Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2019-2020.docx | 122.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа № 9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1 - 4 классы
Программу составил
учитель начальных классов
Романова Т. К.
2019 г.
| ||||
Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" разработана на основе
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
общеобразовательных учреждениях, утвержденных ностановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
Л.А.Виноградской. Цели изучения предмета «Литературное чтение»:
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи:
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
природе;
литературы;
сложности;
тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: 1. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др. Азбука 1 класс в 2-х частях. М. «Просвещение». 2019; 2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение 1 класс в 2-х частях, М,: «Просвещение». 2019; 3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение 2 класс в 2-х частях, М,: «Просвещение»; 4. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение 3 класс в 2-х частях, М,: «Просвещение»; 5. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение 4 класс в 2-х частях, М,: «Просвещение». Предмет "Литературное чтение» входит в предметную область "Филология". Программа предмета рассчитана на 4 года. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет 429 ч. В 1 классе — 106 ч (из них на уроки обучения чтению в период обучения грамоте 80 ч + 26 ч литературное чтение). Во 2-3 классах по 119 ч (3, 5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4 классе – 85 ч (3,5 ч в неделю). | ||||
| ||||
В результате изучения курса литературного чтения будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития. Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; -овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; -осознавать значимость чтения для личного развития; -формировать потребность в систематическом чтении; -использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); самостоятельно выбирать интересующую литературу. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; -самостоятельно работать с учебным произведением; - работать в парах и группах, литературных играх; - определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД: -прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; -отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; -ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); Коммуникативные УУД: -участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую -позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; -участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. Предметные результаты: -осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; -понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; -обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; -воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; -развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; -овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
к концу 1 года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся:
справочные);
руководством учителя;
прочитанного;
оглавлению, обложке;
на вопросы по их содержанию;
тот или иной герой произведения?»;
их поступков, различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
их с отгадками;
содержание произведения с пословицей и поговоркой. Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:
автора;
(справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
предложенного в учебнике алгоритма;
учителя. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
художественной выразительности. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Обучающиеся научатся:
существенных признака;
Обучающиеся получат возможность научиться:
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся:
информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
качеством характера;
сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
В области коммуникативных УУД Обучающиеся научатся:
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
учителя;
записанному учителем на доске;
тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
Обучающиеся получат возможность научиться:
аргументы, запоминать их, приводить свои;
вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
со своим поведением в различных ситуациях;
справочники, энциклопедии для детей. В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся научатся:
руководством учителя;
вопрос учителя или учебника);
содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
учителем; оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
под руководством учителя;
уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. Обучающиеся получат возможность научиться:
учебную задачу урока;
урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
мини - группе или паре;
устной форме по собственному желанию;
неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. В области личностных УУД Обучающиеся научатся:
родине);
другой национальности;
других стран. Обучающиеся получат возможность научиться:
(любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
к концу 2 года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся:
учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
чтении отражать настроение автора;
(справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
предложенного в учебнике алгоритма;
заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. Обучающиеся получат возможность научиться:
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
руководством учителя план;
от цели чтения;
виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
художественное произведение по образцу. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Обучающиеся научатся:
ценность для русского народа;
текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться:
тексте. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Обучающиеся научатся:
руководством учителя;
прочитанному. Обучающиеся получат возможность научиться:
особенностями и индивидуальной задумкой;
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся:
определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
справочные материалы учебника, дополнительную литературу;
самостоятельно продолжать их по установленном правилу (события в сказке);
Обучающиеся получат возможность научиться:
произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
основную мысль произведения;
поведения в зависимости от мотива;
литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
ценностей;
и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
и различия;
репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. В области коммуникативных УУД Обучающиеся научатся:
аргументы, запоминать их, приводить свои;
разрешения конфликтов;
вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
со своим поведением в различных ситуациях;
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
с опорой на слайды. Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
нравственных норм;
собственного поведения;
приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся получат возможность научиться:
учебную задачу урока;
мини-группе или паре;
уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
устной форме по собственному желанию;
неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Обучающиеся получат возможность научиться:
всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
(в паре) критерии оценивания результатов;
выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
«?»);
неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. В области личностных УУД Обучающиеся научатся:
(любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
Обучающиеся получат возможность научиться:
читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
высказывания и произведения о Родине.
по предмету «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся:
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
от цели чтения;
осмысленно готовиться к национальным праздникам;
праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
художественное произведение по образцу. Обучающиеся получат возможность научиться:
Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
(сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героям произведения;
через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
доказывая свою точку зрения;
продумывать связки для соединения частей;
пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Обучающиеся научатся:
словами;
этому в тексте;
стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
средства художественной выразительности. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Обучающиеся научатся:
русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. Обучающиеся получат возможность научиться:
возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения В области познавательных УУД (общеучебных) обучающиеся научатся:
произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
основную мысль произведения;
поведения в зависимости от мотива;
литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
ценностей;
и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
и различия;
репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. Обучающиеся получат возможность научиться:
информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
творческих работах;
фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
диафильмом или мультфильмом;
название выставке книг;
поведения в зависимости от мотива;
стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. В области коммуникативных УУД Обучающиеся научатся:
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
нравственных норм;
собственного поведения;
приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
Обучающиеся получат возможность научиться:
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
слушателей;
оригинальные, по прочитанному произведению;
абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
рассуждениях;
произведению;
функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
оценивать свои достижения по выработанным критериям;
обществе;
конфликтные ситуации;
конфликтные ситуации;
конфликтных ситуаций;
систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
случае серьёзных затруднений;
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся научатся:
всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
(в паре) критерии оценивания результатов;
выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Обучающиеся получат возможность научиться:
потребностями и интересами;
выборочно и пр.);
сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивания;
В области личностных УУД Обучающиеся научатся:
читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
высказывания и произведения о Родине. Обучающиеся получат возможность научиться:
примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
сочинения;
музыкантов».
«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся:
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
собственный опыт;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
произведения по заданному образ. Обучающиеся получат возможность научиться:
собственное суждение;
от цели чтения;
текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя). Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Обучающиеся научатся:
существенных признака;
форм (сказки, загадки, пословицы). Обучающиеся получат возможность научиться:
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
средства художественной выразительности. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Обучающиеся получат возможность научиться:
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся:
информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
диафильмом или мультфильмом;
выставке книг;
поведения в зависимости от мотива;
стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Обучающиеся получат возможность научиться:
поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
различных выразительных средств. В области коммуникативных УУД Обучающиеся научатся:
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
слушателей;
оригинальные, по прочитанному произведению;
абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
рассуждениях;
произведению;
функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
оценивать свои достижения по выработанным критериям;
обществе;
конфликтные ситуации;
конфликтные ситуации;
конфликтных ситуаций;
систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
случае серьёзных затруднений;
Обучающиеся получат возможность научиться:
учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы. В области регулятивных УУД Обучающиеся научатся:
выборочно и пр.);
сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивания;
уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов). Обучающиеся получат возможность научиться:
выбирать возможный путь для достижения данного результата;
преобразовывать её из одного вида в другой;
В области личностных УУД Обучающиеся научатся:
примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
сочинения;
музыкантов». Обучающиеся получат возможность научиться:
родины;
своей Родины;
| ||||
| ||||
Содержательные блоки | Характеристика основного содержания | |||
читательской деятельности | Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно- познавательному и художественному произведению. Чтение. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). | |||
| Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. | |||
| Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. | |||
пропедевтика (практическое освоение) | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. | |||
| Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. | |||
деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | |||
(106 ч. = Обучение грамоте 77 ч + 29 ч литературное чтение ) | ||||
1 класс (106 ч) | ||||
Обучение грамоте (77 ч) | ||||
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | ||
Добукварный период | 9 | |||
Букварный период | 60 | |||
Послебукварный период | 8 | |||
Итого | 77 | |||
Литературное чтение (29 ч) | ||||
Введение. Жили – были буквы | 7 | |||
И в шутку и всерьёз | 7 | |||
Я и мои друзья | 7 | |||
О братьях наших меньших | 8 | |||
Итого | 29 | |||
2 класс (119 ч) | ||||
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | ||
3 класс (119 ч) | ||||
4 класс (85 ч) | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...
Рабочая программа по литературному чтению1 - 4 УМК "Начальная школа XXI века"
Программа полиетратурному чтению 1-4 УМК "Начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс
Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Ага...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по ФГОС....