Исследовательская работа "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание школьников"
методическая разработка по чтению

Данилова Гульнара Ягфаровна

Работа по нравственному воспитанию младших школьников. Выполнил обучающийся 4 класса Данилов Артур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilov_artur_mobu_sosh_s.suhorechka.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук

школьников Республики Башкортостан  

Секция: « Научных открытий заманчивый мир»

Направление: «Литературное чтение»

Тема научно- исследовательской работы

«Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание младших школьников"

Данилов Артур Олегович

учащийся 4 класса

Муниципального

общеобразовательного

бюджетного учреждения средняя

общеобразовательная школа

 с.Сухоречка

 муниципального района

 Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Научный руководитель:

Данилова Гульнара Ягфаровна,

учитель

Муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения

средняя общеобразовательная школа

 с.Сухоречка муниципального района

Бижбулякский район

Республики Башкортостан

 

г.Уфа 2020 год

Оглавление.

Введение…………………………………………………………......3 – 4 стр.

Теоретическая часть………………………………………………...5  - 8 стр.

Практическая часть………………………………………………….9- 10  стр.

Заключение……………………………………………………………11 стр.

Литература……………………………………………………………...12  стр.

Приложение……………………………………………………………13- 16 стр.

Введение.

      В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- разрушение общества.

       В нынешнее время материальные ценности доминируют над духовно-  нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

     Формирование основ моральных  качеств начинается ещё в раннем детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит нравственное развитие ребенка.

      Нравственное воспитание подрастающего поколения- одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать нравственные качества ребенка.

     Младший школьный возраст является фундаментом общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей- вот главная идея воспитания нравственных качеств личности.

Актуальность исследования: 

На сегодняшний день тема очень актуальна. По мере развития науки в обществе в жизнь ребенка внедряется компьютеризация. Народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщаясь к культуре своего народ, получает первые впечатления о ней. Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. Почти никто не знает, что такое пословицы и поговорки и т.д.  А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: Изучить влияние устного народного творчества на нравственные качества младших школьников.

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности.

Гипотеза: Использование произведений различных жанров устного  народного творчества на занятиях и повседневной деятельности способствуют развитию нравственных качеств младших школьников.

Объект: жанры устного народного творчества

Предмет исследования: Развитие нравственных качеств младших школьников через устное народное творчество.

 Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- раскрыть понятие и функции устного народного творчеств, как средства духовно- нравственного  воспитания младших школьников.

- провести викторину, анкетирование обучающихся 3-4-х классов

Методы:

сбор и обработка информации по литературным источникам;

метод сравнения;

анкетирование;

анализ результатов

Теоретическая часть.

История устного народного творчества.

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

Произведения устного народного творчества (пестушки, заклички, календарно- обрядовые песни, загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, былины,  сказки, колыбельные песни  и др.) передавались из уст в уста (устно).  Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры.

Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора).

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

         Красота фольклора открывается уже в старинных колыбельных песнях

Они наполнены материнской любовью. Сыну или дочери сулят они грядущие удачи и благополучие. «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить»

                                         Котик серый, хвостик белый.

                                         Приди котик, ночевать,

                                         Сына моего качать,

                                         А уж я тебе, коту,

                                        За работу заплачу:

                                         Кувшин молока

                                         Да кусочек пирога!

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками (от слов «нянчить», «пестовать» или «ходить за кем- нибудь»)  и потешками (это песенки- приговорки, которые пели при игре с пальцами, ручками и ножками ребенка)

                                          Идет коза рогатая,

                                          Идет коза бодатая:

                                          Ножками топ- топ,

                                          Глазками хлоп- хлоп.

                                          Кто кашу не ест,  

                                          Молока не пьет-

                                          Забодает, забодает.  

Частушки- это короткиея юмористические  песенки, из которых мы узнаем о различных событиях в жизни русского народа, о труде и досуге, любви и страданиях, радостях и горестях, о достоинствах и недостатках, о природе.

Зазывалки (например, на ярмарку)

                                          Внимание, внимание!

                                          Открывается веселое гулянье!

                                          Торопись, честной народ,

                                           Тебя ярмарка зовет!

Сказки- это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Сказки бывают: - волшебные (например «Гуси- лебеди»)

                                                       - О животных («Теремок»)

                                                       - Бытовые («Каша из топора»)

Былины- это вид устного народного творчества, в которых рассказывается о подвигах богатырей. ( например, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович)

Считалка- это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре.

                                             Баба сеяла горох,

                                             Уродился он неплох.

                                             Уродился он густой,

                                              Мы помчимся,

                                                   Ты постой!

Скороговорка- это шуточная фраза, построенная так, чтобы её трудно было произносить. Они помогают детям овладеть техникой речи.

                                             Говорил попугай попугаю.

                                             Я тебя, попугай, попугаю1

                                             Отвечает ему попугай:

                                             Попугай, попугай, попугай!

Загадка- произошло от слова «гадати», что означает «думать, размышлять» Они учат рассуждать, сравнивать. (бывают о животных,  природе, людях и т.д.)

Календарно- обрядовые песни

Колядки (рождественско- новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок- песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Веселые, коротенькие колядки были песенной формы таких пожеланий.

                                         Коляда, коляда!

                                         Подавай пирога,

                                         Блин да лепешку,

                                         В заднее окошко!

Масленичные песни  (Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен- встреча и проводы Масленицы. В песнях она веселая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.

     Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом, напевая песни, шли сжигали.

                                          Как на Масленой неделе

                                          Со стола блины летели,

                                          И сыр и творог-

                                          Всё летело под порог!

Весенние песни  (Обряды, связанные со встречей весны сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.  

                                            Весна, весна красная,

                                            Приди, весна с радостью,

                                            С великой милостью,

                                            Со льном высоким,

                                            С корнем глубоким,

                                            С хлебами обильными.

Летние песни  (Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

      На Троицу дома украшали березками, с березками ходили по деревне. Из березовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

                                              Во поле береза стояла,

                                              Во поле кудрявая стояла,

                                              Ах, люли, люли стояла,

                                              Ах, люли, люли стояла.

Осенние песни  (последний календарно- обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

        Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

                                             Жали, мы, жали,

                                             Жали- пожинали,-

                                             Жнеи молодые,

                                             Серпы золотые,

                                             Нива долговая,

                                             Постать широкая,

                                             По месяцу жали,

                                             Серпы поломали,

                                             В краю не бывали,

                                             Людей не видали.

Пословицы и поговорки.

    Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится»,- гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

                                        Отличие пословиц от поговорок

Пословица- это краткое изречение с поучительным смыслом. Они советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Поговорка- это образное выражение какого-либо явления в жизни. Она ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения (например, «В ступе воду толочь»)

Отличительная черта пословицы- законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки- это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять же народ: «Поговорка- цветок, пословица- ягода»

Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных слов, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели, такие нравственные качества человека, как ум, трудолюбие, трезвость, скромность. Они учат отличать добро от зла, правду от лжи.  

Например, пословица «Куй железо пока горячо говорит нам о мудрости народа, о его опыте.

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах.                                                                 (Приложение 1)

                                  Практическая часть.

Практическая работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе я провел анкетирование учащихся 3-4 классов, знают ли они, что такое устное народное творчество. Для этого мы составили анкету (Приложение 2)

Анализ результатов анкетирования показал, что 100 % опрошенных учащихся знают, что такое устное народное творчество.

 Примеры привели тоже все, но в основном написали только: сказки, колыбельные песни, частушки, загадки, народные приметы и считалочки.

Устное народное творчество нравится всем, и в основном это сказки.

При общении с братьями, сестрами, родителями используют примеры устного народного творчества только 30%.

На вопрос зачем нужно знать устное народное творчество, большинство ответили «для знания истории своего народа и для развития речи».

Анкета

  1. Знаешь ли ты, что такое устное народное творчество? (20 чел.)
  2. Приведи примеры устного народного творчества.

Сказки- 19 чел.,        колыбельные песни- 12 чел,

 частушки- 10 чел,     считалки- 8 чел, загадки- 13 чел.,

колыбельные песни 15 чел, народные приметы- 2 чел,

И никто не привел в примеры пословицы, поговорки, потешки, былины.

  1. Нравятся ли тебе произведения устного народного творчества? (20 чел)
  2. А ты используешь жанры устного народного творчества при общении с братьями, сестрами, родителями, друзьями? (8 человек написали сказки, закгадки)
  3. А зачем по- твоему необходимо знать устное народное творчество?

- для того, чтобы знать историю своего народа- 12 чел

- развития речи- 9 чел.

Вторым этапом нашей практической работы была организация выставки книг «По станицам русских народных сказок» и выпуск газеты «Устное народное творчество», где было дано определение устному народному творчеству, его жанрам и приведены примеры.

 Здесь же провели Викторину «Угадай героя сказок» (Приложение 3)

Все 20 участников викторины хорошо знают волка, как героя который использовал вместо удочки хвост.

А на вопрос «Кого звали по отчеству Патрикеевна?» ответили только 8 чел.

Все отлично знают Емелю и кто развалил теремок.

Про Иванушку, который испил водицы из копытца помнят 13 чел.

И только 5 человека ответили на вопрос «Какое животное носит имя Михайло Потапыч»

Из этого следует, что дети перестают читать русский народные сказки. Была дана рекомендация почаще посещать школьную и сельскую библиотеку. Там много очень интересных народных сказок. Ведь они учат не только хорошему, доброму, но и развивают память и речь.

Закрепили этот этап рисунками по содержанию русских народных сказок.

Третьим этапом провели мероприятие «Час народной мудрости». В начале которого провели анкетирование конкретно по пословицам и поговоркам. (Приложение 4).

Было видно, что ребятам понравилось данное мероприятие. Они узнали много новых пословиц и поговорок. Поиграли в игру «Закончи пословицу». Ребята заинтересовались пословицами и поговорками. Я рад, что составил  для них «Сборник пословиц и поговорок».

В заключение данного мероприятия я раздал своим одноклассникам «Сборник  пословиц и поговорок» (Приложение 5)

Анализ результатов  анкетирования показал, что пословицы и поговорки знают 64%, не знают- 36%.

Заключение

 Устное народное творчество способствует накоплению положительного морального опыта в межличностных отношениях, формируют отношение к окружающему миру. Устное народное творчество учит нас многому: каким нужно быть в дружбе, труде, учебе, как относиться к матери, старшим, Родине. А самое главное  способствует развитию нравственных качеств личности.

   Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что поставленная нами цель достигнута.

Таким образом, гипотеза наша подтвердилась- Использование произведений различных жанров устного  народного творчества на занятиях и повседневной деятельности, способствуют развитию нравственных качеств младших школьников.

      Практическая значимость данной работы заключается в том, что примеры устного народного творчества можно использовать на уроках Литературного чтения , внеклассных мероприятиях и ежедневных беседах.

     Сегодня я вижу продолжение своей работы в более углубленном изучении менее распространенных жанров устного народного творчества.

Литература

1.Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. «Детские частушки, шутки, прибаутки» (1997 г.)

2.Волина В. «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки» (1997г.)

3.Даль В.И. «Пословицы русского народа»   (1996г.)

4.Коровина В.Я., Коровин В.И. «Литература» 5, 6, кл.            (2014г.)

5.Лазутин С.Г. «Русские народные лирические песни, частушки и пословицы»  (1990г.)

6.Павлова Л. «Роль детского фольклора в воспитании ребенка»  (1986г.)

7.Стрельцов Л.Е. «Мастерская слова»  (1995г.)

8.Степанов В. «Русские пословицы и поговорки от А до Я» (1999г.)

                                                                                   

                                                                                                        Приложение 1

Раздел (тема)

Пословицы и поговорки

Умозаключение

Ум

Ума палата.

О том, у кого большие умственные способности

Родина

Человек без Родины, что соловей без песни.

Соловей не может жить без пения, так же как и человек не может без Родины.

Храбрость

Волка бояться, в лес не ходить.

Если бояться трудностей, то не стоит и начинать какое- либо дело.

Чтобы добиться успеха необходимо рисковать и действовать смело.

Дружба

Друзья познаются в беде.

Настоящий друг- это человек, который не оставит тебя в трудную минуту и поможет.

Труд

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В любом деле требуется усилие и усердие. Ведь в жизни ничего просто так не дается, не идет само в руки.

                                                                                       

                                                                                                   Приложение 2

Анкета

  1. Знаешь ли ты, что такое устное народное творчество?
  2. Приведи примеры устного народного творчества.
  3. Нравятся ли тебе произведения устного народного творчества?
  4. А ты используешь жанры устного народного творчества при общении с братьями, сестрами, родителями, друзьями?
  5. А зачем по- твоему необходимо знать устное народное творчество?

                                                                                                      Приложение 3

                                   

Викторина «Узнай героя русских народных сказок»

1.Герой, который вместо удочки использовал хвост.      (Волк)

2.Кого в сказках величают по отчеству- Патрикеевна.    (Лиса)

3.Кто все время лежал на печи?                                         (Емеля)

4.Кто развалил теремок?                                                     (Медведь)

5.Кто испил водицы из копытца.                                        (Иванушка)

6.Кого угощала лиса из кувшина.                                       (Журавля)

7.Какое животное носит имя – Михайло Потапыч.           (Медведь)  

                                                                                                  Приложение 4

Анкета.

  1. Знаете ли вы пословицы?          (ДА        НЕТ)

Если ДА, приведите пример:

2.Знаете ли вы поговорки?           (ДА         НЕТ)

Если ДА, приведите пример:

3.Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках? 

                                                             (ДА          НЕТ)

4.Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

                                                                    (ДА         НЕТ)

                                                                                                           Приложение 5

                              Сборник пословиц и поговорок  

«Труд - безделье»

«Ум и глупость»

«Добро и зло»

«Ученье, наука, знание».

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

Что посеешь, то пожнёшь.

Поле труд любит»

Ум впереди дела.

Дело мастера боится

Дурака работа любит

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ленивому всегда праздник.

Работать мальчик, а есть мужичок.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Борода выросла, а ума не вынесла.

Брат  то он мой, а ум у него свой.

Был бы ум; будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля .

Волос долог, да ум короток

Ворона и за море летала, да вороной и вернулась .

Глупому не страшно и с ума сойти.

Глупому сыну не в помощь богатство.

Глупость - не порок (а несчастье).

Глупый да малый всегда говорят правду.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе братство лучше богатства.

Торопись на доброе дело, а худое само придёт.

Добро поощряй, а зло порицай.

За добро плати добром.

За доброе жди добра, а худое само придет.

Добро творить – себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

доброму человеку помочь – не убыток.

добрый человек придет, словно свету принесет.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Ученье свет, а неученье тьма.

Ученье – лучшее богатство.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Не красна книга письмом, красна умом.

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Была бы охота, а выучиться можно.

Грамота не болезнь, годы не уносит.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Для ученья нет старости.

                                                                                                         Приложение 6.

Отзывы одноклассников.

Фидель.

Участвуя в конкурсах , викторинах  я понял, что все жанры устного народного творчества очень интересны, поучительны, дают нам много полезной информации и советов. Чтобы мы росли добрыми нам нужно побольше читать сказки, изучать колыбельные песни.

Хайдар.

Участвую в конкурсах, мне было интересно работать с пословицами и поговорками. Оказывается можно составлять рассказы по пословицам. Пословицы учат нас быть умными, не хитрыми, добрыми.

Илалия.

Мне понравилась викторина по героям сказок. Захотелось снова прочитать эти сказки. Они учат нас быть добрыми, помогать друг другу.

Диана.

Мне понравилось мероприятие «Час народной мудрости» и конкурс рисунков по сказкам. Мы вспомнили сказки, которые нам родители читали еще когда мы были еще совсем маленькие. Это самые добрые сказки на свете. И мы тоже должны быть как хорошие герои русских народных сказок: добрыми, помогать младшим.

Равиль.

Мне очень понравилось разбирать пословицы и поговорки. Они учат нас ценить дружбу, заботиться о ближних, быть трудолюбивыми.

Минислам.

Мне понравился сборник пословиц и поговорок. Я постараюсь выучить несколько из, которые мне больше всего понравились. И буду употреблять их в своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

"Нравственные основы устного народного творчества"

1. Театрализованное действие "Пришла коляда накануне Рождества".2 .Игры  на празднике "Русские народные игрища"....

"Нравственные основы устного народного творчества"

Театрализованное действие "Пришла коляда накануне Рождества". Игры на празднике "Русские народные игрища"....

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье рассматривается устное народное творчество как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста....