Урок литературного чтения в 4 классе. Михаил Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект к уроку.
Хотела познакомить детей с новым произведением Михаила Пришвина.
Воспитывать любовь к природе и ко всему живому.
Воспитывать любовь к детской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Михаил Пришвин "Выскочка" | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по произведению М.Пришвина "Выскочка" в 4-м классе
Цель урока: познакомить детей с новым произведением М.Пришвина «Выскочка»; произвести анализ данного произведения, учить пересказывать текст
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством М.Пришвина; познакомить детей с рассказом «Выскочка», её идейно- смысловым и художественным содержанием;
2. Развивающие: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»;
расширять кругозор учащихся;
3. Коррекционные:
развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.
4. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения;
воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
обогащать чувственный опыт обучающихся, их реальное представление об окружающем мире и природе;
воспитывать любовь к природе и ко всему живому;
воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.
Оборудование: учебник, книги для выставки, компьютерная презентация, тестовые карточки, словари настроения
Ход урока:
I. Организационный момент (психологический настрой – речевая разминка). Речевая разминка Развивать артикуляционный аппарат, дикцию | – Как всегда, мы начнем наш урок с речевой разминки. (Приложение 1. Слайд 1) Три сороки -тараторки Тараторили на горке. – Прочитайте тихо, погромче, громко. – Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок? – Выделите голосом, что же делали сороки? |
II. Проверка домашнего задания. Развививать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; | На прошлом уроке мы перелистнули последнюю страницу поэтической тетради. Мы попытались понять, что значит любовь к родине для Брюсова, Цветаевой, Никитина, Есенина, и других поэтов. Стихи Ивана Никитина волнуют душу, не зря многие из них положены на музыку. Давайте послушаем одно из них – « Мерцание звёзд» в исполнении учащейся (Чтение стихотворения на фоне музыки). Обратимся к словарикам настроения. Слайд Попробуйте выбрать те слова, которые помогут вам описать то настроение, которое создалось у вас вовремя чтения. Вывод: Вот видите, ребята, тот человек, который любит свою маленькую тихую родину, способен замечать необычные превращения в мире природы. Радоваться сонному лесу, молчаливой темноте, песне коростеля в ночи и ничего не требуя взамен. |
III. Подготовка к восприятию. Развитие логического мышления | - Сегодня мы познакомимся с новым разделом учебника. Название я вам предлагаю разгадать. Оно зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте с этих букв слово. Зашифровать слово природа Слайд - Что такое природа? - Послушайте внимательно слова, написанные на проекторе: Слайд «Мои, Молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем хранить водоёмы. В лесах, в степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине). Эти слова принадлежат писателю М. М. Пришвину. И именно его рассказ откроет новый раздел «природа и мы» |
IV. Слово об авторе. Расширение поля зрения. | Стр. 92 Перед нами новое произведение. Какие главные задачи поставим перед началом работы над произведением?
3. Проанализируем характеры главных героев. Посмотрите внимательно на портрет писателя. Слайд Глядя на его портрет что вы можете сказать об этом человеке? А более подробный рассказ о нем нам приготовил (один из учеников класса, заранее подготовившийся) Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Любил Михаил Михайлович лес. Он часто ходил на охоту. Но охоту не простую, а «тихую». Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. слайд Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги (обращаюсь к выставке): «Ребята и утята» «Лисичкин хлеб» «Еж» «Пиковая дама» «Вася Веселкин» «Золотой луг» |
V. Знакомство с произведением. | А мы сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать. Повторяйте за мной: гуау – гуау – Испания уаф – уаф – Франция коу – хоу – Арабские страны уон – уон - Япония бау – бау - Англия гау – гау - Вьетнам гав – гав - Россия Так, о каком же животном пойдет речь сегодня? А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так лают собаки в разных странах. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». Слайд - А как вы думаете, кого в жизни называют «Выскочкой»? (это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова). Почему же это произведение названо так? К задачам возврат:
3. Проанализируем характеры главных героев. 4. Почему произведение названо « Выскочка»? |
VI. Первичное чтение (учитель + подготовленные ученики).
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев. Физминутка | Чтение учителя. Словарная работа – При чтении нам встречались незнакомые выражения, предлагаю поработать над ними. – Прочитайте, пожалуйста, на с. 93 , 2 абзац, 3 предложение. Слайд С заскоком и пыльцой в голове – Как вы понимаете это выражение? 3 абзац последняя строчка, какое выражение привлекло ваше внимание? Поскакала дуром – как вы понимаете это? Последний абзац с. 93. Найдите, пожалуйста, как посмотрела Вьюшка на Выскочку? Косым глазом. Слайд – Как это она посмотрела? Посмотрите глазами влево, вправо, как вы посмотрели? – искоса. - Встаньте и выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте. Поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, если в рассказе «Вьюшка» дело было на реке Бии, - Поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. - Опустите руки, если было семь сорок. - Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. |
Вторичное чтение. развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев. | Кто главные герои рассказа? Слайд Найдите и зачитайте отрывок посвященный истории собаки Вьюшки, откуда она родом. Историю её клички. Свои ответы вы продемонстрируете в тесте. Возьмите тестовые карточки и приготовьтесь ответить на вопросы: Тест напечатан на карточках. - Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы. 1. Какой породы была собака Вьюшка? А) лайка Б) овчарка 2. Откуда приехала Вьюшка? А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал 3. Какую службу несла Вьюшка? А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина 4. От какого слова произошла кличка собаки? А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться» Проверка теста. На слайде ответы. Оцените себя. |
Вторичное чтение. развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев. Работа над выразительностью | Автор применяет крылатое выражение: В семье не без урода. О ком речь? Приготовьтесь прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство. Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (они были недовольны, возмущены, им было досадно). Что они ей сказали? Попробуйте передать это настроение при чтении. А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо). |
Чтение про себя , выборочное чтение (читается текст до конца). Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев. | Прочитайте рассказ до конца. Найдите в ходе чтения, отметьте отрывок, который подходит к иллюстрации данной в учебнике на стр 83. Какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки). На проекторе Слайд записаны пословицы: «Сытый голодному не товарищ». Много видит, да мало смыслит. Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу. Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается? Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека? - М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». О каких людях думал М. М. Пришвин, когда создавал это произведение? |
Рефлексия | Хотелось ли вам продолжить чтение рассказов М. Пришвина? Почему? Вот я вам и предлагаю в библиотеке взять другие произведения М. Пришвина, и поделится своими впечатлениями о прочитанном на уроке внеклассного чтения. Я надеюсь, что книги М. Пришвина многому вас научат, и многое смогут объяснить. |
Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе Михаил Михайлович Зощенко «Великие путешественники»
Учащиеся познакомятся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко, увидят самобытность его произведений, раскроют смысл получения знаний и образования, научатся давать характерис...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Викторина по внеклассному чтению по рассказам Михаила Зощенко про Лелю и Миньку 3-4 классы.
Викторина по прочитанным произведениям....
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...