Н.Носова. «Затейники». | 1 | ||||||
85-86 | Юмористичекий рассказ Н.Носова «Живая шляпа». | 2 | ||||||
87 | Н.Носов «На горке». | 1 | ||||||
88 | Скороговорки | 1 | ||||||
89 | Обобщающий урок по теме «Писатели- детям». Контрольная работа № 4 | 1 | ||||||
Я и мои друзья | 10 | |||||||
90 | В.Д.Берестов «За игрой», Э.Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду» | 1 | ||||||
91 | В.Д.Берестов «Гляжу с высоты», В.В.Лунин «Я и Вовка» | 1 | ||||||
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». | 1 | ||||||
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных». | 1 | ||||||
94 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||||||
95 | В.Осеева «Хорошее» | 1 | ||||||
96-97 | В.Осеева «Почему?» | 2 | ||||||
98 | Е.А.Благинина «Простокваша», В.Н.Орлов «На печи» | 1 | ||||||
99 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа № 2 | 1 | ||||||
Люблю природу русскую. Весна | 11 | |||||||
100 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки | 1 | ||||||
101 | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | ||||||
102 | Ф.И.Тютчев «Весенние воды» | 1 | ||||||
103 | А.Н.Плещеев «Весна» | 1 | ||||||
104 | А.Н.Плещеев «Сельская песенка» | 1 | ||||||
105 | А.А.Блок «На лугу». С.Я.Маршак «Снег уже теперь не тот» | 1 | ||||||
106 | И.А.Бунин «Матери». Проверка техники чтения | 1 | ||||||
107 | А.Н.Плещеев «В бурю» | 1 | ||||||
108 | Е.А.Благинина «Посидим в тишине». Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | ||||||
109 | С.Васильев «Белая береза», И.М.Пивоварова «Здравствуй». | 1 | ||||||
110 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна». Проверочная работа № 3 | 1 | ||||||
И в шутку, и всерьез | 14 | |||||||
111 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | ||||||
112-113 | Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха | 2 | ||||||
114-115 | Э. Успенский «Чебурашка» | 2 | ||||||
116 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | ||||||
117 | В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1 | ||||||
118 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | ||||||
119-120 | Г.Остер «Будем знакомы». | 2 | ||||||
121-122 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 2 | ||||||
123 | Ю.Тувим «Про пана Трулялянского» | 1 | ||||||
124 | Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьез». Проверочная работа № 4 | 1 | ||||||
Литература зарубежных стран | 12 | |||||||
125 | Американская народная песенка «Бульдог по Кличке Дог» | 1111 | ||||||
126 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | ||||||
127 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» | 1 | ||||||
128 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 1 | ||||||
129-130 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 2 | ||||||
131 | Ш.Перро «Красная Шапочка». Проверка техники чтения Г-Х.Андерсен «Принцесса на горошине» Итоговая диагностическая работа | 1 | ||||||
132 | 1 | |||||||
133-134 | Э.Хогарт «Мафин и паук». | 2 | ||||||
135 | Проект: «Мой любимый писатель - сказочник» | 1 | ||||||
136 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Контрольная работа № 5 | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
136 часов
Дата | №урока | Тема урока | Часы |
Вводный урок | 1 | ||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Работа со вступительной статьей | 1 | |
Самое великое чудо на свете | 4 | ||
2 | Рукописные книги Древней Руси. Диагностическая работа | 1 | |
3-4 | Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | 2 | |
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1 | 1 | |
Устное народное творчество | 14 | ||
6 | Русские народные песни. | 1 | |
7 | Шуточные народные песни | 1 | |
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | 1 | |
10 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка | 1 | |
11-12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | |
13-14 | Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк». Проверка техники чтения | 2 | |
15-16 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 2 | |
17-18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 2 | |
19 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа №1 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 | ||
20 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | |
21 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | |
22 | Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | |
23 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» | 1 | |
24 | А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 1 | |
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...» | 1 | |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | |
27 | И. 3. Суриков «Детство». | 1 | |
28 | И. 3. Суриков «Зима». | 1 | |
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Контрольная работа №1 | 1 | |
30 | Первый снег. Проверка техники чтения | 1 | |
Великие русские писатели | 24 | ||
31 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С.Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…» | 1 | |
32 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | |
33 | А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» | 1 | |
34 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | 1 | |
35 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 | |
36-39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» | 4 | |
40 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. | 4 | |
41 | Басни И. А. Крылова. «Мартышка и очки» | 4 | |
42 | Басни И. А. Крылова. «Зеркало и обезьяна» | 1 | |
43 | Басни И. А. Крылова. «Ворона и лисица» | 1 | |
44 | М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | |
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | |
46 | М.Ю.Лермонтов «Утес» | 1 | |
47 | М.Ю.Лермонтов «Осень» | 1 | |
48 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | |
49-50 | Л. Н. Толстой. «Акула» | 2 | |
51 | Л. Н. Толстой. «Прыжок» | 1 | |
52 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (быль) | 1 | |
53 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» | 1 | |
54 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа №2 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | ||
55 | Н. А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | |
56 | Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | |
57 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
| 1 | |
58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |
59 | И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги» | 1 | |
60 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3 | 1 | |
Литературные сказки | 8 | ||
61 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения | 1 | |
62 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | 1 | |
63 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | |
64-65 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | |
66-67 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 2 | |
68 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа | 1 | |
Были – небылицы | 10 | ||
69-70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 2 | |
71-73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 3 | |
74-77 | А. И. Куприн «Слон». | 4 | |
78 | Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». Проверочная работа №2 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | ||
79 | Саша Чёрный. Стихи о животных «Что ты тискаешь утенка…» | 1 | |
80 | Саша Чёрный «Воробей», «Слон» | 1 | |
81 | А. А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | |
82 | А.А.Блок «Сны», «Ворона» | 1 | |
83 | С.А Есенин «Черемуха» | 1 | |
84 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».Тест №2 | 1 | |
Люби живое | 16 | ||
85 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст | 1 | |
86 | М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | 1 | |
87-88 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | |
89 | В. И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | |
90 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». | 1 | |
91-93 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 3 | |
94-97 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 4 | |
98 | В. П. Астафьев «Капалуха». | 1 | |
99 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | |
100 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 4 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | ||
101 | С. Я. Маршак «Гроза днём». | 1 | |
102 | С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной...» | 1 | |
103 | А. Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения | 1 | |
104 | А. Л. Барто «В театре» | 1 | |
105 | С. В. Михалков «Если» | 1 | |
106 | А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | |
107 | Проект «Праздник поэзии» | 1 | |
108 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 3 | 1 | |
«Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 12 | ||
109 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 | |
110-111 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 2 | |
112-113 | А. П. Платонов «Ещё мама». | 2 | |
114-115 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 2 | |
116-117 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 2 | |
118 | Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | |
119 | Н.Н.Носов «Телефон». | 1 | |
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Проверочная работа №3 | 1 | |
По страницам детских журналов | 8 | ||
121 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. | 1 | |
122 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 | |
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | |
125 | Г. Остер «Вредные советы». Создание сборника добрых советов | 1 | |
126 | Г.Остер «Как получаются легенды» | 1 | |
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | |
128 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа №4 | 1 | |
Зарубежная литература | 8 | ||
129-130 | Мифы Древней Греции. « Храбрый Персей» | 2 | |
131 | Г.Х.Андерсен. Подготовка сообщения о великом сказочнике | 1 | |
132-134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения | 3 | |
135 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Контрольная работа №5 | 1 | |
136 | Итоговая диагностическая работа | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
102 часа
Дата | №урока | Тема урока | Часы | ||
Вводный урок | 1 | ||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 1 | |||
Летописи, былины, сказания, жития | 8 | ||||
2 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Стартовая диагностическая работа | 1 | |||
3 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | |||
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | 1 | |||
5 | «Три поездки Ильи Муромца». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. | 1 | |||
6 | Сергий Радонежский-святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергею Радонежскому». | 1 | |||
7 | «Житие Сергия Радонежского». Тест № 1 | 1 | |||
8 | Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 | |||
9 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения | 1 | |||
Чудесный мир классики | 16 | ||||
10 | П.П.Ершов. Подготовка сообщения о П.П.Ершове | 1 | |||
11-12 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». | 2 | |||
13 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С.Пушкине | 1 | |||
14 | А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» | 1 | |||
15-16 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 2 | |||
17 | М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове | 1 | |||
18 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» | 1 | |||
19-20 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | 2 | |||
21 | Л.Н.Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н.Толстом Л.Н.Толстой «Детство» | 1 | |||
22 | Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» | 1 | |||
23 | А.П.Чехов. Подготовка сообщения о А.П.Чехове. А.П.Чехов «Мальчики» Тест № 2 | 1 | |||
24 | А.П. Чехов. «Мальчики». Проверка навыка чтения | 1 | |||
| 25 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь | 9 | ||||
26 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» | 1 | |||
27 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | |||
28 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист» | 1 | |||
29 | Е.А.Баратынский «Где сладкий шепот» | 1 | |||
30 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка» | 1 | |||
31 | И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями» | 1 | |||
32 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки» | 1 | |||
33 | И.А. Бунин. «Листопад». Тест № 3 | 1 | |||
34 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 2 | 1 | |||
Литературные сказки | 12 | ||||
35-36 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке» | 2 | |||
37-38 | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» | 2 | |||
39-41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 3 | |||
42-44 | С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Проверка навыка чтения | 3 | |||
45 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа № 3 | 1 | |||
46 | КВН «Литературные сказки» | 1 | |||
Делу время – потехе час | 6 | ||||
47-48 | Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» | 2 | |||
49 | В.Ю.Драгунский « Главные реки» | 1 | |||
50 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | |||
51 | В.В. Голявкин «Ни какой я горчицы не ел» | 1 | |||
52 | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час». Контрольная работа № 4 | 1 | |||
Страна детства | 7 | ||||
53-54 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков» | 2 | |||
55-57 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 3 | |||
58 | М.М.Зощенко «Елка». Тест № 4 | 1 | |||
59 | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа № 5 | 1 | |||
Поэтическая тетрадь | 4 | ||||
60 | В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | |||
61 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | |||
62 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | |||
63 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 6 | 1 | |||
Природа и мы | 10 | ||||
64-65 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш» | 2 | |||
66 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | |||
67-68 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 2 | |||
69 | Е. И. Чарушин «Кабан» | 1 | |||
70-71 | В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Тест № 5 | 2 | |||
72 | Проект «Природа и мы» | 1 | |||
73 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа № 7 | 1 | |||
Поэтическая тетрадь | 6 | ||||
74 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | |||
75 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | |||
76 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | |||
77 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». Проверка навыка чтения | 1 | |||
78 | С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | |||
79 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8 | 1 | |||
Родина | 5 | ||||
80 | И. С. Никитин «Русь» | 1 | |||
81 | С. Д. Дрожжин «Родине» | 1 | |||
82 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | |||
83 | Проект «Они защищали Родину» | 1 | |||
84 | Обобщение по разделу «Родина». Контрольная работа № 9 | 1 | |||
Страна Фантазия | 5 | ||||
85-86 | Е. С. Велтистов«Приключения Электроника» | 2 | |||
87-88 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 2 | |||
89 | Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия». Контрольная работа №10 | 1 | |||
Зарубежная литература | 13 | ||||
90-91 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 | |||
92-94 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 3 | |||
95-96 | М. Твен« Приключения Тома Сойера». Проверка навыка чтения | 2 | |||
97 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
98-99 | С.Лагерлеф «Святая ночь» | 2 | |||
100-101 | С.Лагерлеф «В Назарете» | 2 | |||
102 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...