уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b._zhitkov_hrabryy_utyonok.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок».
Цель урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с новыми произведениями;
- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений;
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;
- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
воспитывающие:
- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: урок решения частных задач.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группе.
Оборудование: учебник Л. В. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, портрет Б. С. Житкова, иллюстрации стрекозы и утенка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Планируемые результаты:
1.Предметные результаты:
- научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;
- получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
2.Метапредметные результаты:
- познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;
- коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают помощь в сотрудничестве;
- регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
3.Личностные УУД: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие гостей.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать.
следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
- Речевая разминка.
- прочитайте скороговорку про себя. А затем прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку.
Уточка – вертихвостка ( на карточке)
Ныряла, да выныривала,
Выныривала, да ныряла.
- Проверка домашнего задания.
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? (О братьях наших меньших)
- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)
- Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)
Выборочное чтение
- Где жили мальчики и почему они остались одни?
Прочитать отрывок.
- Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться. ( дети оценивают ребят, читавших по ролям).
- Почему нужно беречь животных? ( Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т. к. в природе всё взаимосвязано).
- Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к восприятию произведения.
- Постановка цели урока и учебной задачи.
- Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроке чтения, чему будем учиться? ( Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы, рисовать словами, делить текст на части, готовиться к пересказу.)
2) Введение в тему урока.
- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза
Кто же это? …(стрекоза)
- Что вы знаете о ней?
В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)
- Какой она представлена поэтом? ( Ленивая, беспечная, беззаботная).
- А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)
- Какая же стрекоза на самом деле? (рассказ ученика)
Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносят пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют дозорщиками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.
- Кто же второй герой?
Удивительный ребёнок
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок).
- Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)
- Как называют его мать? (Утка)
- В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)
- Какой её представил М. Пришвин в своём произведении? (Заботливая, любящая, внимательная)
- А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)
- Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам)
- Обобщение и сообщение темы.
- На доске мы видим картинки стрекоза, утёнок. Итак, наши гости – стрекоза и утёнок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
(На доске: портрет писателя, иллюстрации героев – стрекозы и утёнка, название рассказа).
Физкультминутка № 1.
Утром стрекоза проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась
Три – шагнула и присела,
На четыре – полетела
У реки остановилась-
Над водою закружилась.
- Рассказ об авторе.
- Борис Степанович Житков (1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по нашей стране России и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественным человеком и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай – всегда спешат на помощь друг другу люди».
Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б. С. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
- Открытие нового знания.
а) Сообщение темы урока.
Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».
б) Задание перед чтением.
- Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце ответить на вопрос: это рассказ или сказка?
в) Первичное чтение произведения целиком.
(Читает учитель)
г) Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.
- Понравилось произведение?
- О чём оно?
- Это сказка или рассказ? Почему?
- Как хозяйка накормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись?
- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришёл в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- Прилетела ли стрекоза ещё раз?
- Каким был утёнок Алёша?
(ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЁННЫЙ) (на доске)
- Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)
- Как вы относитесь к героям произведения?
- На кого из героев вы хотели бы т похожим? Почему?
д) Подготовка к самостоятельному чтению.
- Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). Словарная работа.
1.Руб-лен-ных ---рубленных
Стре-ко-та-ла ----стрекотала
Рас-ска-за-ли ---рассказали
Ис-пу-га-ешь-ся ---испугаешься
За-жуж-жа-ла ---зажужжала
По-ло-ман-ным ---поломанным
Хо-зяй-ка ---хозяйка
Храб-рец ---храбрец
Хвас-тун ---хвастун
На-си-лувыр-ва-лась ---насилу вырвалась
- Значение каких слов вам не понятно?
Физкультминутка № 2
- Закрепление изученного материала.
1.Чтениетекста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
1 ч.
С чего начинается рассказ?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?
Как озаглавишь 1 часть? (Хозяйка кормит утят)
2 ч.
Почему утята не ели?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 части?
Как озаглавишь? (Утята боятся стрекозы)
3 ч.
Чему удивлялась хозяйка?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 части?
Как озаглавишь? (Удивление хозяйки)
4 ч.
Кто к ним приходил в гости?
Что происходило между ними?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 части?
Как озаглавишь 4 ч? (Разговор Алёши с утятами)
5 ч.
Что произошло?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч?
Как озаглавишь 5 ч? (Алёша прогоняет стрекозу)
6 ч.
Как озаглавишь 6 ч? (Довольные утята)
Составление плана.
Хозяйка кормит своих утят.
Боялись стрекозы.
Удивление стрекозы…Должно быть утята заболели.
Разговор Алёши с утятами.
Алёша прогоняет стрекозу.
Довольные утята кушают и Алёшу.
2)Работа в группах.
Задания в конвертах.
1 группа.
Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.
2 группа.
Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.
План разрезан на отдельные полоски.
Итог урока.
Учитель: Ребята, а сейчас утёнок Алёша задаст вам вопросы. Вопросы от утёнка Алёши.
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утёнок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? ( Выручать друзей из беды)
Рефлексия.
У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке ( Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) :
-Красный квадрат, я активно работал на уроке!
- Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!
- Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утёнок благодарят вас за урок.
- Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Контрольное списывание, рисуем комнатные растения, список для чтения летом (3 класс), список для чтения летом для 5 класса
Контрольное списываниерисуем комнатные цветысписок для чтения летомсписок для чтения летом для 5 класса...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»....