Литературное чтение В.Чаплина "Мушка" 1класс
учебно-методический материал по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока. Литературная викторина "Кто это говорит?" Работа с текстом по частям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mushka2.doc | 201 КБ |
urok_mushka2.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказы для детей. В.В. Чаплина «Мушка».
Учебные задачи: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к ним и их поступкам; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать (подробно).
1) Вступление.
- Прозвенел звонок , вот начинается урок
- Урок литературного слушания
- Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
- Какими фигурами их обозначаем на моделях обложек?
- А темы произведений?
- Каким цветом их обозначаем на модели?
2) Начнём наш урок с конкурса знатоков
Игра «Прочитай и соедини "Кто это говорит?»
Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье? | Ребята Муха-Цокотуха Мама Ёж Воробей Мальчик |
"Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться». | |
Рано, пташечка, запела. Смотри ещё, сколько морозу будет. Ещё наплачемся … | |
Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! | |
Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье "Мама"! | |
"Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась!" |
3) Подведём итоги. Оцените работу
- Посмотрите, что открыли нам пазлы:
(Ф.И.О. писательницы)
- Героями в игре были люди и животные. Кто попробует сформулировать тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В.Чаплиной (о ком это будет произведение) о людях и животных.
- Какую роль вы выполняли сейчас? (Знатоков литературы)
4) Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка»: слушание, беседа, моделирование.
- Послушайте произведение В. Чаплиной
- Какую роль вы будете сейчас выполнять? (Слушателей.)
- Какими слушателями? (Внимательными.)
Чтение рассказа учителем с остановкой («… и упала».)
- Подумайте, как развивались события? (Предположения детей.)
- Кем вы сейчас были? (Сочинителями.)
- Послушайте, как автор описал события.
Дочитывание рассказа учителем, но не до конца.
- Как вы думаете, закончилось произведение?
- Какие чувства вызвало у вас произведение? (Жалость, грусть, страх, радость, удивление.)
- Какую роль вы начали выполнять? (Собеседников.)
- Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
5) Смоделируйте самостоятельно обложку к произведению.
- Кем вы сейчас будете работать? (Конструкторами.)
Моделирование обложки детьми.
- К какому жанру относится это произведение? Почему? (Небольшое произведение, об одном событии с небольшим количеством героев)
- Какова тема рассказа? (Прямоугольник коричнево-желтый.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? (Мушка.)
- Кто автор? (Появляется надпись: В.В. Чаплина и фотография.)
Сообщение учителя об авторе. Выставка книг В.В. Чаплиной.
Знаете ли вы, кто такая Вера Чаплина? Это известная детская писательница, творчество которой посвящено животному миру. С ним связаны не только ее произведения, но и жизненный путь. Долгие годы проработала в Московском зоопарке Вера Чаплина. Родилась она в Москве 24 апреля. В 10летнем возрасте она потерялась и попала в детский дом, далёко от Москвы, в Ташкенте.
Вскоре Девочку отыскала мать и привезла обратно в Москву. Вера стала посещать зоопарк и кружок юных биологов. Вера Чаплина не просто кормила соской детенышей разных зверей и заботилась о них. Она наблюдала за ними. Она хотела создать для животных такие условия, чтобы они не чувствовали, что находятся в неволе.Чаплина Вера Васильевна в Московском зоопарке создала детскую площадку для молодника животных. Здесь воспитывался крепкий и здоровый молодняк, были все условия для того, чтобы разные животные могли уживаться друг с другом. Этот эксперимент вызвал огромный интерес зрителей и многие годы был "визитной карточкой" Московского зоопарка. В это же время в журнале "Юный натуралист" были напечатаны первые рассказы Чаплиной. Они имели успех у читателей. Во время войны В.В. была эвакуирована вместе с ценными животными на Урал. Проявила себя решительным и умелым организатором. Она стала летом 1942 года замдиректора Свердловского зоопарка. Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Более 30 лет своей жизни отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. После войны Вера Васильевна занялась постоянной литературной работой и появились новые книги. Вот одни из них.
Знакомство с книгами В. Чаплиной.
6) Давайте узнаем, как закончилась эта история.
Откроем книгу с.109 Дочитывание рассказа детьми в учебнике.
- Какую роль вы будете выполнять? (Читателей.)
- Какие чувства возникли в процессе чтения? (Гордость, радость.)
7) Повторное слушание; деление на части и составление схематического плана рассказа.
Чтение первой части детьми в рабочей тетради на странице 36.
- Кого однажды принесла Люда домой?
- Как выглядела собачка?
- Как бы вы озаглавили первую часть? (Люда и Мушка.)
Чтение второй части
- Почему Мушка всех боялась?
- Как вела себя на улице?
- Как относились к этому ребята во дворе?
- Как бы вы озаглавили вторую часть? (Во дворе.)
Чтение третьей части
- Что случилось однажды во дворе?
- Как повела себя Мушка в этой ситуации?
- Что заставило маленькую пугливую собачку броситься на большую страшную собаку?
- Как вы думаете Мушка перестала бояться эту собаку?
- Как повела себя большая серая собака?
- Что делала Мушка?
- Как озаглавим эту часть? (Злая собака и Мушка.)
Чтение четвёртой части
- Как стали относится к Мушке во дворе после этого случая? Почему?
- Как озаглавим эту часть? (Мушка)
Рекомендации: попробуйте дома пересказать рассказ по схеме,
В рабочем листе восстановите последовательность рассказа числами.
Проверка. Оценка
О чём хотела рассказать нам В.В.Чаплина этим рассказом?
(В трудную минуту любовь и преданность оказались сильнее страха\. И пугливая Мушка встала на защиту Люды.)
8) Прочтите, пожалуйста, глазами эти предложения. Что это? Выберите те которые подходят к рассказу
Проверка и оценивание
9) Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?
- Оцените свою работу на уроке?
Выбери своё настроение урока
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказы для детей. В.В. Чаплина «Мушка».
Учебные задачи: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к ним и их поступкам; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать (подробно).
1) Вступление.
- Прозвенел звонок , вот начинается урок
- Урок литературного слушания
- Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
- Какими фигурами их обозначаем на моделях обложек?
- А темы произведений?
- Каким цветом их обозначаем на модели?
2) Начнём наш урок с конкурса знатоков
Игра «Прочитай и соедини "Кто это говорит?»
Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье? | Ребята Муха-Цокотуха Мама Ёж Воробей Мальчик |
"Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться». | |
Рано, пташечка, запела. Смотри ещё, сколько морозу будет. Ещё наплачемся … | |
Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! | |
Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье "Мама"! | |
"Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась!" |
3) Подведём итоги. Оцените работу
- Посмотрите, что открыли нам пазлы:
(Ф.И.О. писательницы)
- Героями в игре были люди и животные. Кто попробует сформулировать тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В.Чаплиной (о ком это будет произведение) о людях и животных.
- Какую роль вы выполняли сейчас? (Знатоков литературы)
4) Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка»: слушание, беседа, моделирование.
- Послушайте произведение В. Чаплиной
- Какую роль вы будете сейчас выполнять? (Слушателей.)
- Какими слушателями? (Внимательными.)
Чтение рассказа учителем с остановкой («… и упала».)
- Подумайте, как развивались события? (Предположения детей.)
- Кем вы сейчас были? (Сочинителями.)
- Послушайте, как автор описал события.
Дочитывание рассказа учителем, но не до конца.
- Как вы думаете, закончилось произведение?
- Какие чувства вызвало у вас произведение? (Жалость, грусть, страх, радость, удивление.)
- Какую роль вы начали выполнять? (Собеседников.)
- Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
5) Смоделируйте самостоятельно обложку к произведению.
- Кем вы сейчас будете работать? (Конструкторами.)
Моделирование обложки детьми.
- К какому жанру относится это произведение? Почему? (Небольшое произведение, об одном событии с небольшим количеством героев)
- Какова тема рассказа? (Прямоугольник коричнево-желтый.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? (Мушка.)
- Кто автор? (Появляется надпись: В.В. Чаплина и фотография.)
Сообщение учителя об авторе. Выставка книг В.В. Чаплиной.
Знаете ли вы, кто такая Вера Чаплина? Это известная детская писательница, творчество которой посвящено животному миру. С ним связаны не только ее произведения, но и жизненный путь. Долгие годы проработала в Московском зоопарке Вера Чаплина. Родилась она в Москве 24 апреля. В 10летнем возрасте она потерялась и попала в детский дом, далёко от Москвы, в Ташкенте.
Вскоре Девочку отыскала мать и привезла обратно в Москву. Вера стала посещать зоопарк и кружок юных биологов. Вера Чаплина не просто кормила соской детенышей разных зверей и заботилась о них. Она наблюдала за ними. Она хотела создать для животных такие условия, чтобы они не чувствовали, что находятся в неволе.Чаплина Вера Васильевна в Московском зоопарке создала детскую площадку для молодника животных. Здесь воспитывался крепкий и здоровый молодняк, были все условия для того, чтобы разные животные могли уживаться друг с другом. Этот эксперимент вызвал огромный интерес зрителей и многие годы был "визитной карточкой" Московского зоопарка. В это же время в журнале "Юный натуралист" были напечатаны первые рассказы Чаплиной. Они имели успех у читателей. Во время войны В.В. была эвакуирована вместе с ценными животными на Урал. Проявила себя решительным и умелым организатором. Она стала летом 1942 года замдиректора Свердловского зоопарка. Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Более 30 лет своей жизни отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. После войны Вера Васильевна занялась постоянной литературной работой и появились новые книги. Вот одни из них.
Знакомство с книгами В. Чаплиной.
6) Давайте узнаем, как закончилась эта история.
Откроем книгу с.109 Дочитывание рассказа детьми в учебнике.
- Какую роль вы будете выполнять? (Читателей.)
- Какие чувства возникли в процессе чтения? (Гордость, радость.)
7) Повторное слушание; деление на части и составление схематического плана рассказа.
Чтение первой части детьми в рабочей тетради на странице 36.
- Кого однажды принесла Люда домой?
- Как выглядела собачка?
- Как бы вы озаглавили первую часть? (Люда и Мушка.)
Чтение второй части
- Почему Мушка всех боялась?
- Как вела себя на улице?
- Как относились к этому ребята во дворе?
- Как бы вы озаглавили вторую часть? (Во дворе.)
Чтение третьей части
- Что случилось однажды во дворе?
- Как повела себя Мушка в этой ситуации?
- Что заставило маленькую пугливую собачку броситься на большую страшную собаку?
- Как вы думаете Мушка перестала бояться эту собаку?
- Как повела себя большая серая собака?
- Что делала Мушка?
- Как озаглавим эту часть? (Злая собака и Мушка.)
Чтение четвёртой части
- Как стали относится к Мушке во дворе после этого случая? Почему?
- Как озаглавим эту часть? (Мушка)
Рекомендации: попробуйте дома пересказать рассказ по схеме,
В рабочем листе восстановите последовательность рассказа числами.
Проверка. Оценка
О чём хотела рассказать нам В.В.Чаплина этим рассказом?
(В трудную минуту любовь и преданность оказались сильнее страха\. И пугливая Мушка встала на защиту Люды.)
8) Прочтите, пожалуйста, глазами эти предложения. Что это? Выберите те которые подходят к рассказу
Проверка и оценивание
9) Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?
- Оцените свою работу на уроке?
Выбери своё настроение урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....