Литературное чтение В.Чаплина "Мушка" 1класс
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Технологическая карта урока. Литературная викторина "Кто это говорит?" Работа с текстом по частям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mushka2.doc201 КБ
Microsoft Office document icon urok_mushka2.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказы для детей. В.В. Чаплина «Мушка».

Учебные задачи: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к ним и их поступкам; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать (подробно).

1) Вступление.

  • Прозвенел звонок , вот начинается урок
  • Урок литературного слушания
  • Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
  • Какими фигурами их обозначаем на моделях обложек?
  • А темы произведений?
  • Каким цветом их обозначаем на модели?

2)  Начнём наш урок с конкурса знатоков

Игра «Прочитай и соедини             "Кто это говорит?»

Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?

Ребята

Муха-Цокотуха

Мама

Ёж

Воробей

Мальчик

"Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться».

Рано, пташечка, запела. Смотри ещё, сколько морозу будет. Ещё наплачемся …

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "Мама"!                            

"Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась!"

3) Подведём итоги. Оцените работу

  •  Посмотрите, что открыли нам пазлы:

(Ф.И.О. писательницы)

  • Героями в игре были люди и животные. Кто попробует сформулировать тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В.Чаплиной (о ком это будет произведение) о людях и животных.

- Какую роль вы выполняли сейчас? (Знатоков литературы)

4) Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка»: слушание, беседа, моделирование.

  • Послушайте произведение В. Чаплиной
    - Какую роль вы будете сейчас выполнять? (Слушателей.)
     
    - Какими слушателями? (Внимательными.)

Чтение рассказа учителем с остановкой («… и упала».)
- Подумайте, как развивались события? (Предположения детей.)
- Кем вы сейчас были?   (Сочинителями.)  
- Послушайте, как автор описал события.

Дочитывание рассказа учителем, но не до конца.
- Как вы думаете, закончилось произведение?
- Какие чувства вызвало у вас произведение? (Жалость,          грусть, страх, радость, удивление.)
- Какую роль вы начали выполнять? (Собеседников.) 
- Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

5)  Смоделируйте самостоятельно обложку к произведению.
- Кем вы сейчас будете работать? (Конструкторами.)  

Моделирование обложки детьми.
- К какому жанру относится это произведение? Почему?  (Небольшое произведение, об одном событии с небольшим количеством героев)
- Какова тема рассказа?    (Прямоугольник коричнево-желтый.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?      (Мушка.)
- Кто автор?      (Появляется надпись: В.В. Чаплина и фотография.)

Сообщение учителя об авторе. Выставка книг В.В. Чаплиной.

Знаете ли вы, кто такая Вера Чаплина? Это известная детская писательница, творчество которой посвящено животному миру. С ним связаны не только ее произведения, но и жизненный путь. Долгие годы проработала в Московском зоопарке Вера Чаплина. Родилась она в Москве 24 апреля. В 10летнем возрасте она потерялась и попала в детский дом, далёко от Москвы, в Ташкенте.

Вскоре Девочку отыскала мать и привезла обратно в Москву. Вера стала посещать зоопарк и кружок юных биологов. Вера Чаплина не просто кормила соской детенышей разных зверей и заботилась о них.  Она наблюдала за ними. Она хотела создать для животных такие условия, чтобы они не чувствовали, что находятся в неволе.Чаплина Вера Васильевна в Московском зоопарке создала детскую площадку для молодника животных. Здесь воспитывался крепкий и здоровый молодняк, были все условия для того, чтобы разные животные могли уживаться друг с другом. Этот эксперимент вызвал огромный интерес зрителей и многие годы был "визитной карточкой" Московского зоопарка. В это же время в журнале "Юный натуралист" были напечатаны первые рассказы Чаплиной. Они имели успех у читателей. Во время войны В.В. была эвакуирована вместе с ценными животными на Урал. Проявила себя решительным и умелым организатором. Она стала летом 1942 года замдиректора Свердловского зоопарка. Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Более 30 лет своей жизни отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. После войны Вера Васильевна занялась постоянной литературной работой и появились новые книги. Вот одни из них.

Знакомство с книгами В. Чаплиной.

6) Давайте узнаем, как закончилась эта история.

Откроем книгу с.109 Дочитывание рассказа детьми в учебнике.    
- Какую роль вы будете выполнять? (Читателей.)             
- Какие чувства возникли в процессе чтения? (Гордость, радость.)

7) Повторное слушание; деление на части и составление схематического плана рассказа.
Чтение первой части детьми в рабочей тетради на странице 36.

  • Кого однажды принесла Люда домой?
  • Как выглядела собачка?
  • Как бы вы озаглавили первую часть?    (Люда и Мушка.)

Чтение второй части

  • Почему Мушка всех боялась?
  • Как вела себя на улице?
  • Как относились к этому ребята во дворе?
  • Как бы вы озаглавили вторую часть? (Во дворе.)

Чтение третьей  части

  • Что случилось однажды во дворе?
  • Как повела себя Мушка в этой ситуации?
  • Что заставило маленькую пугливую собачку броситься на большую страшную собаку?
  • Как вы думаете Мушка перестала бояться эту собаку?
  • Как повела себя большая серая собака?
  • Что делала Мушка?
  • Как озаглавим эту часть? (Злая собака и Мушка.)

Чтение четвёртой части

  • Как стали относится к Мушке во дворе после этого случая? Почему?
  • Как озаглавим эту часть? (Мушка)

 Рекомендации: попробуйте дома пересказать рассказ по схеме,

 В рабочем листе восстановите последовательность рассказа числами.

Проверка. Оценка

О чём хотела рассказать нам В.В.Чаплина этим рассказом?

(В трудную минуту любовь и преданность оказались сильнее страха\. И пугливая Мушка встала на защиту Люды.)

8) Прочтите, пожалуйста, глазами эти предложения. Что это? Выберите те которые подходят к рассказу

Проверка и оценивание

 9) Итог урока

-  С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?  
- Оцените свою работу на уроке?

Выбери своё настроение урока



Предварительный просмотр:

Тема: Рассказы для детей. В.В. Чаплина «Мушка».

Учебные задачи: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к ним и их поступкам; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать (подробно).

1) Вступление.

  • Прозвенел звонок , вот начинается урок
  • Урок литературного слушания
  • Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
  • Какими фигурами их обозначаем на моделях обложек?
  • А темы произведений?
  • Каким цветом их обозначаем на модели?

2)  Начнём наш урок с конкурса знатоков

Игра «Прочитай и соедини             "Кто это говорит?»

Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?

Ребята

Муха-Цокотуха

Мама

Ёж

Воробей

Мальчик

"Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться».

Рано, пташечка, запела. Смотри ещё, сколько морозу будет. Ещё наплачемся …

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "Мама"!                            

"Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась!"

3) Подведём итоги. Оцените работу

  •  Посмотрите, что открыли нам пазлы:

(Ф.И.О. писательницы)

  • Героями в игре были люди и животные. Кто попробует сформулировать тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В.Чаплиной (о ком это будет произведение) о людях и животных.

- Какую роль вы выполняли сейчас? (Знатоков литературы)

4) Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка»: слушание, беседа, моделирование.

  • Послушайте произведение В. Чаплиной
    - Какую роль вы будете сейчас выполнять? (Слушателей.)
     
    - Какими слушателями? (Внимательными.)

Чтение рассказа учителем с остановкой («… и упала».)
- Подумайте, как развивались события? (Предположения детей.)
- Кем вы сейчас были?   (Сочинителями.)  
- Послушайте, как автор описал события.

Дочитывание рассказа учителем, но не до конца.
- Как вы думаете, закончилось произведение?
- Какие чувства вызвало у вас произведение? (Жалость,          грусть, страх, радость, удивление.)
- Какую роль вы начали выполнять? (Собеседников.) 
- Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

5)  Смоделируйте самостоятельно обложку к произведению.
- Кем вы сейчас будете работать? (Конструкторами.)  

Моделирование обложки детьми.
- К какому жанру относится это произведение? Почему?  (Небольшое произведение, об одном событии с небольшим количеством героев)
- Какова тема рассказа?    (Прямоугольник коричнево-желтый.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?      (Мушка.)
- Кто автор?      (Появляется надпись: В.В. Чаплина и фотография.)

Сообщение учителя об авторе. Выставка книг В.В. Чаплиной.

Знаете ли вы, кто такая Вера Чаплина? Это известная детская писательница, творчество которой посвящено животному миру. С ним связаны не только ее произведения, но и жизненный путь. Долгие годы проработала в Московском зоопарке Вера Чаплина. Родилась она в Москве 24 апреля. В 10летнем возрасте она потерялась и попала в детский дом, далёко от Москвы, в Ташкенте.

Вскоре Девочку отыскала мать и привезла обратно в Москву. Вера стала посещать зоопарк и кружок юных биологов. Вера Чаплина не просто кормила соской детенышей разных зверей и заботилась о них.  Она наблюдала за ними. Она хотела создать для животных такие условия, чтобы они не чувствовали, что находятся в неволе.Чаплина Вера Васильевна в Московском зоопарке создала детскую площадку для молодника животных. Здесь воспитывался крепкий и здоровый молодняк, были все условия для того, чтобы разные животные могли уживаться друг с другом. Этот эксперимент вызвал огромный интерес зрителей и многие годы был "визитной карточкой" Московского зоопарка. В это же время в журнале "Юный натуралист" были напечатаны первые рассказы Чаплиной. Они имели успех у читателей. Во время войны В.В. была эвакуирована вместе с ценными животными на Урал. Проявила себя решительным и умелым организатором. Она стала летом 1942 года замдиректора Свердловского зоопарка. Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Более 30 лет своей жизни отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. После войны Вера Васильевна занялась постоянной литературной работой и появились новые книги. Вот одни из них.

Знакомство с книгами В. Чаплиной.

6) Давайте узнаем, как закончилась эта история.

Откроем книгу с.109 Дочитывание рассказа детьми в учебнике.    
- Какую роль вы будете выполнять? (Читателей.)             
- Какие чувства возникли в процессе чтения? (Гордость, радость.)

7) Повторное слушание; деление на части и составление схематического плана рассказа.
Чтение первой части детьми в рабочей тетради на странице 36.

  • Кого однажды принесла Люда домой?
  • Как выглядела собачка?
  • Как бы вы озаглавили первую часть?    (Люда и Мушка.)

Чтение второй части

  • Почему Мушка всех боялась?
  • Как вела себя на улице?
  • Как относились к этому ребята во дворе?
  • Как бы вы озаглавили вторую часть? (Во дворе.)

Чтение третьей  части

  • Что случилось однажды во дворе?
  • Как повела себя Мушка в этой ситуации?
  • Что заставило маленькую пугливую собачку броситься на большую страшную собаку?
  • Как вы думаете Мушка перестала бояться эту собаку?
  • Как повела себя большая серая собака?
  • Что делала Мушка?
  • Как озаглавим эту часть? (Злая собака и Мушка.)

Чтение четвёртой части

  • Как стали относится к Мушке во дворе после этого случая? Почему?
  • Как озаглавим эту часть? (Мушка)

 Рекомендации: попробуйте дома пересказать рассказ по схеме,

 В рабочем листе восстановите последовательность рассказа числами.

Проверка. Оценка

О чём хотела рассказать нам В.В.Чаплина этим рассказом?

(В трудную минуту любовь и преданность оказались сильнее страха\. И пугливая Мушка встала на защиту Люды.)

8) Прочтите, пожалуйста, глазами эти предложения. Что это? Выберите те которые подходят к рассказу

Проверка и оценивание

 9) Итог урока

-  С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?  
- Оцените свою работу на уроке?

Выбери своё настроение урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...